Цель урока: повторить и закрепить изученные понятия, имена и даты из раздела «Древняя Греция».
I. Установка:
- Ребята, давайте представим, что у нас появилась возможность совершить путешествие в далекое прошлое, в Древнюю Грецию, изучаемую нами страну. Но для того, чтобы попасть туда вы должны выполнить одно условие: активно использовать в своей речи различные термины, имена и даты, связанные с историей этой страны.
- За правильные ответы на уроке вы будете получать красные жетоны, они не только обеспечат вам высокий бал, но и будут служить пропуском в Древнюю Грецию. Если вы согласны с таким условием, тогда в путь!
II. Ход урока:
- Ребята, вы знаете, что греческие боги и божества имеют несколько особенные имена, которые не похожи на наши. Каждый из вас сейчас получит карточку, на которой написано имя.
Задание 1: Представьтесь, объясните, что вы знаете об этом герое или боге!
( Каждому ученику раздается карточка, где указано одно имя, за правильный ответ учитель раздает красный жетон).
Эгей – |
Аид – |
- Молодцы ребята! Если в Греции вы столкнетесь с какими-то проблемами, то будете знать к кому можно обратиться за помощью.
- Путешествуя по Древней Греции, вы сможете посетить старинные города, пройтись по узким, вымощенным улицам, побывать на народном собрании, на заседаниях Совета знати.
- Но чтобы понимать, о чём идет речь, нужно обязательно знать древнегреческие понятия!
Задание 2. Повторение и закрепление понятий, изученных в разделе «Древняя Греция». ( Варианты работы с детьми на выбор учителя).
Вариант 1. Повторение и закрепление понятий по методике взаимотренажа (КУЗ).
Класс делится на группы, в каждой группе определяется командир, который ведет табло учёта, фиксирует номера карточек учащихся, их работу в парах. На столе в каждой группе находится алгоритм работы по методике взаимотренажа. Каждый учащийся получает карточку с понятиями для работы в парах сменного состава.
Табло учета.
Ф.И. ученика |
Номер карточки |
|||||
№ 1 |
№ 2 |
№ 3 |
№ 4 |
№ 5 |
№ 6 |
|
Иванов |
+ |
|
|
|
|
|
Петров |
|
+ |
|
|
|
|
Сидоров |
|
|
+ |
|
|
|
Игнатов |
|
|
|
+ |
|
|
Васильев |
|
|
|
|
+ |
|
Ветров |
|
|
|
|
|
+ |
Методические рекомендации для работы по методике взаимотренажа.
Для работы по методике взаимотренажа создаётся сводный отряд из 6 человек. Каждый ученик получает одну карточку. Можно выделить 4 этапа работы по методике:
1 этап. Небольшая (2-3 минуты) индивидуальная работа ученика со своей карточкой. Ученик читает свою карточку, уточняет для себя значение заключенных в ней понятий.
2 этап. Работа в парах сменного состава. Ученик, имея при себе одну карточку (и не передавая её в дальнейшем) должен поработать по очереди с каждым членом сводного отряда. Работа в паре описана в следующем алгоритме.
Алгоритм работы в паре по методике взаимотренажа.
1.Назови первое понятие (дату, имя) из своей карточки и спроси напарника, что оно означает.
2. Сверь ответ напарника с ответом в своей карточке. Если напарник отвечает неверно, попроси его подумать, поправиться. Если напарник затрудняется, расскажи ему, что означает понятие (дата, имя) и попроси его повторить за тобой.
3. Поменяйтесь ролями. Теперь твой напарник диктует тебе первое понятие (дату, имя) из своей карточки. Ответь, что означает это понятие (дата, имя).
4. Снова поменяйтесь ролями. Таким образом, поочерёдно проверьте друг у друга знание всех понятий (дат, имён) в ваших карточках.
5. Смените напарника. В последующей паре работайте по п. п.1-4 данного алгоритма.
3 этап. Работа в постоянной паре. Это этап взаимопроверки готовности к проверочной работе. Все те понятия (даты, имена), знание которых проверялось при работе в парах сменного состава (2 этап) распределены на две карточки. Ученики в постоянной паре диктуют друг другу понятия (даты, имена) и проверяют правильность ответов.
4 этап. Контрольная, проверочная или самостоятельная работа на оценку на знание понятий (дат, имён).
Карточки – понятия.
ВТ - №1 Полис – небольшое самостоятельное государство. Архонты – правители. Демос – по-гречески «простой народ». Пираты – морские разбойники. Ипподром – место для проведения конных состязаний. 594 г. до н. э.- избрание Солона архонтом. |
ВТ - №2 |
ВТ - №3 |
ВТ №4 |
ВТ - №5 |
ВТ - №6 |
Вариант 2. Учитель раздает каждой группе карточки с понятиями. Ребята, обсуждая вместе, вписывают определения понятий и повторяют их, работая в парах.
Понятия.
Полис –
Архонты-
Демос –
Пираты –
Ипподром –
594 г. до н. э.-
Аттика –
Илоты –
Атлет-
776 г. до н.э. –
Демократия –
Ареопаг –
Задание 3. - Проверочную работу на знание понятий мы проведём в форме игры: «Историческое домино». Учитель раздаёт карточки-домино каждому учащемуся для проведения игры, за каждый правильный ответ учащегося – жетон. У кого из ребят карточка с жирной точкой, тот первым зачитывает вопрос. Ребята должны быть внимательными и показать знание понятий.
«Историческое домино».
Карточки разрезаются. В верхней части каждой карточки находится ответ на вопрос одноклассника, в нижней части вопрос, который должен задать ученик, после правильного ответа.
-илоты. |
- участник состязаний, человек крупного телосложения, силач. |
- состоялись первые Олимпийские игры. |
- власть простого народа. |
- совет знати. |
- правители. |
- избрание Солона архонтом. |
- место для проведения конных состязаний. |
- небольшое самостоятельное государство. |
- пираты. |
- атлет. |
- в 776 г. до н.э. |
- ареопаг. |
- морские разбойники. |
- в переводе с греческого «захваченные». |
- ипподром. |
- область, расположенная на юго-востоке Средней Греции. |
- по-гречески «простой народ». |
- в 594 г. до н.э. |
|
- Ребята, вы должны не только знать понятия, но и уметь составлять предложения, пользуясь набором терминов, относящихся к изученной теме.
Задание 4. Составьте предложения. Каждая группа с предложенным набором слов должна составить предложения, относящиеся к теме «Древняя Греция».
Набор слов для составления предложений.
1 группа. 1). Балканский полуостров, Греция, восток, Эгейское море.
2). Северная Греция, Средняя Греция, Пелопоннес, Греция.
2 группа. 1). Греция, запад, Ионическое море.
2). Греция, полисы, самостоятельное государство.
3 группа. 1). Афины, власть, знать, демос.
2). Совет, знать, ареопаг, правители, архонты.
4 группа. 1). Греция, восток, Эгейское море.
2). Эгейское море, Крит, остров.
- А сейчас мы выполним работу в группе.
Задание 5. Сгруппируйте слова по значению.
Учитель называет вслух различные понятия, относящиеся к истории Древней Греции, а учащиеся в группах выполняют следующие задания:
1 группа: записывают имена героев мифов и произведений;
2 группа: имена богов;
3 группа: исторические понятия;
4 группа: названия городов.
Исторический диктант.
Зевс, Афины, Пилос, ареопаг, Эгей, Ариадна, Тесей, Тиринф, архонт, Микены, Гомер, демос, Посейдон, фаланга, Коринф, Спарта, полис, Ахиллес, Деметра, Пенелопа, Афродита, лабиринт, Марафон, Гермес, стратег, Дионис, ипподром, илоты, триера.
- Обменяйтесь группы выполненными заданиями и проверьте друг у друга ошибки! Группы выполняют задания и выступают с результатами проверки.
Задание 6. Исправьте ошибки!
- Ребята, вы должны не только знать понятия, но и уметь их правильно писать. (Учитель пишет на доске, или на листках раздаёт учащимся понятия, написанные с ошибками). Найдите ошибки и исправьте их.
Полюс
Ариопак
Демакратия
Атика
Демас
Орхонты
Иподром
Задание 7. «Солнышко».
- Ребята, работая в группе, впишите известные вам понятия, начинающиеся и оканчивающиеся на букву «А». (Учитель раздаёт каждой группе листок с изображением солнышка, в центре которого помещена буква «А»).
- Ребята, вы сегодня просто молодцы! В завершении урока давайте посчитаем, сколько жетонов имеет каждый из вас. Учитель выставляет оценки каждому учащемуся. В качестве домашнего задания можно предложить ребятам составить кроссворд.
III. Психологическая оценка урока.
На доске приклеен желтый круг (середина от цветка), каждый ребенок получает синие и красные лепестки.
- Ребята, если вам понравился сегодняшний урок, то приклейте красный лепесток, а если – нет, то синий лепесток. ( Если на доске появится яркая красная роза, то урок достиг своей поставленной цели и ребята остались довольны).
Литература.
- Мкртчан М.А. «Общие методики коллективных учебных занятий». – г. Красноярск 2001 г.
- Смородина Е.В. «История древнего мира. Закрепление и проверка знаний учащихся». – «Детство-пресс» 1999 г.