Цель урока: (слайд 2)
- обобщить знания учащихся по теме;
- отработать способы решения показательных уравнений;
- организовать взаимопомощь при совместной работе.
Оборудование:
- мультимедийный проектор;
- карточки с разноуровневыми заданиями.
Ход урока
I. Организационный момент:
– учитель объявляет тему урока, цель;
– учащиеся рассаживаются по группам: (I группа – уровень знаний «5-4», II группа – «4-3»).
II. Теоретический опрос.
На экране высвечиваются уравнения [2], по которым идет работа (слайд 3).
- 2
= 8
- х
= 5
- 3
= 4 – х
= |х|
Ответьте на вопросы:
– Выбрать показательное уравнение. Ответ: 1, 3.
– Каким способом решается 1-ое уравнение? Ответ: Метод выравнивания оснований.
– Как записать в общем виде простейшее показательное уравнение? Ответ: .
– При каких условиях оно равносильно уравнению f(x)=g(x)? Ответ: а 1, а > 0.
– Каким способом решается уравнение 3= 4 – х? Ответ: Графическим (слайд 4).
Подведение итогов.
Способы решения показательных уравнений:
- Функционально-графический;
- Метод выравнивания оснований.
II. Устная работа:
(слайд 5)
1) Решите уравнение [1]:
- 4
=
4
= 4
, х = – 2;
- 2
= 4
2
= 2
, х + 1 = 2, х = 1;
- 2
∙ 6
= 144
(2∙ 6)
= 12
, х = 2;
2
= 7
х = log
7
2) Как свести уравнение 3– 3
= – 72 к простейшему показательному? (слайд 6)
3– 3
= – 72
3
– 3
∙ 3
= – 72, 3
(1 – 9) = – 72, 3
= 9, х = 2.
Какие свойства степеней при этом использовались?
3) Уравнение (слайд 7) 4+ 2
– 24 = 0
2
+ 2 ∙ 2
– 24 = 0, 2
= t, где t > 0, t
+ 2 ∙ t – 24 = 0.
– Является ли показательным?
– Как преобразовать это уравнение?
–Какой метод можно применить? Ответ: Метод введения новой переменной.
III. Работа в разноуровневых группах:
(слайд 8)
Задания для I группы учащихся на «5-4».
Получают карточки с заданием (слайд 9).
Решите уравнение:
- 4 ∙ 16
+ 3 ∙ 4
– 1 = 0;
- 4
∙
– 16 ∙
= 0 (если уравнение имеет более одного корня, то в ответе укажите их произведение).
- Найдите все значения переменной х, при которой числа 5 ∙ 3
и 3 ∙ 5
равны. Если таких значений несколько, то в ответе запишите их сумму.
Задания для II группы учащихся на «4-3» (слайд 10)
Решите уравнение:
- 3
= 1 – 2 ∙ 3
. Ответ: 1;
- 4 ∙
+ 3 ∙
= 1. Ответ: 2;
- 2
∙ 2
= 32. Ответ: 1;
- 3
=
. Ответ: – 2.
IV. Работа «парами».
Группа II работает в парах «4-3», более сильный ученик выступает в роли консультанта.
Один ученик оформляет решение на плёнке для проверки на проекторе (слайды 11-12).
Решите уравнение:
- 5
= 625. Ответ: – 7;
- 7
– 5 ∙ 7
= 98. Ответ: 2;
∙ 3
=
. Ответ: – 2.
I группа обсуждает решение уравнений III этапа (на экране через проектор высвечивается решение).
На экране через мультимедийную установку проверяем ответы (слайд 13).
- 4 ∙ 16
+ 3 ∙ 4
– 1 = 0. Ответ: 1;
- 4
∙
– 16 ∙
= 0. Ответ: – 1;
- Найдите все значения переменной х, при которой числа 5 ∙ 3
и 3 ∙ 5
равны. Ответ: 1, 5.
V. Проверка усвоения материала
(слайд 14)
Группа II получает самостоятельную работу в тестовой форме на 2 варианта [3].
Самостоятельная работа (Уровень «3»)
- Решите уравнение 4
= 16.
1) 2;
2) -1;
3) 1;
4) 3. - Укажите корень уравнения
=
.
1) -;
2) -;
3) -5;
4) 1. - Решите уравнение 2
∙ 4
= 64.
1) -2;
2) -1;
3) 1;
4) 2. - Какому промежутку принадлежит корень уравнения 8
= 64?
1) (0; 1);
2) [– 1; 3);
3) [1; 2];
4) [– 0,5; 0). - Решите уравнение 3 ∙ 9
= 81.
Самостоятельная работа (Уровень «4»)
- Решите уравнение 5
=
.
1) 7;
2) 9;
3) -7;
4) -9. - Укажите корень уравнения (4
)
= 16.
1);
2) 5,5;
3) 9;
4) 7. - Решите уравнение 2
∙ 3
= 36.
1) 18;
2) 1;
3) 2;
4) -2. - Какому промежутку принадлежит корень уравнения 7
= 2
?
1) (– 2; 2);
2) [2; 4];
3) (2; 4];
4) (2; +).
- Решите уравнение 9
= 8 ∙ 3
+ 81.
Ответы самостоятельной работы.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Уровень «3» | 4 | 2 | 4 | 2 | 1,5 |
Уровень «4» | 1 | 2 | 3 | 2 | 3 |
I группа решает сложное показательное уравнение (уровень С):
3
+ 4 ∙ 3
+ 2 ∙ |3
– 2| – 5 = 0. Ответ: – 1.
VI. Подведение итогов.
Домашнее задание: (слайд 15)
I группа: решите уравнение:
- 7
+ 3 ∙ |7
– 5| = 7
+ 6. Ответ: 0; 1.
- 3
– 3
∙ 2
+ 18
– 3 ∙ 8
= 0. Ответ:
II группа обменивается вариантами самостоятельной работы.
Урок окончен. Спасибо за внимание!
Список литературы:
- Алимов Ш.А. Алгебра и начала анализа/ Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин и др./ Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений – М.:, Просвещение, 2008.
- Мордкович А.Г. Алгебра и начала анализа/А.Г. Мордкович, П.В. Семенов/ Учебник для общеобразовательных учреждений, 11 класс – М.: Мнемозина, 2007.
- Ковалева Г.И. Тренажеры. Тесты. Самоучители. «Математика. Для учащихся 11 класса и поступающих в вузы», составители: Г.И. Ковалева, Т.И. Бузулина и др.