Урок математики по программе Л.Г. Петерсон во 2-м классе по теме "Площадь фигур"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Цели:

1) Сформировать способность к вычислению площади прямоугольника. Ввести в речевую практику термин “формула”.

2) Тренировать способность к составлению произведений по тексту задач. Закрепить знания зависимости между множителями и произведением. Мотивировать целесообразность составления и заучивания таблицы умножения (счёт через 3).

3) Расширять знания об истории Российской железной дороги.

4) Воспитание внимательности.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, аналогия, обобщение.

Демонстрационный материал:

1) Карточка с формулой нахождения площади прямоугольника S=a·b.

2) Слайды.

3) Модель паровозика.

4) Алгоритм нахождения площади прямоугольника:

5) Презентация.

Раздаточный материал:

1) Модели железнодорожных билетов с заданиями.

2) “Листочки настроения”. (Рисунок №1)

Ход урока

1. Самоопределение к учебной деятельности.

Цели:

1) Создать мотивацию к учебной деятельности посредством поддержания в них веры в свои силы и создания игровой ситуации.

2) Определить содержательные рамки урока: площадь фигур.

Организация учебного процесса на этапе 1:

- С чем мы познакомились на предыдущем уроке? (C умножением)

- Сегодня на уроке мы узнаем новое о площади фигур.

- Какое у вас настроение?

- Я предлагаю вам отправиться в путешествие.

(Слайд №1)

- Вы все знаете паровозик из Ромашково. Он был странный и всюду опаздывал. Начальник станции предупредил его в последний раз.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Цели:

1) Тренировать способность к составлению произведений по тексту задач; давать характеристику трёхзначным и именованным числам.

2) Тренировать мыслительные операции: сравнение, анализ, аналогия, обобщение.

3) Организовать затруднение в индивидуальной деятельности и его фиксацию учащимися в громкой речи.

- Паровозик скоро отправиться в путь. Вы получите на проезд билеты, если решите задачу:

“В поезде 9 вагонов. Каким по счёту будет наш 6 вагон, если счёт вести от “хвоста” поезда?” (9-5=4 вагон)

- Получите билеты у паровозика. (Учащиеся берут билеты в макете паровозика из Ромашково)

- Рассмотрите билет. Эта модель современного билета.2

(Слайд №2)

- Откройте последний листок билета, оторвите его и прочитайте задание.

1) Дайте характеристику числа 333.

2) Выразите 333 см в разных единицах измерении:

333 см =…м …дм …см =… м …см = …дм …см

333 см2 = …дм2 …см2

- Дайте характеристику числу 333. (333 – трёхзначное число, которое состоит 3 сотен 3десятков 3 единиц; предыдущее число – 332, последующее – 334)

- Чему равна сумма цифр? (9)

- Выразите 333 см и 333 см? в разных единицах измерения:

- О единицах измерения каких величин мы говорим? (О единицах измерения длины и S прямоугольника)

- Давайте повторим счёт через 3 (от 3 до 30)

(Выполняется счёт, стоя около своих мест и хлопая ритмично в ладоши)

(Слайд № 3)

- Ну, что это! Камнепад! Завалило железную дорогу. Паровозик не может проехать. Вы можете помочь паровозику.

- Оторвите синий листок билета и выполните задание.

“Блиц-турнир”

1) В одном купе нашего поезда 4 человека. Сколько человек едет в трёх таких купе?

2) Длина железнодорожного билета равна a см, а ширина – - b см. Какова его площадь?

3. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности.

Цели:

1) Выявить и зафиксировать место и причину затруднения;

2) Согласовать цель и тему урока.

Организация учебного процесса на 3 этапе:

- В каком задании вы не смогли составить выражение? (При нахождение S прямоугольника)

- Почему не смогли найти S прямоугольника? (Не знаем, как найти площадь, не знаем зависимость между площадью и длинами его сторон)

- Поставьте перед собой цель. (Нам надо узнать, как найти площадь прямоугольника)

- Значит, какова тема урока? (“Площадь прямоугольника”)

(Тему записать на доске)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цели:

1) Сформировать способность к вычислению площади прямоугольника, проводя исследования взаимосвязи между сторонами и площадью прямоугольника.

2) Ввести в речевую практику термин “формула”.

Организация учебного процесса на этапе 4:

- Откройте учебник на с.73, урок 25.

- №1 – читаем задание

- Как разбит прямоугольник в первом случае? (1 способ)

(На 4 полоски по 3 см каждая)

- Значит, чему равна площадь? (3·4=3+3+3+3=12 см2)

- Что такое умножение? (Это сложение одинаковых слагаемых)

- 2-й способ: этот же прямоугольник можно разбить на 3 полоски по 4 см? каждая. Назовите решение. (4·3=4+4+4=12 см2)

- Как найти S прямоугольника? (В обоих случаях для нахождения S прямоугольника перемножаются числа, выражающие длины его сторон)

(Слайд №4)

Сделаем вывод:

- Площадь прямоугольника равна произведению длин его сторон. Длины сторон прямоугольника должны быть в одинаковых единицах измерениях.

- Записать полученный вывод можно в виде равенства:

S=a·b, где

а – длина прямоугольника,

b – ширина прямоугольника,

S – площадь прямоугольника.

- Это равенство в математике называют “формулой”.

- Прочитаем правило на стр.73.

- Теперь давайте вернёмся к задаче “Блиц-турнира”, которую вы не смогли решить. Работать будете парами.

- Измерьте стороны билета и найдите его площадь.

(S = 20·8 = 20+20+20+20+20+20+20+20=160 см?)

(Слайд №5)

- Дорога от камнепада расчищена и мы продолжаем свой путь.

5. Первичное закрепление во внешней речи.

Цель: зафиксировать во внешней речи правильные способы действий, вызвавших затруднение.

Организация учебного процесса на 5 этапе:

- Ребята, а мы пока поучимся находить S прямоугольника.

- №2, стр. 73.

- Читаем задание и выполняем. (Измерь стороны прямоугольников и найди их площадь).

(Задание выполняется с комментированием)

- Что вы заметили при выполнение задания №2(б)?

(У квадрата все стороны равны, поэтому можно было измерить только одну сторону)

Физминутка

(Ученики под песню из мультфильма “Паровозик из Ромашково” двигаются друг за другом паровозиком)

(Слайд №6)

- Выехав на горку, паровозик вдруг остановился и сказал: “Закат. Если мы его не увидим, то может быть опоздаем на всю жизнь…”.

- А пока паровозик любуется закатом, нас ждёт самостоятельная работа.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цели:

1) Организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий на нахождение площади прямоугольника.

2) Организовать самооценку детьми правильность выполнения задания (при необходимости – коррекцию ошибок).

Организация учебного процесса на этапе 6:

- №3 (а) – прочитайте задание и выполните его самостоятельно. Если правильно вычислите площадь, узнаете кто из великих русских учёных в 1927 году изобрёл бесколёсный поезд.

(Ученики выполняют задание)

(В тетради: 8·4=8+8+8+8=32 см2)

- Посмотрите на слайд с ответами. Назовите правильный ответ.

(Слайд №7)

7. Включение в систему знаний и повторение

Цели:

1) Закрепить смысл умножения при составлении таблицы умножения на 3, мотивируя значение изучение таблицы.

2) Закрепить умения составлять произведение по тексту задач.

Организация учебного процесса на этапе 7:

- Вы выполнили задание и паровозик поехал дальше. А мы переходим к этапу повторения изученных знаний.

- №5(а), стр.75 – заполним таблицу (с комментированием).

(Таблица умножения на 3)

- №5(б), стр.75 – по таблице решаем примеры (с комментированием).

- Обратите внимание, что при решении примеров удобнее пользоваться готовыми результатами умножения, а не вычисляя их каждый раз заново.

- №5(в), стр.75 – по заданию. (Произведения заменены суммами, которые заключены в скобках. А поскольку действие сложение в скобках выполняется первым, то сначала делают умножение, а потом сложение и вычитание)

- №7, стр.75 – вычислительный алгоритм, представленный в виде блок-схемы, используется действие умножения на 3.

(Готовые результаты умножения на 3 можно брать из таблицы в №5(а))

- Вы хорошо справились с заданием. Наш паровозик скоро прибудет на станцию “Калуга-2”, правда с небольшим опозданием. Но это сказочный паровозик, а на наших дорогах поезда никогда не опаздывают.

8. Рефлексия деятельности.

Цель:

1) Зафиксировать в речи новый способ действий изученного на уроке.

2) Зафиксировать затруднения, которые остались, и способы их преодоления.

3) Оценить собственную деятельность на уроке.

Организация учебного процесса на этапе 8:

- Что мы узнали нового на уроке? (Как найти площадь прямоугольника)

- Как найти S прямоугольника? (Надо длину умножить на ширину)

- Оцените свою работу на уроке. Возьмите “Листки настроения” и обведите на листочке слова, соответствующие вашему настроению, состоянию. Отдайте свои листочки паровозику.

(Слайд № 8)

- Домашнее задание: с.75, № 8,10.

(Слайд № 9)

Приложение