Разработка урока окружающий мир по теме "Человек и домашние животные"

Разделы: Начальная школа


Цели:

1. Уточнить признаки деления животных на домашних и диких.

2. Познакомить с ролью домашних животных в жизни человека.

3. Познакомить с профессиями людей, которые ухаживают за домашними животными.

4. Воспитывать бережное отношение к животным.

5. Развивать коммуникативные навыки: участвовать в диалоге, сотрудничать в группе.

Оборудование: учебник “Окружающий мир” Н.Ф. Виноградова, 1 класс. М.: “Вентана-Граф” 2008 г., рабочая тетрадь “Окружающий мир” Н.Ф. Виноградова. М.: “Вентана-Граф” 2009 г.

Презентация.

Ход урока

1. Определение темы.

Учитель:

- Отгадайте загадки и определите тему сегодняшнего урока.

(Загадки на слайдах.) Читающие дети прочитывают загадки, на слайде появляется изображение животного.

- Какова тема урока?

Дети: “Животные”.

Учитель:

- О каких животных будем говорить?

Дети: “О домашних”.

2. Постановка цели урока.

Учитель:

- А знаете ли вы, какие животные относятся к домашним?

- Поднимите руки, кто знает.

- Объясните.

- А к какой группе животных мы отнесём мышь, которая живёт в доме под полом, муху, которая летает по дому, паука, что плетёт паутину в углу под потолком комнаты, белку, которую принесли из леса, посадили в клетку и держат в доме?

(Мнения детей разделились. Они спорят, доказывают свою точку зрения).

- Ваши мнения разделились, вы считаете по-разному.

- Есть ли необходимость уточнять понятие о домашних и диких животных?

- Тогда какова будет цель сегодняшнего урока?

Дети: “Мы должны выяснить, по какому признаку животных относят к домашним и диким”.

3. Обсуждение проблемы. Работа в парах.

Учитель:

- Откройте учебник на странице 33 и обсудите в парах, почему животных, изображённых на рисунках, отнесли к домашним.

(Дети общаются между собой).

Дети: “Эти животные относятся к домашним, потому что за ними ухаживают люди”.

Учитель:

- Тогда давайте вернёмся к мышке, мухе, пауку, белке, которые находятся в доме человека.

- Можно ли их отнести к домашним животным и почему?

(Ребята объясняют, доказывают).

Учитель:

- Давайте сделаем вывод: мышь, паук, муха хоть и живут в доме, но люди за ними не ухаживают, поэтому их нельзя отнести к домашним животным. За белкой люди ухаживают, но она относится к диким животным, так как её родной дом дикая природа. Если её выпустить в лес, то она сама сможет себя прокормить.

- А где диким животным лучше, в дикой природе или в доме человека и почему?

Дети: “Диким животным лучше в лесу, потому что это их родной дом, они там привыкли”.

Учитель:

- Вот поэтому диких животных не следует приносить в дом, за исключением тех случаев, когда животное нуждается в нашей помощи.

Дикое животное, которое долгое время содержалось в неволе, не сможет жить в дикой природе.

- Для закрепления понятия “домашние животные” найдите ошибку художника на странице 34 учебника.

(Обсуждение в парах).

4. Физминутка.

“Вот свернулся ёж в клубок,
Потому что он продрог.
Лучик ёжика коснулся,
Ёжик встал и потянулся”.

5. Домашние животные и профессии людей.

Учитель:

- Какие профессии людей, связанные с уходом за животными вы знаете?

- В этом вам поможет рисунок на странице 33 в учебнике.

(Овцевод, доярка, телятница, конюх.)

- Какие ещё знаете профессии людей, связанные с уходом за домашними животными и которые не изобразил художник?

(Пастух, птичница и другие)

- Зачем люди разводят животных?

Дети: “Люди получают продукты питания, шьют одежду и обувь из кожи животных, вяжут одежду из шерсти и пуха, получают шелковые ткани.

Учитель:

- Многие люди содержат животных для души, чтобы было о ком заботиться, чтобы был друг. Например, голубей, кошек, собак и других животных. Если вы завели домашнего питомца, то не бросайте его, когда он вам надоест. Послушайте стихотворение.

Всё мяукал котёнок во дворе под кустом,
Всё хотелось котёнку, чтоб позвал кто-то в дом.
Вдруг с куста одинокий прошуршал жёлтый лист,
Показалось котёнку, что позвали “кис-кис”.
Замяукал от счастья, он помчался на зов,
Только дверь оказалась заперта на засов.

6. Работа в тетради на печатной основе.

Самостоятельная работа детей.

1 группа, читающие дети, выполняет задание “Соображалки” с. 19.

2 группа рисует коврик для кошки и поводок для собаки с. 18.

7. Самооценка.

Учитель:

- Оцените себя сами, закрасьте цветок рядом с тем предложением, которое соответствует вашей работе.

8. Итог урока.

Учитель:

- Какую цель на уроке мы поставили?

- Выяснили ли, каких животных относят к домашним?

- Объясните.

- Что понравилось на уроке, что показалось трудным?

- Домашнее задание: “ Узнайте, какую пищу животного происхождения вы употребляете дома и в школе”.

- Урок окончен, все молодцы, спасибо!