Данный урок проводится в 9 классе при изучении темы "Металлы главных и побочных подгрупп" (УМК Н.Е. Кузнецовой).
Структура урока выстроена на основе применения образовательной интернет-технологии "Веб - квест".
Web-квестом называется специальным образом организованный вид исследовательской деятельности, для выполнения которой учащиеся осуществляют поиск информации в сети - интернет по указанным адресам. Они создаются для того, чтобы лучше использовать время учащихся, чтобы использовать полученную информацию в практических целях и чтобы развивать умения критического мышления, анализа, синтеза и оценки информации.
Данный вид деятельности был разработан в 1995 году в государственном университете Сан-Диего исследователями Берни Додж и Томом Марч.
Чтобы данная работа была максимально эффективной, web-квест должен содержать следующие части:
- введение, в котором описываются сроки проведения, и задается исходная ситуация;
- интересное задание, которое можно реально выполнить;
- набор ссылок на ресурсы сети, необходимые для выполнения задания; (благодаря указанию точных адресов при выполнении заданий учащиеся не будут терять времени);
- описание процесса выполнения работы; (он должен быть разбит на части);
- пояснения по оформлению результатов.
Web-квесты лучше всего подходят для работы в мини-группах.
Дополнительную мотивацию при выполнении web-квеста можно создать, предложив учащимся выбрать роли (например, ученый, журналист, детектив, архитектор и т.п
Web-квест может касаться одного предмета или быть межпредметным. Исследователи отмечают, что во втором случае данная работа эффективнее.
Web-квесты - это активная форма обучения, в основе которой заложена модель индивидуальной работы учащегося с Интернет-ресурсами.
Работа с Web-квестом включает в себя последовательность мыслительных операций в процессе исследовательно-ориентированной деятельности: постановку проблемы, ознакомление с заданиями Web-квеста, выполнение задания на основе ресурсов Интернета, оформление работы, обсуждение результатов деятельности.
Интернет на этом уроке является средством, которое делает урок более продуктивным, а работа учащихся превращается в творчество.
Цель урока: познакомиться с важнейшими соединениями Ca и Mg, нахождением их в природе, их применением.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить учащихся с представителями соединений металлов Ca и Mg.
- Продолжить обучение учащихся пользоваться Интернетом для поиска нужной информации.
- Использовать полученную информацию в практических целях.
- Способствовать развитию практических умений при работе на компьютерах.
Воспитательные:
- Показать значимость умения быстро находить нужную информацию.
- Показать роль химии в повседневной жизни человека.
- Способствовать формированию информационной культуры.
- Способствовать формированию коммуникативной культуры.
Развивающие:
- Развивать умение критического мышления, анализа, синтеза и оценки информации.
- Способствовать продолжению развития устойчивого интереса к химической науке и практике.
- Развивать память и внимание учащихся.
- Продолжить формирование химического языка.
Оборудование: компьютерный класс с подключением сети-интернет, презентация к уроку.
Ход урока
1. Организационный момент.
Тема урока "Распространение и роль металлов главной подгруппы II группы в природе и жизни человека". Сегодня мы с вами проводим урок в компьютерном классе, а это значит, что главным источником информации на уроке будет интернет. Мы продолжим знакомство с интернет - технологией "Веб - квест".
2. Актуализация знаний.
- Какие из элементов II группы наиболее распространены в природе?
- В каких формах встречаются эти элементы в природе?
- Почему кальций и магний не встречаются в природе в свободном виде? (работа с ЭОР)
- Во взаимодействии с какими веществами проявляется высокая химическая активность кальция и магния? (работа с ЭОР)
- Названия и формулы каких веществ, содержащих ионы кальция и магния, вам знакомы. Найдите соответствие между названием и формулой вещества. Какие названия вызвали затруднения?
Известно ли вам какую роль играют эти соединения в природе и жизни человека, чем отличаются друг друга те, что имеют одинаковую формулу, как они образуются в природе?
Ответить на этот вопрос вам предстоит в ходе урока.
3. Работа в группах.
Сегодня на уроке вы будете работать с Веб - квестами. Образовательный веб-квест - (webquest) - проблемное задание, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Каждая группа получит вопросы, ответы на которые должна будет найти по указанным адресам в интернете (можно использовать другие адреса). На эту работу отводится до 10 минут. Результаты работы с веб-квестом вы оформите в виде презентации. На создание презентации 5- 7 минут. На защиту презентации 3-4 минуты.(Если уроки спаренные, время на работу можно увеличивать).
(Веб-квест - это сайт или сайты в Интернете, с которыми работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Они охватывают отдельную проблему, а могут быть и межпредметными. Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных сайтах.)
Вопросы для 1 группы: "Горные породы и минералы содержащие кальций и магний"
- В состав каких горных пород и минералов входят ионы кальция и магния?
- Как образовались горные породы, содержащие кальций?
- Что такое "карстовые явления" и "эрозия"?
- Назовите самые известные в России карстовые пещеры.
Ответы:
Вопросы для 2 группы: "Использование соединений кальция и магния в строительстве"
- Перечислите важнейшие строительные материалы, содержащие кальций и магний.
- Запишите уравнения, отражающие химизм твердения вяжущих материалов.
- Расскажите о технике выполнения фресковой живописи.
- Какие памятники архитектуры Владимирской области украшены фресковой живописью.
Ответы:
Вопросы для 3 группы: "Роль ионов кальция и магния в живых организмах"
- Какова роль ионов магния в процессе фотосинтеза растений?
- Какова роль ионов магния в организме человека?
- Какова роль ионов кальция в организме человека?
- Какова роль ионов кальция в организме животных?
- Как сказывается недостаток этих ионов на организм животных и человека?
Ответы:
Вопросы для 4 группы: "Жесткость воды и способы ее устранения"
- Чем обусловлена жёсткость воды?
- Какие виды жёсткости воды различают?
- Присутствием каких соединений обусловлена временная жёсткость?
- Присутствием каких соединений обусловлена постоянная жёсткость воды?
- Какими способами устраняют временную жёсткость?
- Какими способами устраняют постоянную жёсткость?
Ответы:
Защита презентаций.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание.
Учитель комментирует и оценивает ответы учащихся на всех этапах урока и диктует домашнее задание: параграфы 79-81, написать синквейн или мини-сочинение по данной теме.