Цели:
1. Уточнить признаки деления животных на домашних и диких.
2. Познакомить с ролью домашних животных в жизни человека.
3. Познакомить с профессиями людей, которые ухаживают за домашними животными.
4. Воспитывать бережное отношение к животным.
5. Развивать коммуникативные навыки: участвовать в диалоге, сотрудничать в группе.
Оборудование: учебник “Окружающий мир” Н.Ф. Виноградова, 1 класс. М.: “Вентана-Граф” 2008 г., рабочая тетрадь “Окружающий мир” Н.Ф. Виноградова. М.: “Вентана-Граф” 2009 г.
Ход урока
1. Определение темы.
Учитель:
- Отгадайте загадки и определите тему сегодняшнего урока.
(Загадки на слайдах.) Читающие дети прочитывают загадки, на слайде появляется изображение животного.
- Какова тема урока?
Дети: “Животные”.
Учитель:
- О каких животных будем говорить?
Дети: “О домашних”.
2. Постановка цели урока.
Учитель:
- А знаете ли вы, какие животные относятся к домашним?
- Поднимите руки, кто знает.
- Объясните.
- А к какой группе животных мы отнесём мышь, которая живёт в доме под полом, муху, которая летает по дому, паука, что плетёт паутину в углу под потолком комнаты, белку, которую принесли из леса, посадили в клетку и держат в доме?
(Мнения детей разделились. Они спорят, доказывают свою точку зрения).
- Ваши мнения разделились, вы считаете по-разному.
- Есть ли необходимость уточнять понятие о домашних и диких животных?
- Тогда какова будет цель сегодняшнего урока?
Дети: “Мы должны выяснить, по какому признаку животных относят к домашним и диким”.
3. Обсуждение проблемы. Работа в парах.
Учитель:
- Откройте учебник на странице 33 и обсудите в парах, почему животных, изображённых на рисунках, отнесли к домашним.
(Дети общаются между собой).
Дети: “Эти животные относятся к домашним, потому что за ними ухаживают люди”.
Учитель:
- Тогда давайте вернёмся к мышке, мухе, пауку, белке, которые находятся в доме человека.
- Можно ли их отнести к домашним животным и почему?
(Ребята объясняют, доказывают).
Учитель:
- Давайте сделаем вывод: мышь, паук, муха хоть и живут в доме, но люди за ними не ухаживают, поэтому их нельзя отнести к домашним животным. За белкой люди ухаживают, но она относится к диким животным, так как её родной дом дикая природа. Если её выпустить в лес, то она сама сможет себя прокормить.
- А где диким животным лучше, в дикой природе или в доме человека и почему?
Дети: “Диким животным лучше в лесу, потому что это их родной дом, они там привыкли”.
Учитель:
- Вот поэтому диких животных не следует приносить в дом, за исключением тех случаев, когда животное нуждается в нашей помощи.
Дикое животное, которое долгое время содержалось в неволе, не сможет жить в дикой природе.
- Для закрепления понятия “домашние животные” найдите ошибку художника на странице 34 учебника.
(Обсуждение в парах).
4. Физминутка.
“Вот свернулся ёж в клубок,
Потому что он продрог.
Лучик ёжика коснулся,
Ёжик встал и потянулся”.
5. Домашние животные и профессии людей.
Учитель:
- Какие профессии людей, связанные с уходом за животными вы знаете?
- В этом вам поможет рисунок на странице 33 в учебнике.
(Овцевод, доярка, телятница, конюх.)
- Какие ещё знаете профессии людей, связанные с уходом за домашними животными и которые не изобразил художник?
(Пастух, птичница и другие)
- Зачем люди разводят животных?
Дети: “Люди получают продукты питания, шьют одежду и обувь из кожи животных, вяжут одежду из шерсти и пуха, получают шелковые ткани.
Учитель:
- Многие люди содержат животных для души, чтобы было о ком заботиться, чтобы был друг. Например, голубей, кошек, собак и других животных. Если вы завели домашнего питомца, то не бросайте его, когда он вам надоест. Послушайте стихотворение.
Всё мяукал котёнок во дворе под кустом,
Всё хотелось котёнку, чтоб позвал кто-то в дом.
Вдруг с куста одинокий прошуршал жёлтый лист,
Показалось котёнку, что позвали “кис-кис”.
Замяукал от счастья, он помчался на зов,
Только дверь оказалась заперта на засов.
6. Работа в тетради на печатной основе.
Самостоятельная работа детей.
1 группа, читающие дети, выполняет задание “Соображалки” с. 19.
2 группа рисует коврик для кошки и поводок для собаки с. 18.
7. Самооценка.
Учитель:
- Оцените себя сами, закрасьте цветок рядом с тем предложением, которое соответствует вашей работе.
8. Итог урока.
Учитель:
- Какую цель на уроке мы поставили?
- Выяснили ли, каких животных относят к домашним?
- Объясните.
- Что понравилось на уроке, что показалось трудным?
- Домашнее задание: “ Узнайте, какую пищу животного происхождения вы употребляете дома и в школе”.
- Урок окончен, все молодцы, спасибо!