Траектория личностного роста руководителя "Мастер-класса" в ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками


В современных условиях модернизации дошкольного образования актуальной проблемой, является развитие созидательной, креативной, компетентной, творческой личности педагога дошкольного учреждения. Поэтому, следуя девизу: "Только творческий педагог может развить творческое начало в ребенка" (В.А. Сухомлинский, и, основываясь на мысли Н.Н. Бурденко о перспективе деятельности и дела "Всегда вперед, после каждого совершенного шага готовиться к следующему" и по рекомендации Городского информационно-методического центра, решила попробовать освоить деятельность "воспитателя-мастера" "Мастер-класс", способного раскрыть и совершенствовать творческие способности "воспитателя - ученика".

Понимая специфику работы "Мастер-класс" и своей роли в нем, еще не в полной мере (ведь тогда это было ново, неизведанно, впервые), но, опираясь на личный опыт как воспитателя с 10 летним стажем, руководителя кружком по изобразительной деятельности с детьми, старшего воспитателя ДОУ № 34 с приоритетным направлением "Развитие ребенка в изобразительной деятельности; личной заинтересованности изотерапией, четко определила, что специфика работы "Мастер-класс" будет направлена на развитие творчества, креативности, то есть способности человека отказываться от стереотипных способов мышления или решения новых проблем взрослых, а затем благодаря их помощи развитию творческого потенциала детей именно в изобразительной деятельности, где особое внимание уделяется эмоционально-чувственному опыту.

Понимая, что в основе моей подготовки лежит деятельностный подход, цель которого создать оптимальные условия для развития личности каждого педагога и ребенка с учетом их внутренних ресурсов и возможностей реализации этих ресурсов мысленно искала ответы на следующие вопросы: как оправдать доверие? Сделать так, чтобы слушателям было интересно на моих занятиях и хотелось еще прийти? Добиваться обратной связи? Вызвать желание использовать изученные методы и приемы в своей практике и добиться более высоких результатов в развитии самостоятельного художественного творчества дошкольников?

Поиск ответов на эти вопросы и определил "строительство" алгоритма личностного роста в своей "творческой мастерской". А любое строительство, как известно, начинается с фундамента. Таким образом "фундаментом" моей деятельности стали:

  • самообразование, через прохождение курсов повышения квалификации "практическая арттерапия", 2002 г, "Модернизация системы образования", 2003 г., "Теоретические основы ландшафтного дизайна" 2005 г., "Проблемно-диалектическое обучение", 2006 г. через получение высшего профессионального образования СГПИ, 2001 г, изучение научной и учебно-методической литературы, (например С.К. Кожохиной "Путешествие в мир искусства", О.Е. Озерова "Развитие творческого мышления, воображения, игры и упражнения", С.А. Вайнермана "Сенсомоторное развитие на занятиях по изобразительному искусству " и т.д.;
  • методическая копилка по вопросам активизации художественного творчества через инновационные методы и приемы, структуры занятий, различные виды организованности художественно-речевых центров в группах;
  • актуальность проблемы "Развитие самостоятельного художественного творчества", которая заключается в том, что, живя в эпоху кризисов и социальных перемен, нашей стране нужны творческие, способные неординарно мыслить люди, умеющие ценить не только материальные ценности, но и духовные, что и определяет культуру человека, а культура человека, по словам Г.Г. Беличенко есть отражение его внутреннего мира. В связи с этим ключевая роль детского сада - создание условий для формирования гармоничной, духовно-богатой, физически здоровой, эстетически развитой личности, обладающей творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности;
  • общий трудовой стаж в дошкольной сфере 17 лет;
  • предоставление опыта работы докладов на городских педагогических чтениях, конференциях, семинарах.

Фундамент заложен. переходим к первому этапу деятельности или "строительству первого этажа" мастерской - создание благоприятных морально-психологических условий для творческой деятельности, основу которых составляют:

а) Собственная культура поведения, то есть готовность к духовной работе над собой, потребность в профессиональном самообразовании, тактичность, обаяние. А что означает в вашем понимании тактичность?

В моем понимании, тактичность - это очень тонкий и значимый компонент руководства, ведь под тактом подразумевается не столько вежливое обращение к коллегам, сколько умение выслушать и обсудить возникающую проблему, - одобрение удачных действий, конфиденциальность. Информация о педагогах не подлежит распространению, деликатность. Делать замечания, повышать тон в присутствии коллег недопустимо, хвалить, поощрять следует публично, но в меру.

Стараюсь быть обаятельным, искренним человеком. Что стоит за словосочетанием обаятельный человек для Вас? А для меня это человек, который приветлив, улыбчив, дружелюбен, поддерживает хорошее настроение у себя и у других, оптимист, обладает чувством юмора, скромен, добр, великодушен, с адекватной самооценкой, корректен в высказываниях, способен помочь в воплощении творческих замыслов, способен взять на себя ответственность, и если не прав. Извиниться (можно оформить карточки с критериями обаятельного, тактичного человека)

б) Направленность педагогической деятельности - забота о художественных творческих способностях, создании атмосферы сотрудничества с учетом особенностей характеров слушателей.

в) Позиция равноправного партнера в структуре межличностных отношений - демократичный стиль общения и не навязывать своих взглядов, выслушивать мнения коллег, приходить к компромиссу, умение разобраться в плюрализме мнений.

Второй этап деятельности или второй этап творческой мастерской составляет теоретическая готовность организации деятельности "Мастер-класс", основу которого составляют: библиотечный фонд, где к услугам слушателей всегда предоставляются методические разработки, советы, выставки новинок методической литературы по развитию художественного творчества, продуктов периодической печати по данной теме (статьи, рекомендации);

- внедрение в практику своей деятельности пошагового алгоритма "учебы" в мастерской:

  • 1 шаг - знакомство с методической системой "мастера" и определение собственных профессиональных интересов;
  • 2 шаг - групповая работа. В процессе ее осуществляется самодиагностика. Детальное изучение системы мастера (посещение его занятий разного вида, наработки дидактического материала для проведения собственных экспериментальных занятий).
  • 3 шаг - работа в творческих парах на основе методов, что позволяет проводить сбор и анализ экспериментальных материалов, освоение методов исследовательской, творческой работы.
  • 4 шаг - индивидуальная работа под руководством "мастера" с целью закрепления полученной информации и оказания профессиональной помощи.
  • 5 шаг - рефлексия. Экспертиза педагогических достижений.

- разработка и апробирование структуры занятий или сценариев "Мастер-класс" с новыми формами работы: ролевыми играми, работой в творческих микрогруппах, педагогическим рингом, где для переключения внимания слушателей на первое теоретическое занятие приглашаются члены городской лекторской группы руководитель ГМО по изобразительной деятельности Кадулина И.А. , педагог-психолог ДОУ № 34 Л.Р. Гугучкина.

Третьим этапом деятельности и "III-им этаж" творческой мастерской составляет непосредственное вовлечение педагогов в активную художественную творческую деятельность через применение инновационных методов и приемов активизации проявления самостоятельного творческого мышления, воображения, фантазии - игровые изотерапевтические игры - задания на развитие мышления, воображения; проективной методов и приемов по-своему универсальны, интересны и неординарны, но едины в цели - помочь взрослым, а затем детям в умении управлять процессом творчества. Так изотерапевтические техники обеспечивают развитие представлений об окружающем мире, формирование эстетических и художественных качеств личности (формирование внутреннего "Я", творческие игры-задания, обеспечивают развитие фантазии, укрепление мелкой моторики, обучение перевоплощению, помогают почувствовать выразительные возможности цвета, снятие эмоционального напряжения, мышечных и психологических замыслов, а метод проектов направлен на развитие коммуникативных навыков познавательных и творческих способностей, которые взаимопроникают друг в друга и позволяют тем самым повысить уровень компетентности в изобразительной деятельности педагогов и детей. Например, организация и проведение игровой изотехники "Рисование с помощью клубка", "Рисунок - загадка", проведение творческой игры - задания "Картина", "Говорящий натюрморт", "Признаки".

Четвертый этап деятельности или 4-й этаж "Мастер-класс" составляет создание банка диагностик по проблемам развития художественного и творческого потенциала педагогов, детей (Экспресс-диагностики, тесты, анкеты, творческие задания, дискуссия со слушателями "мастер-класс" по результатам своей деятельности, самодиагностика уровня достижений, выработка перспективы деятельности "Мастер-класс". Надеюсь, что такой подход к организации деятельности, как руководителя "Мастер-класс" позволил не только повысить профессиональную компетентность педагогов, но и послужит началом для расширения круга профессиональных "мастеров", компетентных в вопросах развития самостоятельного художественного творчества, способных к проектированию собственной модели профессионального роста и системы педагогической деятельности, как руководителя "Мастер-класс".

Приложение.