Цели:
- создание условий для формирования у обучающихся навыков сотрудничества и опыта взаимного доверия;
- развитие социальных, коммуникативных умений; воображения, творческих способностей.
Приветствие.
Ребята, наша сегодняшняя игра проходит в преддверии прекрасных праздников: это и Масленица, которая заканчивается Прощенным Воскресеньем, когда люди просят друг у друга прощение, чтобы с чистой совестью войти в период строгого поста. И в этом году Прощенное воскресенье совпадает с Днем всех влюбленных, т.е. с праздником дружбы, любви, теплого отношения между людьми. Поэтому в этот день как никогда хочется ощущать, что ты не один, что у тебя есть друзья, есть люди, которые тебя понимают и принимают таким, какой ты есть. И особенно замечательно, если такие люди есть в твоем классе.
Сегодня мы с вами отправимся в волшебное путешествие, чтобы научиться чувствовать друг друга, научиться помогать друг другу. Вас ждут испытания, которые вы сможете преодолеть только, если будете сплочены и находчивы.
Посмотрим, как вы готовы к нашему путешествию. Давайте потренируем наши эмоции.
Упражнение «Тренируем эмоции»
Цель: развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.
Ведущий предлагает детям:
а) нахмуриться как:
— осенняя туча
б) позлиться, как:
— злая волшебница,
в) испугаться, как:
— котенок, на которого лает злая собака;
г) улыбнуться, как:
— хитрая лиса.
«Тропинка»
Цель: активизация воображения и сопровождающих его положительных эмоций, развитие чувственного оптимистического фона.
Итак, нас ждет волшебная тропинка, смелее идите по ней.
Все дети выстраиваются в затылок и идут змейкой по воображаемой тропинке. По команде взрослого они переходят воображаемые препятствия. «Спокойно идем по тропинке... Вокруг кусты, деревья, зеленая травка... Птицы поют... Шелестят листья... Вдруг на тропинке появились лужи... Одна... вторая... третья... Снова спокойно идем по тропинке... перед нами ручей. Через него перекинут мостик с перилами. Переходим по мостику, держась за перила... . Тропинка пошла через болото. Появились кочки. Прыгаем с кочки на кочки:. раз... два... три... четыре... Перешли болото, снова идем спокойно. Перед нами овраг. Через него перекинуто бревно. Переходим овраг по бревну... осторожно, идем!.. Что это? Тропинка вдруг стала липкой от мокрой раскисшей глины. Ноги так и прилипают к ней... Еле-еле отдираем ноги от земли... А теперь через тропинку упало дерево, да какое огромное! Ветки во все стороны!.. Перелезаем через упавшее дерево... Вот и пришли! Молодцы!»
(Текст читается спокойно, с соответствующими интонациями).
Игра «Отгадайте, кто мы»
Цель: развитие коммуникативных умений, воображения детей, снятие эмоциональных зажимов.
Инструкция: «Вот мы и оказались в волшебном лесу. Давайте представим, что мы не девочки и мальчики, а какие-нибудь зверушки или птички. Изобразите, как они двигаются, а мы потом попробуем отгадать загаданное животное. Раз-два-три-четыре-пять, начинаем мы играть!
Вы посмотрели друг на друга, определили роли своих друзей, а вот теперь объединитесь в группы по схожим признакам».
Рефлексия чувств, выбора детей.
– Почему вы объединились в одну группу? Что общего между вами?
Этюд «Жизнь в волшебном лесу»
Цель: формирование коммуникативных умений, развитие воображения.
Ведущий: «Давайте попробуем пообщаться. А для этого придумаем свой особый язык общения. Наступает перемирие, когда никто никого не обижает, как в м\ф «Маугли».
Если мы захотим поздороваться, то будет тереться друг о друга носами; когда захотим спросить, как дела, мы хлопаем своей ладонью по ладони другого; когда хотим сказать, что все хорошо, кладем свою голову на плечо другому; когда хотим выразить другому свою дружбу и любовь – тремся об него головой. (Все сопровождается показом ведущего.) Готовы? Тогда начали. Сейчас утро, вы только что проснулись, выглянуло солнышко. Подул холодный ветер и все животные спрятались от него, прижавшись, друг к другу. Выглянуло теплое ласковое солнышко, и все звери улыбнулись и стали гулять по полянке. Встречаясь друг с другом, они останавливались, чтобы поздороваться (пауза), спросить: «Как дела?» (пауза), «Все хорошо!» – отвечали они друг другу (пауза) и в знак любви и дружбы терлись друг с другом головами, а затем шли дальше.
Ведущий дает время детям повторить «диалоги» с другими партнерами, при этом следит, чтобы дети не разговаривали, для чего он подходит к ним и прикладывает палец к губам.
Рефлексия:
– Легко ли тебе было выполнять этот этюд?
– Что было самым трудным?
– Удалось ли тебе поздороваться с кем-нибудь?
– Делал ли ты первый шаг к общению?
И вот мы вышли из леса, смотрим, а перед нами широкое поле.
Упражнение «Солнце и ветер»
Цель: активизация детей, создание положительного настроения; снятие эмоционального напряжения, мышечных зажимов, ауторелаксация.
Ведущий произносит слово «солнце», и дети медленно поднимают руки вверх, разводят их в стороны («лучики») и улыбаются друг другу. Когда ведущий произносит слово «ветер», дети делают максимально глубокий вдох животом и медленный выдох. Для собственного контроля можно держать руку на животе, чтобы дыхание было брюшным.
А какой же сильный ветер дует, прямо сдувает с ног, все тростинки так и гнутся к земле.
«Тростинка на ветру»
Цель: создание условий для формирования у учащихся опыта взаимного доверия.
Инструкция: «Встаньте в круг очень близко друг к другу, вы деревья и должны стоять прямо. Кто из вас хотел бы быть «тростинкой», которая гнется под дуновением ветра? Становись в центр, ноги поставь вместе, держись прямо. Все остальные, поднимите руки на уровне груди. Когда наша «тростинка» будет падать в вашу сторону, вы должны его поймать и осторожно вернуть в исходное положение. Задача тех, кто стоит в кругу – сделать все для того, чтобы тот, кто стоит в центре, пережил ощущение безопасности и доверия к вам.»
Рефлексия:
– Как ты себя чувствовал в центре круга?
– Мог ли ты доверять кругу?
– Кого ты опасался?
– Что было самым трудным?
– Хорошо ли вы справлялись вместе?
«Пчелы и змеи»
Цель: отработка слаженности действий внутри команды.
Материалы: губка и карандаш
Инструкция: «И вот в широком поле мы замечаем степных змей и диких пчел. Разбейтесь на равные по размеру 2 команды. Одна команда будет группой змей, а другая – пчел. Каждая команда выбирает короля.»
Оба короля выходят из класса и ждут, пока их не позовут. Затем я спрячу 2 предмета, которые короли должны отыскать в классе. Король пчел должен найти мед – вот эту губку, а король змей отыскать ящерицу – вот этот карандаш. Пчелы и змеи должны помогать своим королям, издавая звуки: пчелы должны жужжать: жжжжжжж, а змеи шипеть: шшшшшшшш. Чем ближе ваши короли будут приближаться к предметам, которые они ищут, тем громче должны быть ваши звуки».
Обе команды рассаживаются по своим местам. Они не имеют право говорить, помогая своему королю только понижением или повышением громкости издаваемых звуков.
Рефлексия:
– Как пчелы взаимодействовали друг с другом?
– Как змеи взаимодействовали друг с другом?
– Как ты чувствовал в роли короля?
– Ты остался доволен своими подданными?
«Щепки на реке»
Цель: создание атмосферы, полной доверия и спокойствия.
И вот мы выходим к реке. А по ней плывут щепки.
Инструкция: «Встаньте в 2 длинных ряда, один напротив другого. Расстояние между рядами должно быть чуть больше вытянутой руки. Представьте себе, что вы все вместе – Вода одной реки. По реке сейчас «поплывут» Щепки. Щепки сами решат, как им плыть медленно или быстро, прямо, зигзагами или кругами. Они могут закрыть глаза или плыть с открытыми. Вода должна помочь любой щепке найти дорогу. Когда Щепка проплывет до конца реки, она станет продолжением этой реки, после чего поплывет следующая Щепка.
Рефлексия:
– Что ты чувствовал, когда был Щепкой?
– Что ты чувствовал, когда был Водой?
«Волшебный камень»
Цель: помочь детям выразить свои желания и почувствовать, что другие участники внимательно выслушивают их и принимают всерьез.
Инструкция: «А на берегу реки лежит большой камень-валун, он не простой, а волшебный. Кто сядет на этот камень и расскажет о своем желании, то его желание может сбыться. Быть может, это желание будет связано со школой и ребятами, а может быть, и нет. Кто сядет на этот камень, должен начинать свой рассказ со слов: «Я хочу…», а все остальные будут внимательно слушать. А может кто-то хочет у кого-то попросить прощение, чтобы больше подружиться? Выбор за вами.
Рефлексия:
– Слушали ли тебя остальные ребята?
– Пока слушал других, не появились ли у тебя более важные желания?
– Есть ли у тебя желания, которые могут выполнить учитель, воспитатель, ребята?
«Блины на память»
Итак, наше путешествие в мир природы заканчивается, мы больше не зверушки и не птички, мы больше не щепки не змеи, а мы замечательные девчонки и мальчишки, которые хотят дружить, которые хотят дарить свое внимание, дружбу и получать ее взамен. Итак, мы накануне Масленицы.
Ведущий выносит поднос с именными «блинами-письмами» и все вместе поют народную песню «Блины». Блины раздаются авторам. Всем участникам дается задание: написать на каждом «блине» пожелание авторам, после чего «блины» передать по кругу до тех пор, пока они не придут по назначению.
Рефлексия:
– У всех ли пожелания добрые?
– Не обидели ли кого-то?
– Уважаемые родители, что хочется вам сказать детям?
Спасибо за приятную игру
Цель: завершение занятия, проявление дружеских чувств и чувства благодарности друг к другу.
Инструкция: «Пожалуйста, встаньте в общий круг. Первый из вас может подойти ко мне и пожать мне руку со словами: «Спасибо за прекрасную игру». Затем подходит следующий участник и может пожать свободную руку любого из нас и произнести те же слова...».
Когда к группе присоединится последний участник, круг замыкается и церемония завершается троекратным пожатием рук.
Я желаю вам крепкой дружбы и понимания, не обижайте друг друга. Иногда лучше промолчать, чем кричать обидные слова; а если виноваты, то умейте попросить прощение. И пусть блины, которые приготовили для вас ваши родители будут сегодня самыми вкусными для вас, а этот день станет началом крепкой дружбы.
Приглашаем всех на масленичное чаепитие с блинами.
Используемая литература:
- Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. «Учим детей общению», Ярославль, 1996 г.
- Кряжева Н.Л.«Развитие эмоционального мира детей», Ярославль, 1997 г.
- Сартан Г. «Техники мышечной релаксации для детей», г. «Школьный психолог», № 9-10, 1998 г.
- «Тренинг развития жизненных целей» под ред. Трошихиной Е.Г., СПб, «Речь», 2001 г.
- Фоппель К. «Как научить детей сотрудничать?» ч. 1–4, Москва, «Генезис», 2001 г.