Классный час на тему "Научите свое сердце добру"

Разделы: Классное руководство


Цели. Формировать нравственные качества, чувство доброты, развивать у детей чувство товарищества, взаимопомощи, воспитывать вежливость, внимательность, уважение к людям.

Подготовительная работа.

1. Подготовка учащимися рассказов о людях, достойных уважения.

2. Анкетирование учеников по теме “Какое качество в человеке я поставил бы на первое место?”

Оформление: на доске название классного часа, фотографии людей, о которых дети готовили рассказы, на интерактивной доске пословицы о доброте.

Ход классного часа

Учитель. Как вы думаете, ребята, что для человека в жизни самое главное?

1-й ученик. Я думаю, сила и смелость. Ведь сильный человек может сделать все, что захочет.

2-й ученик. Нет, мне кажется, что главное для человека – быть умным. Умный человек сумеет избежать неприятностей, все точно рассчитает.

3-й ученик. А я думаю, недостаточно быть просто умным, еще надо быть образованным, много знать, иначе даже самый умный человек ничего в жизни не добьется.

4-й ученик. Мне бы хотелось, чтобы все люди были добрыми и помогали друг другу.

5-й ученик. Я считаю, что главное в жизни – быть Человеком.

6-й ученик. Как это? Ведь мы и так все люди. Мы уже ими родились. Над твоими словами надо подумать!

Учитель. Сегодня мы с вами поговорим о важном, нужном качестве, без которого человек не может называться человеком. Послушайте стихотворение и скажите, о чем будет разговор.

1-й ученик.

Слово это серьезное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти
Вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих
И о боли других
Позабыть не дает.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец Доброта.

Учитель. О каком качестве пойдет речь?

Дети. О доброте.

Учитель. Да, сегодня мы будем говорить о доброте. Почему-то в наше время доброта утратила свою нравственную силу, наблюдается дефицит милосердия. Наш классный час мы сегодня посвящаем доброте. Давайте поговорим об этом. Подтверждением важности этой темы являются результаты анкетирования по теме “Какое качество в человеке я поставил бы на первое место?” Большинство из вас на первое место поставили доброту. И это замечательно, потому что:

Я доброту считаю
Всех благ земных дороже.
Ведь без нее, я знаю,
Никто прожить не может.
Она, как солнце, освещает
Путь человека непростой.
И в миг суровый помогает
Ему не отступить перед бедой.
Как дерево, лишенное корней,
Без доброты погибнет человек.
Таятся силы жизни в ней,
А без нее остановился б жизни бег.

Как вы думаете, ребята, легко ли быть добрым? (Ответы учащихся.)

Учитель (обобщает сказанное). Действительно, быть добрым одновременно и легко, и совсем не просто. Вспомните, всегда ли вы добры с родными: мамой, бабушкой, сестренкой? К сожалению, нет. Вы полагаете, что все успеете наверстать, когда вырастете. Но это не так. Да и в классе очень часто по отношению друг другу вы проявляете жестокость, забывая, что вы все очень разные, и у каждого есть свои достоинства и свои недостатки. Если кому-нибудь в другом человеке что-то не нравится, нельзя открыто проявлять к нему неприязнь, потому что человек будет чувствовать себя одиноким, отверженным. Чтобы быть по-настоящему добрым и великодушным, надо помнить одно простое правило: не делай другому того, что будет неприятно тебе.

Учитель. Готовясь к классному часу, вы должны были подготовить рассказы о людях, достойных уважения. Подобрать цитаты о доброте. Давайте мы послушаем. (Рассказы детей о добрых людях).

Учитель. Доброта…Добро…Что же это такое? Прочитаем высказывания великих людей.

Ученики читают свои высказывания.

Доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям; все положительное, хорошее, полезное. (Л.Толстой)

Доброта – вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое. Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и непрошеных обид. (В.Розов)

Учитель. А сейчас читаем пословицы о доброте. (Читают с доски и объясняют.)

- Спеши делать добро.

- Добрые дела красят человека.

- Без добрых дел нет доброго имени.

- Жизнь дана на добрые дела.

- Злой не верит, что есть добро.

- Добро век не забудется.

- Доброе слово дом построит, а злое слово дом разрушит.

- От добра добро не ищут.

- Доброе сердце лучше богатства.

- Доброе слово – половина счастья.

- Доброе слово и кошке приятно.

- Худо тому, кто добра не делает никому.

- Не ищи красоты – ищи доброты.

- Красоту уносят годы, доброту не унесут.

Учитель. А как много слов образовано от этого слова – добро? И какие это качества?

Дети. (Перечисляют.) Доброжелательный, добродетельный, добродушный, добросовестный, добросердечный, добропорядочный, добронравный, добро, доброта, добродетель.

Эти качества все положительные.

Учитель. Ребята, как вы думаете, легко ли быть по-настоящему добрым?

Дети. Нет (Объясняют)

Учитель. Действительно, научиться по-настоящему быть добрым трудно. У каждого человека свой путь к доброте. Добрый человек – это тот, кто любит людей, помогает им. Будьте добры ко всему окружающему: и людям, и природе! Антон Павлович Чехов обратился к вам, молодому поколению, с такими словами: “Пока молоды, сильны и бодры, не уставайте делать добро!”.

Добрые сердца – это сады.
Добрые слова – это корни.
Добрые мысли – цветы.
Добрые дела – плоды.

Учитель. Заботясь о своем саде, не позволяйте ему зарастать сорняками, пополняйте его добрыми словами и делами! Спешите делать добро! Давайте беречь добро! Нельзя допустить, чтобы зло взяло верх над добром. А это зависит только от нас.

Помните: доброта – спасительница всего живого на Земле.

Закончим классный час песней “Дорога добра” (Сл. Ю. Энтина, муз. М Минкова):

Спроси у жизни строгой:
Какой идти дорогой,
Куда по свету белому
Отправиться с утра?
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!
Забудь свои заботы,
Падения и взлеты,
Не хнычь, когда судьба ведет
Себя не как сестра.
Но если с другом худо,
Не уповай на чудо –
Спеши к нему, всегда иди
Дорогою добра!
Ах, сколько будет разных
Сомнений и соблазнов!
Не забывай, что это жизнь –
Не детская игра.
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный:
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!