Девиз урока: «Яд, который действует не сразу, не становится менее опасным».
Цели урока:
- Познавательные: Исследовательским способом доказать губительное влияние алкоголя на белки живых организмов, расширить знания учащихся о причинах и последствиях негативного влияния алкоголя на организм человека.
- Развивающие: продолжить развитие общеучебных умений при выполнение лабораторной работы; анализ информации, её обобщение, проведение эксперимента с соблюдением правил техники безопасности; умение наблюдать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные отношения.
- Воспитательные: формировать негативного отношения к алкоголизму как общественному явлению; подвести учащихся к осознанному отказу от алкоголя, основанному на знаниях о его вредных последствиях.
Формирование ключевых компетенций:
- ценностно-смысловых - видеть и понимать окружающий мир с позиции химии, выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, вести здоровый образ жизни;
- коммуникативных- владеть химическим языком, уметь работать в группе;
- учебно-познавательных - самостоятельно ставить цели, добывать знания на основе наблюдений, анализа, обобщения результатов эксперимента, проводить рефлексию собственной деятельности, оценивать свою работу;
- информационной - искать, анализировать, отбирать необходимую информацию, преобразовывать ее домашнее задание.
Тип урока: интегрированный урок-исследование при изучении нового материала.
Методы:
- обучения – диалогический;
- преподавания – иллюстративно-стимулирующий;
- учения – частично-поисковый, экспериментальный.
Оборудование:
- мультимедиапроектор с экраном;
- презентация к уроку (Презентация);
- компьютер.
Для обучающихся (на каждый стол):
- инструктивная карта по проведению урока химии (Приложение 1);
- 6 пробирок;
- спиртовка;
- спиртсодержащие медицинские препараты, средства бытовой химии.
Реактивы:
- раствор этилового спирта;
- вода;
- раствор яичного белка;
- растительное масло;
- медная проволока.
Ход урока
Организационный.
Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.
Ориентировочно-мотивационный.
Тему нашего сегодняшнего урока нам подскажут предметы, которые Вы видите на своих столах. Среди них - медицинские препараты, средства бытовой химии, косметические средства.
Слайд № 1. Как Вы думаете, что их объединяет?
Предполагаемые ответы обучающихся: Наличие спирта в составе предложенных парфюмерных и косметических средств, медицинских препаратов, средств бытовой химии, нам предложены вещества и материал, для получения которых можно использовать спирты.
Слайд № 2. Верно, тема нашего урока «Этиловый спирт и его влияние на организм человека».
У Вас на столах лежат инструктивные карты, в которых Вы сегодня будите работать, и, конечно же, Ваша работа будет оценена. Поэтому сейчас запишите свою фамилию, укажите школу и класс (учащиеся заполняют шапку инструктивной карты).
Слайд №3. Сегодня на уроке вы:
- исследуете свойства этанола;
- вы будите добывать знания на основе наблюдений, анализа и обобщения результатов эксперимента;
- вы узнаете о губительном действии этанола на организм человека;
- вы приятно удивитесь: оказывается, вы знаете уже так много!
А какие ассоциации возникают у вас со словом «спирт»?
Вспомните положительную и отрицательную роль спиртов:
Положительная роль спиртов |
Отрицательная роль спиртов |
|
|
Как правило, в отрицательной роли спиртов учащиеся указывают заболевание алкоголизм и, связанное с ним, асоциальное поведение людей.
Слайд №4. На экране проецируется таблица о роли спиртов в жизни человека и слова знаменитого алхимика и врача Парацельса:
«Всё есть яд,
Всё есть лекарство,
Всё дело в дозе».
Слайд №5. Вводное слово. Статистика смертности от алкоголя.
Злоупотребление алкоголем, по данным исследователей, приводит к высокой смертности, особенно среди мужчин. В частности, в Сибири алкогольная смертность составляет 22% от общего уровня, в Центральном федеральном округе – около 12%. Специалисты считают, что общее число больных алкоголизмом в нашей стране около 7 миллионов. На каждого хронического алкоголика приходится 3-4 человека, злоупотребляющих спиртным. За последние годы в России смертность от алкоголизма среди мужчин увеличилась в 2,5 раза, среди женщин – в 3 раза. В России мужчины живут на 18 лет меньше, чем в США, и на 12 лет меньше, чем в Европе. Это связано с количеством потребляемого алкоголя на душу населения (диаграмма на слайде).
Чтобы вещество не стало ядом, человек должен знать о нем все и умело его использовать. Поэтому сегодня главной нашей задачей на уроке изучить свойства этанола и его влияние на здоровье человека. Знакомство с ним мы начнем с физических свойств.
Физические свойства этанола мы исследуем, проведя лабораторные опыты.
Свои наблюдения выводы вы будите вписывать в инструктивную карту.
Слайд № 6. Проводится инструктаж по технике безопасности:
- Вещества для проведения опытов необходимо брать в таком количестве как это указано в инструкции.
- Зажигать спиртовку только спичкой не наклонять спиртовку к другой горящей спиртовке.
- Нагреваемый предмет помещать в верхней трети пламени.
- Чтобы погасить пламя спиртовки её следует закрыть колпачком.
Слайд № 7.
1 ОПЫТ. Растворимость этилового спирта в воде.
Цель: изучить физические свойства этилового спирта.
Ход опыта: В пробирку прилить 1мл воды и столько же спирта. Учащиеся проводят опыт.
Слайд № 8.
2 ОПЫТ. Этиловый спирт растворитель жиров.
Цель: выяснить растворяет ли этанол жиры.
Ход опыта: В 1 пробирку налить 1 мл воды, во вторую пробирку – 1 мл этанола, в каждую добавить 1-2 капли растительного жира.
Пробирки встряхнуть.
Ребята делают вывод о растворимости спирта. Данные записывают в таблицу.
спирт |
Агрегатное состояние |
цвет |
Запах |
Растворимость в воде |
Растворимость в жирах |
этанол |
Жидкие |
бесцветны |
характерным запахом |
смешиваются с водой в любых соотношениях |
Растворяют жиры |
Вывод: т.к. спирт хорошо растворим в жирах скорость прохождения молекул спирта больше скорости прохождения воды, следовательно, всасывается этиловый спирт в кровь быстро.
Слайд № 9.Молекула спирта подходит к молекуле жира, взаимодействует с ней и вышибает оболочку клетки. Клетка повреждена. Именно в результате этого алкогольного повреждения клетки, внутрь её может попасть всё, что угодно: «плохая экология», химия, шлаки. Другие молекулы может “затянуть” внутрь повреждённой клетки через рану, нанесённую ей молекулой спирта. А внутри клетки — ядро, хромосомы. В конечном счете, алкоголь данную клетку может убить совсем.
Слайд № 10.Алкоголь ядовит: 6-8 г алкоголя на 1 кг массы взрослого человека являются смертельной дозой. А какая для вас смертельная доза спирта, давайте решим задачу.
Однако, эта доза может изменяться в зависимости от чувствительности к этиловому спирту, условий его приема (крепость напитков, наполненность желудка пищей) и т. д. У одних лиц смерть может наступить после приема 100— 150 г чистого этилового спирта, в то время как у других лиц, смерть не наступает и после приема 600—800 г этого вещества.
Для ребенка смертелен стакан водки (1,5-2 г на 1 кг массы тела).
Слайд №11. Проникая в организм, спирт жадно поглощает воду из тканей, отрицательно влияет на слизистую оболочку желудка и кишечника, на почечный и печеночный эпителии, вызывая их раздражение, воспаление. Алкоголь приводит также к язвенной болезни и расширению желудка.
Слайд № 12. Следующий опыт нам поможет узнать о влиянии спирта на молекулы белков.
3 ОПЫТ. «Влияние этанола на молекулы белков».
Цель: выяснить, как влияет алкоголь на структуру и свойства белка.
Ход опыта: в две пробирки налить по 1 мл яичного белка. В одну добавить 3 мл воды, а в другую столько же спирта 80 – 90 %.
Наблюдение и вывод: В первой пробирке белок растворяется, так как он является легкорастворимым белком и хорошо усваивается организмом. Во второй пробирке образуется плотный белый осадок – в спирте белки не растворяются, спирт отнимает у белков воду. В результате этого нарушаются структура и свойства белка, его функции.
Вопрос учащимся: Что же происходит с клетками организма, когда поступает алкоголь высокой концентрации?
Ответ. Белки клетки начинают разрушаться, что ведёт к нарушению работы всех клеток органов. (Наблюдение и вывод учащиеся записывают самостоятельно.)
Слайд № 13. А так как живой организм состоит из белков, мы можем сделать следующие выводы:
а) Влияние спирта на мембраны клеток – разрушение.
б) Воздействие спирта на ферменты (разрушение)
в) Соприкосновение спирта с эритроцитами вызывает свертывание кровяных клеток.
г) Почему спирт обладает дезинфицирующим свойством?
Слайд № 14.Нет в человеческом организме ни одного органа, который бы не разрушался алкоголем. Но самые сильные изменения и в самую первую очередь наступают в человеческом головном мозге. Именно там этот яд имеет свойство накапливаться. После приёма кружки пива, стакана вина, 100 граммов водки — содержащийся в них спирт всасывается в кровь, с кровотоком идёт в мозг и у человека начинается процесс интенсивного разрушения коры головного мозга.
Путь, проделываемый спиртами в организме:
- 100 г пива убивает 3000 нейронов,
- 100 г вина убивает 500 нейронов,
- 100 г водки убивает 7500 нейронов.
Ответьте на вопрос, почему «слегка» перебравшие алкоголь на следующее утро ничего не помнят?
Ответ: т. к в первую очередь гибнут клетки головного мозга, отвечающие за память, происходит необратимая гибель нейронов в результате тромбоза и микроинсультов в коре головного мозга, это приводит к утрате части информации и к нарушениям кратковременной памяти.
Слайд №15. Физкультминутка.
Слайд № 16. Так как спирт легко растворяется в воде, он сразу же поглощается и разносится кровью по всему телу. Примерно 90% его временно задерживается в печени, где нарушает выделение желчи, гибнет много печеночных клеток.
Слайд № 17. Употребление более 20-40 граммов спирта в печени с помощью ферментов он превращается в уксусный альдегид, который в 30 раз токсичнее самого алкоголя. Воздействие последнего на организм - оглушающее, сопровождается рвотой, головокружением – в организме нарушается кислотно-щелочное равновесие. Давайте, проделав несложный опыт, убедимся в способности спирта превращаться в уксусный альдегид, который легко узнать по запаху: в малой концентрации у него приятный запах – запах прелых яблок.
Слайд № 18. Итак, приступайте к выполнению
ОПЫТА 4. Окисление спирта.
Цель работы: доказать, что спирт окисляется до альдегида.
Оборудование и реактивы: 1 пробирка, этиловый спирт, спиртовка, медная проволока.
Ход работы: Прокалить спираль из медной проволоки в пламени спиртовки до появления черного налета (оксида меди II) и опустить в пробирку со спиртом. Повторить 2-3 раза.
Вывод: Происходит восстановление меди и окисление спирта до альдегида
C2H5OH + СuО → CН3СНO + Сu + H2O
Слайд № 19. Метаболит спирта – альдегид вызывает повреждение печени, цирроз. Врачи доказали, что возникновение мутаций и уродов у эмбрионов вызывает уксусный альдегид.
Хочу привести слова великого врача древности Авиценны: “Вино – враг пьяницы, оно же - друг умеренного. Чуть-чуть его - противоядие, в больших количествах – яд! Оно дозволено умным и запрещено дуракам”. Но ни умный, ни дурак – никто не может предсказать, когда, после какой рюмки, в какой роковой момент клетки организма включают в свои обменные процессы алкоголь и с тех пор уже не могут без него обходиться. Это зависит от возраста, массы, от пола, от индивидуальной чувствительности, от специфики работы и других факторов.
Слайд № 20. Сейчас, чуть ли ни на каждом шагу, можно встретить людей, распивающих модное ныне пиво. В 1 л пива алкоголя столько же, сколько в 100 г водки. Известно немало случаев, когда человек становится алкоголиком, употребляя по безобидной кружке пива. У медиков есть даже термин “пивной алкоголизм”. Вначале постепенно развивается общее ожирение, что образно подмечено в народе “кто пиво пьет больше – у того брюхо толще”, затем наступает “ожирение сердца”. “Пивное” сердце неспособно выдерживать даже незначительные физические нагрузки.
Слайд № 21. Алкоголь вызывает глубокие изменения в половой сфере, вплоть до развития импотенции, велика вероятность бесплодия, особенно, если начать принимать его в период полового созревания, т.к. увеличивается число (до 65%) неподвижных, неспособных к оплодотворению сперматозоидов.
Слайд № 22. Если ребенок был зачат пьяными родителями, а также, если во время внутриутробного развития мать принимала алкоголь, то это может привести к рождению ослабленных детей, с уродствами. Иногда достаточно однократного опьянения, чтобы зачатие было патологическим.
Именно поэтому согласно законам Древней Греции пьяному мужу строго запрещалось сходиться с женой. Там же был издан закон, запрещающий новобрачным употреблять вино в день свадьбы. Алкогольный синдром плода: отставание в развитии, уменьшение размера головы, типичное лицо с коротким вздернутым носом, узкие, раскосые глаза, могут быть врожденные дефекты верхней губы, неба (заячья губа), лишние пальцы и другие пороки. Наиболее опасно употребление алкоголя в первые 12 недель беременности.
Если кормящая грудью мать употребляет алкоголь, то дети у таких матерей беспокойные, нервные – “грудные алкоголики” – обычно хилые, умственно отсталые. Самое же страшное в том, что такие дети – потенциальные пьяницы и алкоголики.
Общеизвестен социальный вред пьянства. В Древней Индии за пьянство поили кипятком, расплавленным серебром, свинцом. В Древнем Риме разрешалось безнаказанно убивать жен, злоупотреблявших спиртными напитками.
Слайд № 23. Арабский ученый XI века Абуль Фараж писал: «Вино сообщает каждому, кто его пьет, четыре качества: сначала – павлина, потом обезьяны, затем – льва, и наконец – свиньи.
Во хмелю совершается свыше половины преступлений, в том числе 2/3 убийств и тяжких телесных повреждений, столько же разбоев и грабежей, почти все хулиганские проступки. С употреблением алкоголя в большинстве случаев связаны травматизм и производственный брак, прогулы и другие нарушения трудовой дисциплины.
Слайд № 24. Давайте послушаем басню С.Михалкова «Заяц во хмелю» (Приложение 2), а затем ответим на вопрос:
- Каковы поведенческие эффекты влияния алкоголя на организм?
- Как называются вещества, оказывающие влияние на психику?
- Что такое наркотик? В чём его опасность?
Учащиеся формируют вывод: алкоголь – психотропное вещество, обладает наркотическими свойствами.
Слайд № 25.Справка: Алкоголь – наркотик № 1. В России производится 8,5 л 100% алкоголя на душу населения в год. Легальный наркотик. Торговая сеть – лучшая в мире. Великий покровитель – государство.
Закрепление.
Слайд № 26. Заполнить таблицу: «Токсическое воздействие этилового спирта на различные уровни организации живой материи».
Домашнее задание.
Слайд № 27. Найти информацию о применении и значении спирта в жизни человека.
Можно воспользоваться адресами сайтов, записанными на инструктивных картах.
- http://school-collection.edu.ru/
- http://lifelib.ru/articles/
- http://nauka.relis.ru/
Подведение итогов урока.
Слайд № 28. Люди желают друг другу, прежде всего здоровья и тогда рядом будет успех, удача, семейное благополучие. За здоровье не надо пить.
За праздничным столом, вспоминайте, что «пьянство – это упражнение в безумии, а алкоголизм – страшная, тяжелая болезнь». И тогда, Вы не переступите эту черту, за которой горе, слезы наших близких, людей, которые нас любят, которым мы нужны.
Рефлексия.
Заполняют листы рефлексии. (Приложение 3).
Список использованной литературы
- www.alkogoliki.com.ua
- www.urok.1sept.ru
- www.schools.mari-ei.ru
- www.xumuk.ru/encyklopedia
- Артамонова И.Г., Сагайдачная В.В. Практические работы с исследованием лекарственных препаратов и средств бытовой химии. //Химия в школе. – 2002. - №9. – С.73 – 76.
- Ветров Н.И. Если бы я знал закон. – М., 1986.
- Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Настольная книга учителя. Химия, 10 класс. – М.: Дрофа, 2004. – 479 с.
- Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. – М.: Просвещение, 1983. – 215 с.
- Игнатьева С.Ю. Профилактика алкоголизма: интегрированный урок в 10 классе. //Химия в школе. – 2003. - №1. – С.32 – 35.
- Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников. – М.,1984.
- Копыт Н.Я., Скворцова Е.С. Алкоголь и подростки. – М., 1984.
- Малеева В.Ф. Из опыта проведения обобщающих уроков. //Химия в школе. – 2006. - №1. – С.25 – 30.
- Радецкий А.М. Практические работы на внеклассных занятиях. //Химия в школе. – 2004. - №5. – С.65 – 68.
- Уголовный Кодекс Российской Федерации.
- Филинова И.П. Обобщающий урок по теме «Спирты и фенолы». //Химия в школе. – 2003. - №8. – С.34 – 38.