Цель: закрепить понятие об устном народном творчестве; всесторонне рассмотреть жанр "загадки".
Задачи:
1. Показать связь малых жанров фольклора с мифом: загадка как древний способ шифровать, "запоминать" важнейшие сведения о природе.
2. Познакомить учащихся с приёмами конструирования загадки.
3. Учить выражать собственную точку зрения, работать в группе.
4. Учить изображать загадки.
5. Развивать у ребенка интерес к окружающему миру; развивать образное мышление.
5. Воспитывать чувство прекрасного и внимательное отношение к слову.
Оборудование:
- презентация (см. Приложение 1),
- выставка книг С.Маршака,
- карточки-задания,
- ученические проекты "Загадка",
- "История моей фамилии".
Материалы: цветная бумага, лист белой бумаги, ножницы, клей.
Ход урока
I. Актуализация знаний.
Учитель начальных классов. Ребята, давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлых уроках. Поможет нам в этом Цветик-семицветик. Для этого сначала определим, к каким жанрам относятся данные произведения.
Учащийся.
Тень-тень, потетень,
Выше города плетень.
Сели звери на плетень,Похвалялися весь день.
Похвалялся медведь:
Могу песни я петь!
Учащиеся. Это потешка - песенка или стишок для игр с маленькими детьми.
Учитель начальных классов. Правильно.
(Работа над жанрами устного народного творчества ведется по СЛАЙДУ №.2 )
Учащийся. Друзья познаются в беде.
Учащиеся. Это пословица - короткое изречение, которое живет в разговорной речи и носит поучительный характер.
Учитель начальных классов. Правильно. Чему учит эта пословица?
Учащиеся. Настоящие друзья бывают рядом не только в радости, но и помогают в беде.
Учитель начальных классов. Итак, следующий жанр.
Учащийся. Проворонила ворона воронёнка.
Учащиеся. Это скороговорка - для тренировки язычка, чтобы чётко и правильно выговаривать звуки.
Учитель начальных классов. Следующий жанр.
Учащийся.
Один, два, три, четыре, пять.
Кто умеет здесь считать?
Рассчитайте-ка ребят,
Что в кружочке здесь стоят.
Учащиеся. Это считалочка - рифмованное стихотворение для справедливого отбора команды.
Учитель начальных классов. Верно.
Учащийся.
Уж где это слыхано,
Уж где это видано,
Чтоб медведь по поднебесью летал,
Черным хвостиком помахивал.
Учащиеся. Это небылица - выдумка в стихах.
Учитель начальных классов. Правильно.
Учащийся. На краю деревушки в избушке жили: бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-квохтушка, да мышка-хлопотушка. Бабушка с внучкой хозяйничали во всей избе, курочка за печкой, а мышка в норке.
Учащиеся. Это русская народная сказка. Сказка - это вымышленная история, которая носит поучительный характер.
Учитель начальных классов. Верно.
Учащийся.
Крашеное коромысло
Над рекой повисло. (Радуга.)
Учащиеся. Это загадка - иносказательное описание какого-нибудь предмета.
Учитель начальных классов. Верно. А что объединяет все эти произведения?
Учащийся. Это устное народное творчество.
Учитель начальных классов. - Почему народное творчество называют "устным"?
Учащиеся. Эти произведения передавались из уст в уста.
Учитель начальных классов. - А почему "народное"?
Учащиеся. Потому что, передавая из уст в уста, каждый следующий мог стать "соавтором", что-то изменить или добавить.
II. Работа по теме урока.
Учитель начальных классов. Всё верно. Но сегодня мы с вами остановимся более подробно на загадках. Прочитайте эпиграф к нашему уроку. (СЛАЙД № 3)
"Загадка не отгадывается сама -
Надо попробовать силу ума".
- Как вы думаете, для чего люди загадывали загадки? Только для забавы?
Учащиеся. Да. Нет.
Учитель ИЗО. Загадка - один из древнейших жанров. Начало этого жанра лежит в такой старине, о которой мы почти ничего не знаем.Возникновение загадок связано с распространенным явлением в жизни людей - иносказательной тайной речью. Наши далекие предки боялись злых духов, "злого" слова, "сглаза" и других подобных опасностей, которые, как им казалось, подстерегают их на каждом шагу. Эти враждебные силы надо было перехитрить, для этого использовали тайную, условную речь. А теперь немного истории.
Учащийся. Древние славяне верили, что растения и животные понимают человеческую речь. Поэтому. Например, собираясь на охоту, было крайне не осмотрительно обсуждать свои планы громко и откровенно. Согласитесь, трудно рассчитывать на удачу, когда вся лесная дичь уже прекрасно знает о ваших охотничьих затеях. Вот и была рекомендована зашифрованная. Иносказательная речь.
Учащийся. Домашний скот переименовывали, чтобы не навлечь на него беду, а лесных зверей - чтобы не спугнуть или не вызвать их ярость. Известно же: о волке речь - а он - навстречь. Так появились названия "долгохвостый" - для коня, "тонкорогая" - для овцы, "рыкуша" - для коровы, "низкоглядая" - для свиньи. В сказках волк не иначе как "серый", лиса - Патрикеевна, медведь - Косолапый.
Учитель ИЗО. Древний человек был убежден, что прибегая к условной речи, скрывает своего ребенка от злых сил, духов. Для этого детям давали вторые имена. Умных и красивых называли "дураками", честных и смелых - "трусами". Родителям казалось, что плохое имя, как шапка - невидимка, прикроет их ребенка от опасности и порчи. Следы таких "профилактических" имен сохранились до наших времен.
III. Защита проектов.
Учитель начальных классов. Мы тоже проделали исследовательскую работу по выяснению происхождения своей фамилии. Сейчас ребята представят результаты своей работы.
Учащиеся:
Кузнецов Олег Моя фамилия произошла от названия профессии - кузнец. В Древней Руси это было самое распространенное ремесло. Кузнецы много работали. Они делали много необходимых и красивых вещей: замки, запоры, кольчуги, шлемы. Русские умельцы ковали каленые стрелы и сабли из особо прочного железа - стали. С давних времен мой род носит фамилию - Кузнецовы.
Муцураева Милана "Муцур" переводится с чеченского языка, как "лицо". Мои прадедушки жили в Чечено-Ингушской АССР, в селе под названием Шали. Они были очень уважаемыми людьми. В древние времена таких людей называли лицом села. Таким образом, мы уже несколько поколений носим фамилию - Муцураевы.
Козьмиди Юрий Моя фамилия имеет греческое происхождение. В переводе с греческого языка "о козмоз" - означает космос, человечество, человек.
Старинец Михаил Честно говоря, я не знаю, откуда произошла моя фамилия. Но я думаю, что это было так. В древние времена, когда люди жили в пещерах, ели сырое мясо, одевались в шкуры животных, были среди них мудрые Старцы. К ним обращались за советом, они предсказывали погоду, учили охотиться на мамонта, обустраивать жилища. Быть может, эти умные люди и были моими предками. Старенец - потомок старцев. Наверное, так.
Учитель начальных классов. Загадка была не только тайным языком. С помощью загадок испытывали мудрость человека, находчивость, его знания. Знание загадок приносило человеку счастье, а незнание - гибель. Если вспомнить русские народные сказки, то во многих из них главный герой становится богатым благодаря умению разгадывать загадки. Помните, как это случалось?
Учащийся. Разнесут глашатаи по миру царский указ: дескать, выйдет царевна замуж за того, чью загадку разгадать не сможет. И вот собираются ко двору знатные женихи - иноземные короли да принцы. Поехал в столицу и Иван - дурак. Встретил по дороге змею, убил ее и придумал загадку: "Зло злом ударил, зло от зла умерло". Где ж царевне догадаться было! Приходится вести Ивана к престолу.
Учитель ИЗО. Но человечество не стоит на месте. Для того чтобы проверить свою сообразительность, находчивость, люди придумали кроссворды. Попробуем разгадать кроссворд "Загадки". (СЛАЙД №4)
Маленький рост, длинный хвост,
Серая шубка, острые зубки. (Мышь.)Течет, течет - не вытечет,
Бежит, бежит - не выбежит. (Река.)Посмотрите, дом стоит, до краев водой налит.
Без окошек, но не мрачный, с четырёх сторон прозрачный.
В этом домике жильцы - все умелые пловцы. (Аквариум.)На странице букваря 33 богатыря.
Мудрецов - богатырей знает каждый грамотей. (Алфавит.)Твой хвостик я в руке держал.
Ты полетел, я побежал. (Шарик.)Зубастый, мохнатый, как есть начнет - песенку поет. (Кот.)
Учитель ИЗО. - Какое ключевое слово получилось?
Учащиеся. Маршак. (СЛАЙД № 5)
Учитель ИЗО. - А кто он такой?
Учащийся. Самуил Яковлевич Маршак - поэт, писатель, переводчик.
Учитель ИЗО. Какие произведения автора вы читали?
Учитель начальных классов. Верно, но Самуил Яковлевич не только писал стихи, он сочинял загадки для детей. Такие загадки называются авторскими. Отгадайте загадки и подумайте, какая из них народная, а какая авторская. Докажите.
В шубе летом, зимой раздето. (Дерево.)
Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
Но зимние метели
В снега его одели. (Дерево.)
Учащийся. Первая загадка народная, а вторая авторская. В народных загадках употребляются устаревшие слова, в них заложены наблюдения, знания о явлениях природы и предметах, которые существовали в давние времена. Отличие авторской загадки в том, что автор использует больше признаков загадываемого предмета, в них содержатся знания о современных вещах, автором используются приёмы поэтической речи - олицетворение, сравнение, образность.
IV. Физкультминутка.
Учитель начальных классов. Правильно. А сейчас поиграем в игру "Зеркало". Условия игры: повторять движения за ведущим.
(Заранее подготовленный ученик проводит физминутку).
V. Защита проектов.
Учитель начальных классов. Переходим к следующему этапу нашей работы. Ребята представят загадки, которые они сами придумали. Загадки придумывали по трем темам отгадываемого предмета: животные, растения, предметы.
Учащиеся
Жёлтая серединка
Белая половинка.
В поле растет,
Гадалкой слывет. (Ромашка.)
(Чернозубова Алина)Коричневый беретик.
Золотистый жилетик.
С веточки упал
Кабан его достал. (Жёлудь.)
(Кирьянов Владислав)Круглый год нас радует
Яркою одеждою.
В Новый год приходит к нам
С новою надеждой. (Ель.)
(Старинец Михаил)Красное пламя
В центре уголёк.
Пламя потухает -
Песок рассыпает. (Мак.)
(Блажец Анна)Эта книга помогает
Нам все буквы изучать.
И детишки после этой книжки
Сразу учатся читать. (Азбука)
(Багдасарян Мария)Серенькая фуфайка
Всех в лесу боится.
Как услышит хруст -
Сразу прячется под куст. (Заяц.)
(Чиркова Юлия)
Учитель начальных классов.
- Какие условия вы должны были не забыть при сочинении загадки? (Не называть прямо задуманный предмет, а называть его по-другому или оживить его.)
- С чем сравниваются предметы в загадках? (Сравниваются с другими предметами или с человеком.)
- Каким способом загадан предмет в каждой загадке? Через что показан предмет? (Внешний вид, свойства, действия предмета.) (СЛАЙД № 6)
- Таким образом, для сочинения загадки составим памятку (СЛАЙД № 7)
Учитель ИЗО. А теперь игра "Наоборот". Необходимо к рисунку на слайде, подобрать загадку. У вас на партах лежат карточки с вариантами загадок. Работаем в парах по рядам
(СЛАЙДЫ №8,9,10)
КАРТОЧКА 1 Бусы красные висят.
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. (Малина.)Кто проходит,
Кто уходит - все ее за ручку водят. (Дверь.)КАРТОЧКА 2 Низок да колюч, сладок да пахуч.
Ягоды сорвешь - всю руку обдерешь. (Крыжовник.)Черный Ивашка - длинная рубашка,
|Где носом ведет, там заметку кладет. (Карандаш.)КАРТОЧКА 3 Длинная шея,
Рогат, да не бык,
Шесть ног без копыт. (Жук.)Красные лапки
Щиплет за пятки,
Беги без оглядки. (Гусь.)
Учитель ИЗО. Читаем варианты, который из них верный? Молодцы! С заданием все справились успешно. Но загадки можно не только рассказывать, загадки можно показывать. Наши гости из школьной театральной студии "Мечта" покажут пантомиму. "Пантомима" с греческого языка переводится как "подражатель". Ребята без слов, при помощи мимики, жестов и движений изобразят животного, растение и предмет. Ваша задача отгадать, что или кто это.
(Участники театральной студии показывают пантомиму для каждой группы учащихся - цветок, чайник, кошку).
VI. Практическая работа.
Учитель ИЗО. Спасибо говорим нашим гостям. Они наглядно показали нам, что такое пантомима. Вам понравилось? Поаплодируем им.
- Переходим к практической части нашего урока. Перед вами загадка, которую надо изобразить на листе бумаги в технике аппликации. Вам дается 10 минут для работы.
(Учащиеся выполняют работу под музыкальное сопровождение).
Загадки для аппликации.
Стоит копна,
Спереди вилы,
Сзади - метла. (Корова.)Под соснами под елками
Лежит мешок с иголками. (Еж.)У кого глаза на рогах,
А дом на спине? (Улитка.)Борода да рожки
Бегут по дорожке. (Козел.)
VII. Выставка работ учащихся. Обсуждение.
VIII. Подведение итогов урока.
Учитель начальных классов. - Что такое загадка?
- Почему родители давали детям "плохие" имена?
- Что такое пантомима?
- Почему в стародавние времена особо почитались знатоки загадок?
Учитель начальных классов. - Сегодня мы подробно рассмотрели жанр загадки. Её происхождение, виды. Учились ее конструировать, отгадывать, изображать.