В современной школе одним из приоритетных направлений деятельности является осуществление системы взаимодействия и сотрудничества с семьей и государственными структурами. Организация сотрудничества между семьей и школой в наше время является актуальной проблемой, поэтому немаловажную роль в этом играет социальный педагог, который всегда стремиться прийти на помощь, так как перед ним стоят главные задачи: социальная защита прав учащихся, создание благоприятных условий для развития учащегося, установление связей и партнерских отношений между семьей и школой в социуме, создание благоприятных социально-педагогических условий для развития социально адаптированной личности учащегося.
Исходя из вышесказанного и учитывая специфику социальной инфраструктуры микрорайона, в котором находится школа (дефицит досуговых, образовательных, психолого-педагогических центров), географические условия (удаленность от города), особенности контингента родителей и детей (занятость родителей на работе, родители, уклоняющие от воспитания своих детей и часто перекладывающие проблемы в воспитании на сотрудников и педагогов школы), следует сказать, что в семьях отсутствует должный контроль за успеваемостью, посещаемостью и поведением несовершеннолетнего в школе. Несовершеннолетний большую часть времени предоставлен сам себе, у него не сформированы интересы к какой-либо деятельности, ему не хватает родительской любви и ласки. Многие несовершеннолетние дети воспитываются одним родителем, и чаще всего воспитанием занимаются матери. У детей, которые обделены родительским вниманием, чаще возникают проблемы с учебой, поведением, иногда они даже совершают правонарушения и преступления.
Так как социальному педагогу практически всегда приходиться работать с "трудным" детьми, то ему необходимо в своей работе руководствоваться следующей нормативно-правовой базой: Конвенцией о правах ребенка, Конституцией РФ, Законом "Об образовании", Трудовым кодексом РФ, Семейным кодексом РФ, Уголовным кодексом РФ, ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", ФЗ "Об опеке и попечительстве", ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в РФ", Кодексом РФ "Об административных правонарушений", Уставом МОУ СОШ, Положением о приеме, переводе и отчислении учащихся МОУ СОШ, Положением о постановке учащихся на внутришкольный учет. Нормативно-правовая база помогает определить, какие права имеются у несовершеннолетних и как правильно выстроить цепочку работы в оказании помощи несовершеннолетнему. Поэтому в школе решающими факторами работы с "трудными" детьми стало создание алгоритма социально-педагогической деятельности и межведомственного взаимодействия.
Социально-педагогическая деятельность социального педагога состоит из следующих этапов:
1. Диагностический этап:
- определение степени трудности и опасности ситуации для несовершеннолетнего;
- выявление причин ситуаций;
- постановка проблемы.
2. Этап выбора формы работы:
- беседы; консультации; круглые столы; рейды;
- служебные письма в отдел милиции, в отдел опеки и попечительства, службу социальной защиты населения;
- ходатайства в КДН и ЗП;
- контроль.
3. Этап подготовки к реализации выбранной формы работы:
- сбор и анализ собранной информации.
4. Реализация формы работы:
- оказание помощи.
5. Оценочный этап (выводы, анализ результатов):
- анализ результатов проделанной работы.
6. Отслеживание и контроль за дальнейшим развитием ситуации.
Социальный педагог выступает инициатором, который осуществляет связь между семьей в интересах ребенка, школой, государственными структурами. Главная задача социального педагога школы - выявление трудностей и проблем в процессе воспитания, своевременное оказание помощи и поддержки в разрешении конфликтных ситуаций.
Таким образом, данная система способствует снижению правонарушений и преступлений, общественноопасных деяний, совершаемых несовершеннолетними, прослеживается положительная динамика занятости "трудных" подростков во внеклассной деятельности классных коллективов.
Список литературы.
- Зикратов В., Чеверда И. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: взаимодействие семьи и школы // Социальная педагогика. - 2006. - № 3. - с. 75-79.
- Шашарина Е. Межведомственное взаимодействие в профилактике безнадзорности, преступности и наркомании несовершеннолетних // Социальная педагогика. - 2006. - № 2. - с. 17-23.
- Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. - М.: ВАКО, 2005. - 208 с. - (Педагогика. Психология, Управление).