Семинар для педагогов на тему "Суицид в подростковой среде"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цели: Информировать педагогов школы о существовании проблемы подросткового суицида.
Сформировать понятие о подростковом суициде, его видах, причинах, признаках готовящегося самоубийства.
Рассмотреть меры профилактики и предупреждения  детского суицида, связанные с социально - психологической поддержкой  детей в школе и в семье.

Оборудование: компьютер, проектор для демонстрации презентации.
Содержание выступления
Слайд №1  Представляю вашему вниманию презентацию и сообщение на тему «Суицид в подростковой среде»
Слайд №2  Суицид - это умышленное лишение себя жизни, совершаемое человеком в состоянии сильного душевного расстройства, когда  собственная жизнь утрачивает для него смысл.
  Слайд №3   По официальной статистике, каждый год совершают самоубийство
1 100 000 человек,  среди них 55 тысяч русских (на третьем месте)

   Слайд№4   Статистика суицида в подростковой среде

  • За последнее десятилетие  число самоубийств среди молодежи  выросло в 3 раза.
  • Среди причин смерти детей и подростков суицид занимает второе место.
  • Ежегодно каждый двенадцатый  подросток в возрасте 15-19 лет   пытается совершить  попытку самоубийства.
  • Число законченных суицидов  среди юношей  в среднем в 3 раза больше,  чем  среди девушек.
  • С другой стороны - девушки пытаются покончить с собой  в 4 раза чаще, чем юноши,  но выбирают «щадящие» способы,  которые реже приводят к смерти.

    Слайд№5 Чаще подвержены:

  • подростки, страдающие тяжелыми соматическими или психическими заболеваниями;
  • девочки – подростки, имеющие межличностные любовные конфликты;
  • подростки с повышенной тревожностью, зацикленные на негативных эмоциях, с пониженным фоном настроения;
  • подростки, которые по тем или иным причинам считают себя виновными в проблемах близких людей.

     Слайд №6 Виды суицидов.
     Существует классификация суицидов: истинный, скрытый, демонстративный.

 Слайд №7  Истинный суицид
Никогда не бывает спонтанным.
Такому суициду всегда предшествуют угнетенное настроение, депрессивное состояние или просто мысли об уходе из жизни. Причем окружающие, даже самые близкие люди, нередко такого состояния человека не замечают.

  Слайд №8  Скрытый суицид

    Это завуалированное самоубийство. Человек погибает от внешних сил, по большей части, им же спровоцированных. Например,  рискованная езда на автомобиле (транспортное средство используется как инструмент для совершения суицида),  занятия экстремальными видами спорта, алкогольная или наркотическая зависимость… Т.е. саморазрушающее  поведение.
И сколько угодно можно твердить человеку о том, что все это опасно для жизни, как правило, именно этой опасности они жаждут.

    Слайд№9  Демонстративный суицид
Самоубийство, как способ привлечь внимание к своей личности, оказание давления на окружающих лиц с целью изменения конфликтной ситуации в благоприятную сторону. Проявляется в виде порезов вен, отравлении лекарствами, изображения повешания.
Большинство самоубийц, как правило, хотели вовсе не умереть - а только достучаться до кого-то, обратить внимание на свои проблемы, изменить невыносимую ситуацию.

  Слайд №10 Причины суицида

  • Проблемы и конфликты в семье. Часто у детей в разводящихся семьях появляется чувство, что родители расстаются по их вине(не слушался, плохо учился).
  • Слишком жесткое воспитание в виде морализаторства, очень строгого контроля и запретов, лишающих свободы личного выбора (запрет на друзей, любимые занятия, игры, предпочитаемую одежду).
  • Конфликты с друзьями, проблемы в  школе. Ребенок – изгой в школе. Чувство мести и бессильной злобы могут способствовать суициду.
  • Несчастная любовь, одиночество.
  • Страх перед будущим.
  • Потеря смысла жизни.
  • Подражание кумирам.  В  Челябинске 15- летние школьницы спрыгнули с крыши многоэтажного дома.  В предсмертных записках написали, что совершают самоубийство в память Игоря Сорина, солиста группы, который ровно год назад в Москве выбросился из окна шестого этажа. Родителям следует насторожиться в отношении суицидальной активности своего ребенка,  если он фанат погибшего кумира.
  • Высокие ожидания, повышенные притязания к успехам ребенка, критика и наказание со стороны родителей. Иногда высокие ожидания родителей не совпадают со слабыми способностями и возможностями ребенка. У него появляется чувство вины, что он плохой, не оправдывает надежды родителей, позорит их. Любая критика и самый невинный вид наказания могут оказаться невыносимым.
  • Прессинг успеха. Сегодня в нашей стране, как никогда прежде, велик престиж высшего образования. Искренне желающие ребенку добра близкие родственники и учителя постоянно настраивают его на обязательный успех: поступление в вуз, получение престижной профессии. В такой ситуации подросток просто вынужден тянуться за хорошими отметками, доказывать, что он лучше, умнее, успешней других своих сверстников. Причем это насильственное рвение часто поддерживается буквально жертвенным поведением родителей, готовых для оплаты репетиторов потратить последние деньги, влезть в долги...

Перегрузки и строгие требования в школе, страх не оправдать чаяний дорогих людей, безостановочная гонка за успехом, да и собственные высокие притязания - напряжение, которое не всякому взрослому по плечу. Зависимость между подростковыми депрессивными расстройствами и прессингом успеха подтверждает ежегодный всплеск молодежных самоубийств  после объявления результатов вступительных экзаменов в Японии и Южной Корее - странах, где престиж высшего образования невероятно высок. Стоит задуматься, не слишком ли высока цена даже за самые блестящие перспективы.

 Слайд №11 Мотивы

  • Призыв. Способ попросить помощи.
  • Уход от проблем, потерял надежду изменить жизнь к лучшему.
  • Месть. Попытка сделать больно другому человеку:
  • «Они еще пожалеют»
  • Самонаказание. Ребенок решает, что он не заслуживает права жить. Желание облегчить жизнь своей семье.
  • Бегство от наказания. Совершил проступок, знает, что за этим последует наказание, легче самому уйти из жизни.

         Слайд № 12 Признаки готовящегося самоубийства

80 % задумавших совершить самоубийство детей предварительно дают знать о своих намерениях окружающим.
Способы сообщения могут быть завуалированы, и чрезвычайно необходимо их понять!

Словесные признаки

  • Часто говорит о своем душевном   состоянии, о своей никчемности, беспомощности, о своем безнадежном положении.
  • Шутит на тему самоубийства.
  • Проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти. Упоминает об эпизодах суицидов в фильмах и романах.

Поведенческие признаки.

  • Раздача ценных вещей.  Люди, собирающиеся уйти из жизни, часто раздают вещи, которые очень многое для них значат. Подросток может начать раздавать свои любимые компакт-диски, видеокассеты, плакаты. Это должно насторожить окружающих, особенно, если это преподносится со словами: «Мне эта вещь больше уже не понадобится» или «Я хочу, чтобы у тебя что-то осталось от меня на память».
  • Приведение дел в порядок. Одни кинутся убирать дом, другие поспешат расплатиться с долгами, сядут за письмо, на которое должны были ответить давным-давно, или же захотят вернуть вещь, взятую у приятеля, вымыть пол в комнате, разобрать ящики письменного стола. Во всех этих поступках нет ничего подозрительного; напротив, сам по себе каждый из них совершенно нормален и закономерен. Однако в сочетании с другими «предупреждающими знаками» такая вдруг возникшая тяга к порядку может означать, что подросток  долго задерживаться в этом мире не собирается.
  • Прощание.
  • Демонстрируют радикальные  перемены. Вдруг начинают вести себя непривычно.

Ситуационные признаки.

  • Социально изолирован.
  • Живет в нестабильном состоянии.
  • Ощущает себя жертвой насилия.
  • Перенес тяжелую потерю.

Слайд №13 Как предотвратить суицид?

Ощущение ценности жизни невозможно без осознания двух очень важных вещей:

• нам нужно хорошо к себе относиться;
• нам нужно, чтобы нас любили.

Для того чтобы ценить себя и свою жизнь, все мы должны ощущать любовь к себе.
Потребность любви — это:
— потребность быть любимым;
— потребность любить;
— потребность быть частью чего-то.

  Если эти три «потребности» присутствуют в жизни большую часть времени, мы в состоянии справляться с жизнью, решать встающие перед нами проблемы. Подросткам, которых не любят, которые сами не испытывают симпатии к своим одноклассникам и учителям,  которые чувствуют себя чужими  дома,  в школе, во дворе, справляться с неприятностями гораздо сложнее. Из-за того, что они плохо учатся, не ладят с родителями, друзьями и учителями, их самооценка снижается, они ощущают свою никчемность, одиночество, отверженность. Отсюда и неспособность решать многие наболевшие проблемы.
Кроме этого нужно:
Сформировать у подростка четкую установку: «Из любой трудной жизненной ситуации можно найти выход».
Приучить с малых лет, что неудач не стоит бояться, они неотъемлемая часть пути к главной победе. «Упал - встань и продолжай идти!»

Слайд №14  Воспитывать у подростков позитивный взгляд на все аспекты жизни.

(Положительные эмоции,  оптимизм) Ребятам нужно объяснить, что когда настроение хорошее, человек терпимее относится к тому, что, быть может, ему не  совсем по душе. Положительный заряд энергии   помогает хорошо учиться, в полную силу работать, находить контакт со сверстниками и  взрослыми.

Слайд №15 Вовлекать  подростков в полезные виды деятельности.
Слайд №16 Подросток должен помнить о  том, что в трудной жизненной ситуации он может обратиться к людям, которым доверяет: родителям, классному руководителю, психологу.
   Слайд№17  Гармоничные отношения в семье, предполагающие создание и сохранение теплых и   доверительных отношений с ребенком.
Правила:
 «Глаза в  глаза» Контакт глаз – разговор двух душ, возможность передать невыразимое словами.
«Чудо прикосновения»
Дотронуться до руки, похлопать по плечу, приобнять. Не менее 9 объятий необходимо для поддержания нормального душевного состояния ребенка в любом возрасте.
«Безраздельное внимание»
Это 20-30 минут, которые родитель посвящает своему ребенку каждый день, ни на что не отвлекаясь. Чем заняться в такие минуты, не имеет значения. Можно прогуляться, почитать, поговорить. Главное, чтобы ребенок почувствовал: «Я один на один с мамой (папой). Она (он) в моем полном распоряжении. Я для неё (него) сейчас самый главный».

Слайд №18    Вести работу по просвещению  родителей.

Необходимо проводить тематические родительские собрания по проблемам воспитания. Рекомендовать  подходящую литературу для чтения.
Каждому родителю необходимо знать, что при первом подозрении на суицидальные намерения ребенка необходимо проконсультировать у детского или подросткового психиатра или психоневролога.

Слайд №19         Жизнь – это шанс,  не упусти   его!
Жизнь – это мечта,  осуществи её!
Жизнь – это любовь, так люби!
Жизнь – это долг,  исполни его!
Жизнь – это счастье,  сотвори его сам!
Жизнь  прекрасна…Не разрушай её!

Приложение 1.

Литература
1.Аверин В.А. Психология детей и подростков. – С.-П., 1994.
2.Волкова А.Н. Психолого-педагогическая поддержка детей суицидентов//Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 1998, №2 – с. 36-43.
3.Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. – М., 1987.
4.Павлов И.П. Самоубийство – великая печаль русской жизни//Медицинская газета, 1999 (28 мая) – с. 15.
5.Интернет ресурсы.