Цели:
- Учить детей видеть и чувствовать мир.
- Воспитывать нравственность.
- Утверждать в детских душах твердые ориентиры добра, истины, красоты.
Оборудование:
- музыку Ф. Шопена – «Ноктюрн»;
- рисунки детей, схема.
Ход классного часа
Организационный момент.
- Улыбнитесь друг другу. Начинаем наш классный час.
Прослушайте музыку «Ноктюрн» Ф. Шопена. Что особенного вы в ней заметили?
- Верно, ребята, сначала она была спокойная, затем все больше и больше набирала силу.
Такова и жизнь человека. Когда человек родится, его можно сравнить с чистым листком бумаги. Затем, постепенно в процессе жизни, день за днем, шаг за шагом, человек растет, приобретает определенные качества, которые необходимы ему для жизни.
- Вот сегодня об одном из качеств, без которого человек не может быть человеком, и поговорим мы сегодня.
А какое это качество – вы сами ответите на этот вопрос!
Слово это серьезное
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти
Вновь и вновь.Это качество
В сердцах у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.И оно поважнее
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец доброта!
- Что означает доброта? (Дети говорят.)
По определению Сергея Ожегова (словарь): Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Он (Ожегов) отметил качества, определяющие доброту: добродушный, доброжелательный, добронравный, добросердечный, добросовестный. Наверное, по – настоящему добрый человек обладает всеми этими качествами.
А сейчас мы приведем примеры, случаи из жизни.
- Наверняка в вашей жизни, бывали случаи, когда вас обижали. (Дети говорят.)
- Скажите, а какие чувства вы при этом испытывали?
- А были ли случаи, когда вы кого-нибудь обижали? (Ответы детей.)
- А сейчас поставьте себя мысленно на место обиженного вами и подумайте: захотели ли вы, чтобы так с вами обошлись?
Слова на доске: боль, обида, досада, чувство одиночества, несправедливость, незащищенность.
- Так вот в библии (церковная божественная книга) сказано:
На доске слова: «… во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними.»
- Так пусть же эти золотые слова определяют все ваши поступки в жизни. Каждый ребенок хочет, чтобы окружающие его любили, заботились о нем. Но мало этого желать. Надо и самому делать так, чтобы твои поступки не вызывали у других обиду, горечь, досаду.
- Сейчас проведем с вами тест.
На партах листочки.
- Я буду задавать вопросы, а вы напротив каждого будете писать ДА или НЕТ.
1.
2.
- Результаты подсчитывают.
(Учитель объявляет итог.)
- Ребята, а теперь ответьте мне на такой вопрос: что в общении друг с другом помогает делать наши отношения теплее, добрее, искреннее? (Конечно же, это добрые, теплые, нежные слова.)
- А какие вы знаете слова, назовите! (Дети говорят.)
- Скажите, а как можно усилить красоту и обаяние этих слов? (С помощью улыбки, доброжелательного взгляда.)
Да, добрые слова – это цветы человеческой души. И не скупитесь раздавать эти цветы окружающим.
Чтец – Денис.
Учитель: Давайте мы немного поиграем. Я прочту стихотворение, а ваша задача – досказать подходящее по смыслу доброе слово (стр. 69).
- Доброта – самое ценное нравственное качество русского народа. Сколько пословиц о доброте создала русская народная мудрость. Какие вы знаете пословицы? (Дети рассказывают.)
Игра «Поймай привет».
(Звучит ритмичная музыка.)
Условия игры. Все дети хлопают в ладоши. Ведущий подходит к детям – проводит ладонью между ладонями хлопающего. Кому это удается, тот ведущий.
Игра-тренинг «Волшебный цветок добра».
Каждый из детей выбирает листик со словами.
Подведение итогов.
Откройте глаза. Посмотрите вокруг. Возьмитесь за руки. Глядя друг другу в лицо, пожелайте чего-нибудь хорошего. (Дети выполняют.)
Вставка рисунков на тему: «Город любви и доброты».