Форма урока: комбинированная
Место занятия в структуре образовательного процесса: 23 урок по учебному плану
Цель: Заложить основы художественных знаний и умений в области видов и жанров искусства через собственное творчество;
Задачи:
- Учить детей творчески откликаться и включаться в художественный труд; знать виды и жанры искусства (их образный язык);
- Развивать умения передавать пропорции скульптурного портрета (характер);
- Воспитывать грамотного ценителя искусства, воспитывать интерес к искусству.
Методы и технологии: развивающая и личностно-ориентированная технологии,
Оборудование: Пластилин, стеки, дощечки, тряпочки, баночка-каркас.
АРМ учителя (компьютер, экран, мультимедиа проектор, экран) авторская работа-презентация «Портрет в скульптуре» (Приложение 1).
Ожидаемые результаты: учащиеся должны выполнить из пластилина портрет на баночке каркасе, схематично наметить объём головы, шеи, плеч; в общем объеме найти основные планы формы головы.
Этапы урока:
- Организационный момент (1-2 мин)
- Повторение пройденного материала (3 мин)
- Сообщение нового материала (12 мин)
- Объяснение практической работы (5 мин)
- Практическая работа учащихся (20 мин)
- Итог урока (3 мин)
Ход урока
1. Организационный момент. Приветствие. Готовность учащихся к уроку.
Слайд №2
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас:
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Летчик, или балерина,
Или Колька – твой сосед
Обязательно картина называется …
Портрет – словарное слово, поэтому еще раз обратите на правописание.
2. Повторение пройденного материала
Вопрос: Ребята, а что вы знаете о портрете? (типы портретов, композиция, в каких видах изобразительного искусства можно проследить жанр портрета)
Парадный, психологический, интимный, автопортрет, погрудный, поясной, поколенный, однофигурный портрет, групповой.
Слайд №3
Вопрос: Определите, в каких видах изобразительного искусства выполнены эти портреты?
Вопрос: Чем отличается живописный портрет от скульптурного портрета?
Учитель: У каждого вида изобразительного искусства есть свои средства выразительности. Графика – линия, штрих, пятно, живопись – цвет, скульптура общается со зрителем на языке объемов.
3. Сообщение нового материала
Слайд №4
Вопрос: Давайте с вами заглянем в мастерскую художника-скульптора. Что вы знаете о профессии скульптора?
Труд скульптора очень тяжелый, он покоряет такой материал, как камень, дерево, чтобы вдохнуть в них жизнь.
Слайд №5
Скульптура в переводе с латинского языка означает высекать, вырезать. Посмотрите, какими инструментами работает скульптор в камне, глине, пластилине. Иногда в литературе вы можете встретить слово ваяние. Скульптора называют ваятель.
Портрет в скульптуре появился раньше, чем в живописи и графике. Сейчас мы заглянем в прошлое скульптурного портрета.
Слайд №6
Портреты Древнего Египта. Древнеегипетский художник тонко сумел передать образы людей своего времени.
Вопрос: Какие ощущения возникают у вас при просмотре этих портретов?
Застывший – предназначен не для зрителя, не для любования, он служил чисто магическим целям, его замуровывали в могильной камере вместе с умершими. Этот ритуал выражал мировосприятие древних египтян, веривших в загробную жизнь.
Погрудное, чаще всего портретное изображение человека называется – бюст. Появился как надгробный образ в Древнем Египте, окончательно сложился как особый вид в скульптурно-портретной пластике Древнего Рима, где в композицию была включена подставка.
Слайд №7
А теперь перенесемся в эпоху Древнего Рима. Перед вами портрет Брута и императора Каракаллы.
Вопрос: Что вы можете сказать об этих портретах. Чем они отличаются от предыдущих портретов?
Суровая, почти грозная энергия, воля исходит от портрета Брута. Огромная внутренняя сосредоточенность делают его символом целой эпохи в жизни античного человека.
Римлянин Брут.
У Брута был характер крут
И для тиранов страшен.
Геройски пал суровый Брут
в сражение рукопашном.
И хоть погиб в сраженье Брут,
Но каждую минуту
Тиранов,
Словно грозный труд
Страшило имя Брута.
И помнил Брута римский люд
И поручил кому-то
Почетный труд,
И славный труд
Из камня высечь Брута.
Жестокость черт Каракаллы выведены в портрете на первый план. Напряженные мышцы лица и хмурый лоб усиливают ощущение угрюмости и силы.
Вывод: На примере этих портретов можно увидеть, насколько глубок интерес художника к конкретному человеку. Каждый художник старается уловить те черты, которые свойственны данному человеку.
Поэтому такие портреты можно отнести к портретам-характерам.
Слайд №8
А теперь перенесемся в век XVIII. Шубин, Федот Иванович (1740–1805) – крупнейший русский скульптор XVIII века, работавший в жанре портрета.
Шедевром портретного искусства Шубина является бюст Павла I.
Вопрос: Ребята, как вы думаете, к какому типу портрета относится бюст Павла I? Почему?
Парадный портрет – посвященный общественному деятелю. В нем художник стремился показать заслуги изображенного человека, его роль и место в обществе. Для этого используются различные атрибуты: ордена, драгоценности, богатство одежд и интерьеров, величие поз и жестов.
Учитель: Портрет, выполненный в парадном жанре, по традиции изобилует звездами, орденами и прочими знаками отличия. Однако Шубин, что намного важнее, всегда цепко схватывал неповторимые особенности внешнего облика человека, стремясь выразить его духовные свойства. Скульптор раскрывает в Павле I сложность его характера: надменность, холодную гордость, болезненное самолюбие и вместе с тем скрытое страдание и незащищенность его «Я». Императору понравился его портрет в исполнении Ф. И. Шубина.
Вопрос: Ребята, скажите, скульптор в своих работах передаёт только портретное сходство?
Вывод: В портрете главное не только сходство с портретируемым, но и собственное отношение художника к человеку.
4. Объяснение практической работы
Сегодня мы совершили небольшую экскурсию в историю скульптурного портрета.
А теперь я предлагаю вам самим сделать погрудный скульптурный портрет из пластилина по памяти или по представлению. Образ может быть самым разным: друг, родной человек или литературный герой.
Вопрос: Как называется такое изображение? (Бюст)
Художники скульпторы выполняют свои произведения искусства двумя способами:
- вырезывания, высекания (твердый материал),
- добавления (налепа мягкий материал)
Чтобы выполнить бюст своего героя нам нужно вспомнить пропорции головы человека.
Слайд №9
- На какое количество равных частей делится расстояние от линии подбородка до линии роста волос?
- Чему равно расстояние между глазами?
- Чему равно расстояние от одного зрачка до другого?
Перед началом практической работы учитель обращает внимание на строение черепа, показывает, как вылепить обобщенную форму головы из пластилина. Показывает, как придать ей характерную форму лица, продавить глазницы, вытянуть вперёд форму носа.
Голова – овал, показ строения черепа на доске, подбородок и затылок должны выступать относительно шеи.
Шея служит горлышко от баночки, обмазываем пластилином.
Плечи – ширина плеч в два раза больше ширины головы.
Лицо – проводим линию, размечаем пропорции лица.
Форму носа вытягиваем вперед. Глаза и рот выполним при помощи стеки.
Волосы приемом налепа.
5. Практическая работа учащихся.
Выполнение портретного бюста из пластилина по представлению. Индивидуальный инструктаж по ходу работы, деликатная коррекция деятельности учащихся.
6. Итог урока.
Выставка работ. А сейчас подведём итог, что нового вы узнали и чему вы сегодня научились?
Работы у всех получились интересные. Всем успехов в творчестве. Урок закончен, до свидания.
Выставка работ