Цели:
1) Сформировать способность к вычислению площади прямоугольника. Ввести в речевую практику термин “формула”.
2) Тренировать способность к составлению произведений по тексту задач. Закрепить знания зависимости между множителями и произведением. Мотивировать целесообразность составления и заучивания таблицы умножения (счёт через 3).
3) Расширять знания об истории Российской железной дороги.
4) Воспитание внимательности.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, аналогия, обобщение.
Демонстрационный материал:
1) Карточка с формулой нахождения площади прямоугольника S=a·b.
2) Слайды.
3) Модель паровозика.
4) Алгоритм нахождения площади прямоугольника:
5) Презентация.
Раздаточный материал:
1) Модели железнодорожных билетов с заданиями.
2) “Листочки настроения”. (Рисунок №1)
Ход урока
1. Самоопределение к учебной деятельности.
Цели:
1) Создать мотивацию к учебной деятельности посредством поддержания в них веры в свои силы и создания игровой ситуации.
2) Определить содержательные рамки урока: площадь фигур.
Организация учебного процесса на этапе 1:
- С чем мы познакомились на предыдущем уроке? (C умножением)
- Сегодня на уроке мы узнаем новое о площади фигур.
- Какое у вас настроение?
- Я предлагаю вам отправиться в путешествие.
(Слайд №1)
- Вы все знаете паровозик из Ромашково. Он был странный и всюду опаздывал. Начальник станции предупредил его в последний раз.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
Цели:
1) Тренировать способность к составлению произведений по тексту задач; давать характеристику трёхзначным и именованным числам.
2) Тренировать мыслительные операции: сравнение, анализ, аналогия, обобщение.
3) Организовать затруднение в индивидуальной деятельности и его фиксацию учащимися в громкой речи.
- Паровозик скоро отправиться в путь. Вы получите на проезд билеты, если решите задачу:
“В поезде 9 вагонов. Каким по счёту будет наш 6 вагон, если счёт вести от “хвоста” поезда?” (9-5=4 вагон)
- Получите билеты у паровозика. (Учащиеся берут билеты в макете паровозика из Ромашково)
- Рассмотрите билет. Эта модель современного билета.2
(Слайд №2)
- Откройте последний листок билета, оторвите его и прочитайте задание.
1) Дайте характеристику числа 333.
2) Выразите 333 см в разных единицах измерении:
333 см =…м …дм …см =… м …см = …дм …см
333 см2 = …дм2 …см2
- Дайте характеристику числу 333. (333 – трёхзначное число, которое состоит 3 сотен 3десятков 3 единиц; предыдущее число – 332, последующее – 334)
- Чему равна сумма цифр? (9)
- Выразите 333 см и 333 см? в разных единицах измерения:
- О единицах измерения каких величин мы говорим? (О единицах измерения длины и S прямоугольника)
- Давайте повторим счёт через 3 (от 3 до 30)
(Выполняется счёт, стоя около своих мест и хлопая ритмично в ладоши)
(Слайд № 3)
- Ну, что это! Камнепад! Завалило железную дорогу. Паровозик не может проехать. Вы можете помочь паровозику.
- Оторвите синий листок билета и выполните задание.
“Блиц-турнир”
1) В одном купе нашего поезда 4 человека. Сколько человек едет в трёх таких купе?
2) Длина железнодорожного билета равна a см, а ширина – - b см. Какова его площадь?
3. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности.
Цели:
1) Выявить и зафиксировать место и причину затруднения;
2) Согласовать цель и тему урока.
Организация учебного процесса на 3 этапе:
- В каком задании вы не смогли составить выражение? (При нахождение S прямоугольника)
- Почему не смогли найти S прямоугольника? (Не знаем, как найти площадь, не знаем зависимость между площадью и длинами его сторон)
- Поставьте перед собой цель. (Нам надо узнать, как найти площадь прямоугольника)
- Значит, какова тема урока? (“Площадь прямоугольника”)
(Тему записать на доске)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цели:
1) Сформировать способность к вычислению площади прямоугольника, проводя исследования взаимосвязи между сторонами и площадью прямоугольника.
2) Ввести в речевую практику термин “формула”.
Организация учебного процесса на этапе 4:
- Откройте учебник на с.73, урок 25.
- №1 – читаем задание
- Как разбит прямоугольник в первом случае? (1 способ)
(На 4 полоски по 3 см каждая)
- Значит, чему равна площадь? (3·4=3+3+3+3=12 см2)
- Что такое умножение? (Это сложение одинаковых слагаемых)
- 2-й способ: этот же прямоугольник можно разбить на 3 полоски по 4 см? каждая. Назовите решение. (4·3=4+4+4=12 см2)
- Как найти S прямоугольника? (В обоих случаях для нахождения S прямоугольника перемножаются числа, выражающие длины его сторон)
(Слайд №4)
Сделаем вывод:
- Площадь прямоугольника равна произведению длин его сторон. Длины сторон прямоугольника должны быть в одинаковых единицах измерениях.
- Записать полученный вывод можно в виде равенства:
S=a·b, где
а – длина прямоугольника,
b – ширина прямоугольника,
S – площадь прямоугольника.
- Это равенство в математике называют “формулой”.
- Прочитаем правило на стр.73.
- Теперь давайте вернёмся к задаче “Блиц-турнира”, которую вы не смогли решить. Работать будете парами.
- Измерьте стороны билета и найдите его площадь.
(S = 20·8 = 20+20+20+20+20+20+20+20=160 см?)
(Слайд №5)
- Дорога от камнепада расчищена и мы продолжаем свой путь.
5. Первичное закрепление во внешней речи.
Цель: зафиксировать во внешней речи правильные способы действий, вызвавших затруднение.
Организация учебного процесса на 5 этапе:
- Ребята, а мы пока поучимся находить S прямоугольника.
- №2, стр. 73.
- Читаем задание и выполняем. (Измерь стороны прямоугольников и найди их площадь).
(Задание выполняется с комментированием)
- Что вы заметили при выполнение задания №2(б)?
(У квадрата все стороны равны, поэтому можно было измерить только одну сторону)
Физминутка
(Ученики под песню из мультфильма “Паровозик из Ромашково” двигаются друг за другом паровозиком)
(Слайд №6)
- Выехав на горку, паровозик вдруг остановился и сказал: “Закат. Если мы его не увидим, то может быть опоздаем на всю жизнь…”.
- А пока паровозик любуется закатом, нас ждёт самостоятельная работа.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цели:
1) Организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий на нахождение площади прямоугольника.
2) Организовать самооценку детьми правильность выполнения задания (при необходимости – коррекцию ошибок).
Организация учебного процесса на этапе 6:
- №3 (а) – прочитайте задание и выполните его самостоятельно. Если правильно вычислите площадь, узнаете кто из великих русских учёных в 1927 году изобрёл бесколёсный поезд.
(Ученики выполняют задание)
(В тетради: 8·4=8+8+8+8=32 см2)
- Посмотрите на слайд с ответами. Назовите правильный ответ.
(Слайд №7)
7. Включение в систему знаний и повторение
Цели:
1) Закрепить смысл умножения при составлении таблицы умножения на 3, мотивируя значение изучение таблицы.
2) Закрепить умения составлять произведение по тексту задач.
Организация учебного процесса на этапе 7:
- Вы выполнили задание и паровозик поехал дальше. А мы переходим к этапу повторения изученных знаний.
- №5(а), стр.75 – заполним таблицу (с комментированием).
(Таблица умножения на 3)
- №5(б), стр.75 – по таблице решаем примеры (с комментированием).
- Обратите внимание, что при решении примеров удобнее пользоваться готовыми результатами умножения, а не вычисляя их каждый раз заново.
- №5(в), стр.75 – по заданию. (Произведения заменены суммами, которые заключены в скобках. А поскольку действие сложение в скобках выполняется первым, то сначала делают умножение, а потом сложение и вычитание)
- №7, стр.75 – вычислительный алгоритм, представленный в виде блок-схемы, используется действие умножения на 3.
(Готовые результаты умножения на 3 можно брать из таблицы в №5(а))
- Вы хорошо справились с заданием. Наш паровозик скоро прибудет на станцию “Калуга-2”, правда с небольшим опозданием. Но это сказочный паровозик, а на наших дорогах поезда никогда не опаздывают.
8. Рефлексия деятельности.
Цель:
1) Зафиксировать в речи новый способ действий изученного на уроке.
2) Зафиксировать затруднения, которые остались, и способы их преодоления.
3) Оценить собственную деятельность на уроке.
Организация учебного процесса на этапе 8:
- Что мы узнали нового на уроке? (Как найти площадь прямоугольника)
- Как найти S прямоугольника? (Надо длину умножить на ширину)
- Оцените свою работу на уроке. Возьмите “Листки настроения” и обведите на листочке слова, соответствующие вашему настроению, состоянию. Отдайте свои листочки паровозику.
(Слайд № 8)
- Домашнее задание: с.75, № 8,10.
(Слайд № 9)