Внеклассное мероприятие по математике в малокомплектной сельской школе для обучающихся 5–9-х классов

Разделы: Математика, Внеклассная работа


Приложение. Слайд №1

Цель:

  1. Организация деятельности учащихся, направленная на отработку вычислительных навыков.
  2. Создание условий для развития интереса к предмету посредствам межпредметных связей и опоры на имеющиеся знания.
  3. Коррекция и развитие памяти, внимания, устной речи, мыслительной деятельности.
  4. Воспитание мотивации к учению, самостоятельности, умения работать в коллективе.
  5. Коррекция и развитие личностных качеств учащихся.

В зале последовательно стоят столы со стульями, столы имитируют вагоны. Каждый стол соответствует № вагона, стул – № места. Первый стол – тепловоз, в котором находится машинист, т.е. ведущий. Стол, где сидит жюри – имитация станции, где меняются их названия, рядом подвешен колокол. Детям заранее раздаются билеты с указанием № вагона и № места. В каждый вагон попадают разновозрастные дети.

Диктор: «До отправления поезда осталось 5 минут. Пассажиров просим занять свои места в вагоне»

Пассажиров у входа в «вагон» встречает проводник. Он проверяет билеты, где указан № вагона и место.

Машинист: Внимание! Наш «Математический экспресс» отправляется. Провожающих просим покинуть вагоны.

(Звучит песня «Голубой вагон».)

- Итак, начинаем наше необычное путешествие в королевство математики.

(Слайд №2)

О математика земная!
Гордись, прекрасная, собой,
Ты всем наукам мать родная,
И дорожат они тобой.
Твои расчеты величаво
Ведут к планетам корабли
Не ради праздничной забавы,
А ради гордости Земли!
Я славлю разум человека,
Дела его волшебных рук,
Надежду нынешнего века,
Царицу всех земных наук.

- Наш «Математический экспресс» прибыл на первую станцию «Сообразительная».

«В математику тропинку одолейте без запинки». (Слайд №3)

Задания со спичками (Слайд №4):

1. В данных неверных равенствах переложите по одной спичке, чтобы равенства стали верными. (Слайд №5)

  • VI – IV = IX;
  • X – IX = VI;
  • VI – IV = XI;
  • X + X = I;
  • VI + IV = XII;
  • VIII + IV = XVII;
  • X – IV = I.

2. Возьмите 12 спичек и положите их так, чтобы получилось 5 квадратов. (Слайд №6)

3. В фигуре, построенной в предыдущей задаче, убери 4 спички так, чтобы осталось два одинаковых квадрата. (Слайд №7)

Машинист: Товарищи пассажиры, наш экспресс продолжает свой путь.

(Звучит приглушенно музыка.)

- Внимание! Внимание! Наш «Математический экспресс» прибыл на станцию «Загадочная». (Слайд №8)

«Здесь загадки и шарады, за разгадку – две награды».

1. Внимание, загадки! (Слайд №9)

  • На грядке сидело 4 воробья, к ним прилетели ещё 3. Подкрался кот и поймал одного воробушка. Сколько воробьёв осталось на грядке? (Нисколько, кот поймал одного воробушка, остальные улетели.)
  • Зажгли 7 свечей, 2 из них погасли. Сколько осталось свечей? (Осталось 2 свечи, остальные сгорели.)
    (Слайд №10)
  • Пара лошадей пробежала 20 км. По сколько километров пробежала каждая лошадь? (По 20 км.)
  • Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут нужно варить 5 яиц? (4 минуты.)

2. Шарады. (Слайд №11-17)

Предлог стоит в моём начале,
В конце же – загородный дом.
А целое мы все решали
И у доски, и за столом. (ЗА – ДАЧА.)

Я приношу с собою боль,
В лице большое искажение.
А «Ф» на «П» заменишь коль,
То превращусь я в знак сложения. (ФЛЮС – ПЛЮС.)

Я цифра меньше 10,
Меня тебе легко найти.
Но если рядом букве «Я»
Прикажешь встать,
Тогда я все: отец и ты, и дедушка, и мать. (СЕМЬ – Я.)

Первый слог означает то,
Что летом при дожде бывает.
Второй – у казака в почете,
Вы на лице его найдете. (ГРАД – УС.)

Чтобы слово написать,
Его надо отгадать.
Кричат солдаты на параде
Иль ребятишки, когда рады.
К нему предлог поставим,
Частицу к ним добавим,
И чтобы слово завершить,
К нему ты «НИЕ» допиши. (УРА – В – НЕ – НИЕ.)

Первый слог – местоимение,
Стоит во множественном числе.
Дальше название города пишем,
Который на карте Сибири поищем.
В конце «НИЕ» напишем.
И действие математическое получим. (ВЫ – ЧИТА – НИЕ.)

Ребятишки сели в круг,
Слово составить решили вдруг.
С предлога оно начинается,
Названием птицы кончается.
Какое же слово задумали дети?
Ответить вам полагается. (С – УТКИ.)

Морскую единицу расстояний
Хотелось бы точно назвать,
Для этого нужно из нотного стана
Только две ноты взять.
В слово одно их соединить
И единицу длины получить. (МИ – ЛЯ.)

С нотного стана
Две ноты возьми,
Рядом поставь и слово составь.
Целого частью оно является,
А как эта часть называется? (ДО – ЛЯ.)

Машинист: Будьте осторожны, поезд отправляется. Нас ждут на следующей станции.

(Звучит музыка.)

Станция «Фокусная». (Слайд №18)

«И фокусы покажем, и секреты расскажем».

Фокус 1.

- Хотите, я узнаю день рождения любого из вас?

(Слайд №19) Пожалуйста, умножьте на 2 число, когда вы родились. К результату прибавьте 5, а эту сумму умножьте на 50. Теперь прибавьте порядковый номер того месяца, когда вы родились, и назовите полученное число.

х – число рождения, у – месяц рождения

(2х + 5) * 50 + у = 100х + 250 + у

Фокус 2. (Слайд №20)

Задумайте число, прибавьте столько же, умножьте на 5, разделите на первое, задуманное, число и прибавьте 7. Получится 17.

х – задуманное число

(х + х) * 5 / х + 7 = 2 * 5 + 7 = 17

Числа 5 и 7 можно менять каждый раз.

(х + х) * а / х + в = 2 * а + в

Фокус 3. (Слайд №21)

- А сейчас я узнаю, сколько вам лет.

Умножьте число ваших лет на 10 и отнимите произведение какого-нибудь однозначного числа на 9. Скажите мне, сколько у вас получилось.

Способ отгадывания. Отделить от объявленного результата число единиц и сложить его с оставшимся числом. Например, от числа 170, которое в 10 раз больше числа лет, отняли, скажем, 27. После этого объявили результат: 143.

Определяем возраст: 14 + 3 = 17 лет.

- Ну что-то, задержались мы на этой станции. Пора в путь.

(Звучит музыка.)

- А эта станция «Поговорочная». Стоянка 3 минуты. На этой станции надо будет написать как можно больше поговорок и пословиц, в которых встречаются числа.

(Слайд №22)

  • Один в поле не воин.
  • Семеро одного не ждут.
  • Семь раз отмерь – один отрежь.
  • Семь бед – один ответ.
  • Одна голова хорошо, а две лучше.

- Пора отправляться дальше. Впереди у нас последняя станция.

- Станция «Песенная». (Слайд №23)

- Ребята, вам надо пропеть куплет из песни, в которой встречаются числа.

- На этой станции есть ещё и частушки. Давайте пропоем их. (Слайд №24-27)

Пропоем мы вам частушки
Про любимый наш предмет.
Вы, конечно, догадались –
Это математика!

Обещал ребятам Павлик:
«Единицу я исправлю,
Я немного подучу,
Сразу двойку получу».

Математика – наука
Замечательная штука.
Математику на «5»
Будем завтра отвечать.

Костя, Костенька дружочек,
Ведь сейчас идёт урок.
Не зевай и не мечтай,
Больше руку поднимай.

Лиля алгебру учила,
Всё, что надо, зазубрила,
Зазубрила – не поймет,
Ничего не разберёт.

Если стала ты решать,
Нужно сразу забывать
Про конфеты, эскимо,
Телевизор и кино.

В наше время можно строить
И машиной управлять,
Только прежде нужно в школе
Математику познать.

- Слово предоставляется жюри. (Жюри объявляет итоги.)

- Вот и закончилось наше путешествие по королевству математики.

- Вам понравилось это путешествие на нашем «Математическом экспрессе»?

- До новых встреч! (Звучит музыка.)

Приложение

Литература:

  1. Зубелевич Г.И. Занятия математического кружка: Пособие для учителей. – М., Просвещение, 1980г.
  2. Удальцова Н.В. Математические шарады и ребусы/ библиотечка «Первое сентября». Серия «Математика» выпуск 35. – М. – Чистые пруды, 2010г.
  3. Кордемский Б.А. «Математическая смекалка». – М., 1959г.