Цель урока: (слайд 2)
- обобщить знания учащихся по теме;
- отработать способы решения показательных уравнений;
- организовать взаимопомощь при совместной работе.
Оборудование:
- мультимедийный проектор;
- карточки с разноуровневыми заданиями.
Ход урока
I. Организационный момент:
– учитель объявляет тему урока, цель;
– учащиеся рассаживаются по группам: (I группа – уровень знаний «5-4», II группа – «4-3»).
II. Теоретический опрос.
На экране высвечиваются уравнения [2], по которым идет работа (слайд 3).
- 2= 8
- х= 5
- 3= 4 – х
- = |х|
Ответьте на вопросы:
– Выбрать показательное уравнение. Ответ: 1, 3.
– Каким способом решается 1-ое уравнение? Ответ: Метод выравнивания оснований.
– Как записать в общем виде простейшее показательное уравнение? Ответ: .
– При каких условиях оно равносильно уравнению f(x)=g(x)? Ответ: а 1, а > 0.
– Каким способом решается уравнение 3= 4 – х? Ответ: Графическим (слайд 4).
Подведение итогов.
Способы решения показательных уравнений:
- Функционально-графический;
- Метод выравнивания оснований.
II. Устная работа:
(слайд 5)
1) Решите уравнение [1]:
- 4= 4= 4, х = – 2;
- 2 = 4 2 = 2 , х + 1 = 2, х = 1;
- 2 ∙ 6 = 144 (2∙ 6)= 12, х = 2;
- 2= 7 х = log7
2) Как свести уравнение 3– 3 = – 72 к простейшему показательному? (слайд 6)
3– 3 = – 72 3– 3∙ 3= – 72, 3(1 – 9) = – 72, 3 = 9, х = 2.
Какие свойства степеней при этом использовались?
3) Уравнение (слайд 7) 4+ 2– 24 = 0 2+ 2 ∙ 2– 24 = 0, 2= t, где t > 0, t+ 2 ∙ t – 24 = 0.
– Является ли показательным?
– Как преобразовать это уравнение?
–Какой метод можно применить? Ответ: Метод введения новой переменной.
III. Работа в разноуровневых группах:
(слайд 8)
Задания для I группы учащихся на «5-4».
Получают карточки с заданием (слайд 9).
Решите уравнение:
- 4 ∙ 16+ 3 ∙ 4– 1 = 0;
- 4∙ – 16 ∙ = 0 (если уравнение имеет более одного корня, то в ответе укажите их произведение).
- Найдите все значения переменной х, при которой числа 5 ∙ 3и 3 ∙ 5 равны. Если таких значений несколько, то в ответе запишите их сумму.
Задания для II группы учащихся на «4-3» (слайд 10)
Решите уравнение:
- 3= 1 – 2 ∙ 3. Ответ: 1;
- 4 ∙ + 3 ∙ = 1. Ответ: 2;
- 2∙ 2 = 32. Ответ: 1;
- 3 = . Ответ: – 2.
IV. Работа «парами».
Группа II работает в парах «4-3», более сильный ученик выступает в роли консультанта.
Один ученик оформляет решение на плёнке для проверки на проекторе (слайды 11-12).
Решите уравнение:
- 5= 625. Ответ: – 7;
- 7– 5 ∙ 7 = 98. Ответ: 2;
- ∙ 3= . Ответ: – 2.
I группа обсуждает решение уравнений III этапа (на экране через проектор высвечивается решение).
На экране через мультимедийную установку проверяем ответы (слайд 13).
- 4 ∙ 16+ 3 ∙ 4– 1 = 0. Ответ: 1;
- 4∙ – 16 ∙ = 0. Ответ: – 1;
- Найдите все значения переменной х, при которой числа 5 ∙ 3и 3 ∙ 5 равны. Ответ: 1, 5.
V. Проверка усвоения материала
(слайд 14)
Группа II получает самостоятельную работу в тестовой форме на 2 варианта [3].
Самостоятельная работа (Уровень «3»)
- Решите уравнение 4= 16.
1) 2;
2) -1;
3) 1;
4) 3. - Укажите корень уравнения = .
1) -;
2) -;
3) -5;
4) 1. - Решите уравнение 2∙ 4= 64.
1) -2;
2) -1;
3) 1;
4) 2. - Какому промежутку принадлежит корень уравнения 8 = 64?
1) (0; 1);
2) [– 1; 3);
3) [1; 2];
4) [– 0,5; 0). - Решите уравнение 3 ∙ 9= 81.
Самостоятельная работа (Уровень «4»)
- Решите уравнение 5= .
1) 7;
2) 9;
3) -7;
4) -9. - Укажите корень уравнения (4)= 16.
1) ;
2) 5,5;
3) 9;
4) 7. - Решите уравнение 2∙ 3= 36.
1) 18;
2) 1;
3) 2;
4) -2. - Какому промежутку принадлежит корень уравнения 7 = 2?
1) (– 2; 2);
2) [2; 4];
3) (2; 4];
4) (2; + ). - Решите уравнение 9= 8 ∙ 3+ 81.
Ответы самостоятельной работы.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Уровень «3» | 4 | 2 | 4 | 2 | 1,5 |
Уровень «4» | 1 | 2 | 3 | 2 | 3 |
I группа решает сложное показательное уравнение (уровень С):
3+ 4 ∙ 3+ 2 ∙ |3 – 2| – 5 = 0. Ответ: – 1.
VI. Подведение итогов.
Домашнее задание: (слайд 15)
I группа: решите уравнение:
- 7+ 3 ∙ |7– 5| = 7+ 6. Ответ: 0; 1.
- 3– 3∙ 2+ 18– 3 ∙ 8= 0. Ответ:
II группа обменивается вариантами самостоятельной работы.
Урок окончен. Спасибо за внимание!
Список литературы:
- Алимов Ш.А. Алгебра и начала анализа/ Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин и др./ Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений – М.:, Просвещение, 2008.
- Мордкович А.Г. Алгебра и начала анализа/А.Г. Мордкович, П.В. Семенов/ Учебник для общеобразовательных учреждений, 11 класс – М.: Мнемозина, 2007.
- Ковалева Г.И. Тренажеры. Тесты. Самоучители. «Математика. Для учащихся 11 класса и поступающих в вузы», составители: Г.И. Ковалева, Т.И. Бузулина и др.