Цель: сформировать представление учащихся о свойствах и способах получения спиртов, продолжить формировать умение составлять уравнения реакций с участием органических веществ на примере спиртов.
Оборудование: этанол, фенолфталеин, пробирки, спички, спиртовка, медная проволока (спираль).
Ход урока
Начнем наше занятие со стихотворения (под мелодию) (Слайд 2)
Человек рождается на свет.
Чтоб творить,
Дерзать – и не иначе,
Чтоб оставить в жизни добрый след
И решать все
Трудные задачи…
Человек рождается на свет…
Для чего? Ищите свой ответ!
На нашем уроке мы частично постараемся решить задачи и найти ответ на вопросы.
І. Проверка домашнего задания.
Ученики у доски работают по карточкам.
Карточка 1. Назовите следующие соединения:
а)
б)
в)
г)
Карточка 2. Напишите структурные формулы следующих соединений:
а) 3-метилпентанол-3;
б) 3,3-диметилбутанол-2;
в) 2-метилпропанол-2;
г) 2,2-диметилпентанол-3.
Карточка 3. Сколько изомерных спиртов и простых эфиров отвечают общей формуле С4Н10О ?
Беседа по вопросам:
- Дайте определение предельных одноатомных спиртов и приведите примеры.
- Что такое функциональная группа? Дайте её определение.
- Назовите общую формулу спиртов.
- Какой суффикс указывает на класс спиртов?
- Дайте классификацию спиртов по разным признакам.
- Какие виды изомерии возможны для спиртов?
- Какие спирты являются вторичными?
- Как объяснить, что первые представители гомологического ряда углеводородов – вещества газообразные, а метанол и этанол – первые гомологи в ряду спиртов – жидкости?
- Почему с увеличением числа атомов углерода в молекуле спирта его температура кипения возрастает?
- Почему с повышением молекулярной массы предельных одноатомных спиртов растворимость их в воде понижается?
- Найдите на столе шаро-стержневую модель молекулы метанола.
Проверяем выполненные работы на доске. Ребята задают вопросы, оценивают работы.
ІІ. Объяснение нового материала.
Вопрос классу: из каких групп атомов состоит молекула спирта?
Как вы думаете, чем будут обусловлены химические свойства спиртов?
Свойства спиртов зависят как от строения гидроксильной группы, так и углеводородного радикала. На нашем занятии выясним химические свойства спиртов.
Запишите тему урока: Химические свойства, получение и применение предельных одноатомных спиртов (Слайд 3.)
Сформулируем цель и задачи урока.
Цель: актуализировать знания о свойствах, получении и применении предельных одноатомных спиртов.
Задачи:
- Установить зависимость свойств предельных одноатомных спиртов от их строения;
- Обобщить способы получения спиртов;
- Выявить области применения. (Слайд 4)
План:
- Беседа по вопросам;
- Изучение нового материала;
- Выводы;
- Проверь себя;
- Итоги урока. (Слайд 5)
ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ПРЕДЕЛЬНЫХ ОДНОАТОМНЫХ СПИРТОВ
Можно ли обнаружить гидроксильную группу у спиртов с помощью индикатора – фенолфталеина?
Ответить на этот вопрос мы сможем, посмотрев кинофрагмент[3]. (Слайды 8-9)
Ответ: водные растворы спиртов не изменяют цвета индикаторов, следовательно, не обладают ни ярко выраженными щелочными, ни кислотными свойствами.
Назовите общее свойство всех органических соединений.
Ответ: Реакции горения. Следовательно, спирты горят.
Какие вещества образуются при горении метанола и этанола? Посмотрим кинофрагмент и отметим, как горят спирты[3]. (Слайд 10)
Вывод: спирты, как и другие органические соединения, с высоким содержание углерода и водорода горят, выделяя тепло, а так же углекислый газ и воду.
Запишите самостоятельно уравнения реакций горения спиртов. Проверьте уравнения реакций. (Слайд 11)
2СН3ОН + 3О2 → 2СО2 + 4Н2О
С2Н5ОН + 3О2 → 2СО2 + 3Н2О
Главные специфические свойства спиртов обусловлены их функциональной группой.
Эти свойства вызваны в основном наличием в молекулах спиртов полярных связей Сδ+– Оδ- – Нδ+
Связи углерод– кислород и кислород – водород поляризованы. Следовательно, реакции могут протекать по разрыву связи Оδ- – Нδ+ и менее полярной связи Сδ+– Оδ-
Разрыв связи (Слайд 12)
Спирты взаимодействуют со щелочными и щелочно-земельными металлами[3]. (Слайды 13-14) Какой газ сгорает с характерным хлопком, если чистый – глухой, если с примесью кислорода – свистящий?
Запишите уравнение реакции, проверьте (Слайд 16)
В реакции с активными металлами проявляют слабые кислотные свойства. Но с растворами щелочей не взаимодействуют.
Вступают в реакцию с органическими кислотами с образованием сложных эфиров – реакцию этерификации. (Слайд 15)
Разрыв связи (Слайд 16)
- Взаимодействие с галогеноводородами, подобно взаимодействию щелочей с кислотами. (Слайд 17)
- Дегидратация
А. Внутримолекулярная (Слайд 18)
Б. Межмолекулярная (Слайд 19)
Вам хорошо знаком диэтиловый эфир, его применяют в медицине. В зубоврачебной практике его используют в качестве средства, осушающего полость рта. Раньше его применяли и в хирургии для местного обезболивания. Диэтиловый эфир – хороший растворитель жиров, смол, воска и других неполярных органических соединений, легко воспламеняется, поэтому при работе с ним нужно соблюдать меры предосторожности.
При каталитическом окислении спиртов образуются альдегиды, следовательно, его можно рассматривать и как один из способов получения альдегидов. Используя это химическое свойство спиртов, мы получим из этилового спирта важный продукт – уксусный альдегид.[2] (Слайд 21) [1]
«Химик должен во всём сомневаться, пока не убедится всеми способами в верности своего мнения»
Д.И. Менделеев
Мы тоже засомневаемся и сами проверим, выполнив химический эксперимент, соблюдая правила техники безопасности. Помним, что этанол легко воспламеняющаяся жидкость, должны проявлять должную осторожность при работе с ней.
Лабораторный опыт. В пробирку налейте 1см3 этилового спирта. Спираль из медной проволоки раскалите в пламени спиртовки до почернения. Какое вещество образовалось на поверхности меди? Нагретую медную спираль внесите в пробирку со спиртом (опыт повторите несколько раз). По правилам техники безопасности определите запах веществ после реакции. Какой ощущается запах? Ответ: Похож на запах зеленого яблока. Какие изменения претерпела медная проволока после опыта? Ответ: Была черного цвета потом приобрела красный цвет. Какие выводы можно сделать из наблюдений? Ответ: этой реакцией можно воспользоваться для качественного определения спиртов. Запишите уравнение реакции, определите степень окисления меди. Проверьте Слайд 22.
В этой реакции окисления роль катализатора играет медь: при нагревании медь окисляется кислородом воздуха в оксид, а затем, по ходу реакции, отдает этот кислород на процесс окисления спирта.
Каталитическое окисление спиртов используется в качестве промышленного способа получения альдегидов. Каталитическое окисление спиртов идет и в организме человека в случае попадания в него спирта. [2]
Получение предельных одноатомных спиртов Слайд 23
Промышленное получение тех или иных веществ связано с их значением в жизни человека, с широтой их применения и использования в качестве сырья для производства других нужух веществ и материалов. Наибольшее значение из предельных одноатомных спиртов имеют метанол и этанол. Слайд 24
Лабораторные
- Гидролиз галогеналканов
- Гидратация этиленовых углеводородов
- Гидрирование карбонильных соединений
Промышленные.
- Синтез метанола из синтез-газа
- Гидратация этилена
- Брожение
Непосредственно заменить атом водорода в молекуле углеводорода на гидроксильную группу довольно трудно. Проще достичь этого можно через галогенопроизводные углеводородов. [3]
Лабораторные:
Гидролиз галогеналканов Слайд 25
Гидратация этиленовых углеводородов Слайд 26
образуется вторичный спирт по правилу Марковникова. В чем заключается правило Марковникова?
Гидрирование карбонильных соединений Слайд 27
Промышленные:
Получение метанола из синтез-газа Слайд 28
Гидратация этилена Слайд 29
Брожение Слайд 30
Давно известно, что фруктовые соки, например виноградный, можно использовать для получения вина – напитка с характерным вкусом и запахом. В процессе его изготовления происходит выделение газа. Кожица винограда содержит дрожжи, которые производят ферменты, катализирующие ферментацию сахара, содержащегося в соке.
Применение спиртов. Слайд 32.
Получение лекарственных веществ.
Этанол используется для обеззараживания.
При производстве лаков и красок.
При проведении клинических лабораторных исследований крови.
Этанол можно использовать в качестве топлива для автомобилей.
Его добавляют в реактивное топливо.
Этанол – хороший растворитель для многих веществ, например йода.
Сырьё для органического синтеза: синтетический каучук, из которого делают резину.
Этанол – важное сырьё для органического синтеза: уксусной кислоты.
Этанол является компонентом вина.
Пива.
Слайд 33
ЗАПОМНИТЕ! ПО СВОЕМУ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОМУ ВОЗДЕЙСТВИЮ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА ЭТАНОЛ ОТНОСИТСЯ К НАИБОЛЕЕ ОПАСНЫМ НАРКОТИКАМ.
Какие выводы можно сделать исходя из темы урока?
ІІІ. Выводы:
- Водные растворы спиртов не изменяют цвета индикаторов .Одноатомные спирты не обладают ни ярко выраженными щелочными, ни кислотными свойствами;
- Химические реакции предельных одноатомных спиртов можно разделить на три группы:
- Реакции, сопровождающиеся только замещением атома водорода гидроксильной группы;
- Реакции сопровождающиеся замещением или отщеплением гидроксильной группы;
- Окислительно-восстановительные;
- Физические и химические свойства спиртов обусловливают их применение и получение.
ІV. Проверь себя.
А. ▲ (простые вопросы)
-
Общая формула предельных одноатомных спиртов
а) CnH2n+2
б) CnH2n
в) CnH2n-2
г) CnH2n+1OH (+) -
Функциональная группа предельных одноатомных спиртов
а) - СНО
б) - СООН
в) - ОН (+)
г) - СН3
Б. ■ (задания посложнее)
-
Реакции по разрыву связи
а) с галогенами;
б) с кислородом;
в) с активными металлами(+);
г) с оксидом меди (ІІ); -
Реакции по разрыву связи
а) окисление;
б) гидрирование;
в) гидратация;
г) дегидратация (+)
В. ● (трудные задания)
-
Лабораторный способ получения спиртов
а) гидролиз галогеналканов(+);
б) из синтез – газ;
в) брожение;
г) гидратация этилена -
Промышленный способ получения спиртов
а) гидролиз галогеналканов;
б) из синтез – газ(+);
в) гидрирование этилена;
г) гидролиз алкинов
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
§ 23 стр.144-149 Упр.1▲ 2-5■ 6,7●