Урок-конференция "Россия на рубеже XIX–XX веков как пролог ХХ столетия"

Разделы: История и обществознание


Урок проводится в выпускном классе в форме научно-практической конференции, является обобщающим по теме "Россия в нач. XX столетия"

Роль научного руководителя конференции отводится учителю, а председатель-ведущий, учащийся старших классов. Предварительно класс делится на секции по 2-3 человека. Каждая секция занимается определенной проблемой в течение месяца, работая с источниками, дополнительной литературой, ресурсами сети-интернет и уже с итогами совей работы, выступают на конференции. Также предварительно из учащихся класса выбирается экспертная комиссия из числа "сильных" учеников, которые выполняют роль научных работников, оценивающих выступления участников конференции.

После основного доклада учителя по теме "Россия на пороге XIX- XX вв." проходит выступление участников конференции с итогами работы своей секции по проблемному вопросу, в виде докладов. По окончании конференции слово предоставляется экспертам, которые дают свою оценку работе секции в целом и отдельным докладчикам.

Большую часть урока занимают выступления учащихся и презентации, подготовленные учащимися или, использовались материалы Виртуальной школы Кирилла и Мефодия "Уроки отечественной истории XIX- XX вв.

Цели урока:

образовательные:

  1. охарактеризовать положение в России на рубеже XIX-XX столетия в социально-экономическом, политическом развитии;
  2. подвести учащихся к пониманию того, что события рубежа веков стали прологом XX столетия;

развивающие:

  • развивать логическое и творческое мышление, умения обобщать, сравнивать, анализировать исторические материала, вести исследовательскую работу;
  • формулировать свои мысли и публично выступать, защищая свою точку зрения, расширять свой кругозор;
  • учить осуществлять совместную учебно-творческую деятельность;

воспитательные:

  • показать важность событий происходивших в России на рубеже XIX -XX в. и их влияние на
  • на ход истории страны в XX в.;
  • развивать познавательный интерес к истории, воспитывать информационную культуру;
  • воспитывать гражданскую ответственность и патриотизм.

Тип урока: обобщающий, урок с элементами ИКТ.

Оборудование: ноутбук, видеопроектор с демонстрационным экраном, табличка "Эксперты", Дипломы участника конференции, программы.

Конференция завершается выступлением экспертов с оценкой работы секций, подводя итог работы. Учитель вручает каждому учащемуся Диплом участника конференции.

Ход урока

Работу конференции открывает председатель-ведущий, знакомит с Программой конференции:

  1. Открытие конференции
  2. Доклад "Россия на пороге XX в."
  3. Работа секций - выступления учащихся с докладами
  • "Социально-экономическое развитие России на рубеже XIX- XX вв. Достижения и просчеты";
  • "Внутренняя политика Николая II "защита устоев самодержавия". Достижения и просчеты;
  • "Внешняя политика России на рубеже XIX- XX вв. Достижения и просчеты.

Также знакомит с регламентом работы конференции. Конференция продлится 2 урока. Докладчик выступает до 10 минут, выступающие от секций до 7 минут.

С докладом "Россия на пороге XX в. " выступает учитель истории, знакомя учащихся с положением в стране на рубеже XIX-XX вв. расставляя основные акценты конференции, которые будут освещены в докладах учащихся.

Председатель-ведущийобъявляет о переходе к работе секций. Каждая секция состоит из 2-3 человек, выступающих с докладом по конкретной проблеме

Секция №1

  • "Экономическое развитие России на рубеже XIX- XX вв."
  • "Промышленное развитие в России в нач. XX в. "
  • "Достижения и просчеты экономической политики правительства России на рубеже XIX- XX вв."

Секция №2

  • "Внутренняя политика Николая II "сохранение устоев самодержавия".
  • "Достижения и просчеты внутриполитического курса Николая II".

Секция №3

  • "Внешнеполитический курс Николая II на рубеже XIX-XX вв.".
  • "Оценка внешней политики России на рубеже XIX -XX вв. Достижения и просчеты".

Конференция завершается выступлением экспертов и вручением дипломов участникам конференции учителем истории.