“Если ученик в школе не научился сам
ничего творить, то и в жизни он всегда
будет только подражать, копировать,
так как мало таких, которые бы,
научившись копировать, умели
сделать самостоятельное
приложение этих сведений”
Л.Н.Толстой
Эти слова Л.Н.Толстого будут актуальны столько времени, сколько будет существовать школа. Небывалый рост объема информации требует от современного человека таких качеств, как инициативность, изобретательность, предприимчивость, способность быстро и безошибочно принимать решения, а это невозможно без умения работать творчески, самостоятельно. Я думаю, что школа должна прореагировать на эти изменяющиеся условия развитием творческих способностей учащихся и воспитанием активной личности.
Важность проблемы – развитие творческого потенциала учащихся – обусловлена на мой взгляд, двумя основными причинами. Первая из них – падение интереса к учебе. Уже к концу десятилетнего обучения, как показывают различные психологические опросы, интерес к учебе сохраняют от 20 до 40% учащихся.
Вторая причина в том, что даже те ученики, которые, казалось бы, успешно справляются с программой, теряются, как только оказываются в нестандартной учебной ситуации.
Поэтому свою цель как учителя математики я вижу не только и не столько в том, чтобы передать ученикам определенный объем знаний, но главное – в развитии их творческих способностей.
Поставить целью развитие творческих способностей детей, я выделила ряд задач:
- поддерживать и развивать интерес к предмету;
- формировать приемы продуктивной деятельности, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция и т.д.;
- прививать навыки учебно-исследовательской работы;
- развивать логическое мышление;
- пространственное воображение учащихся;
- учить основам самообразования, работе со справочной и научной литературой, с другими современными источниками информации;
- показывать практическую направленность знаний, видеть роль и место математики в общечеловеческой культуре, ее связь с другими науками.
Решение перечисленных задач позволит сделать процесс обучения захватывающим, интересным и для ребенка и для учителя.
Этим задачам я стараюсь подчинить каждый урок математики; при этом использую различные методы обучения:
А) словесные, которые дают возможность задать высокий уровень теоретических знаний;
Б) наглядные (демонстрации, иллюстрации, просмотр видеоматериалов)
В) практические (лабораторные работы, конструирование, исследовательские задачи), которые формируют практические навыки, создавая одновременно широкий простор для творчества. Этим же задачам подчинены различные формы работы на уроке: коллективная, индивидуальная, групповая. Для поддержания интереса к предмету часто на различных этапах урока провожу дидактические игры. Этому виду учебной деятельности я отвожу особую роль на уроке. Это “Математическое лото”, “Стрела”, “Найди ошибку”, “Заполни пропуски”, “Магический квадрат”, “Мельница”, эстафеты, кодированные задания, системы таблиц для устного счета по отдельным темам курсов математики, алгебры. Элементы игры, включенные в урок, оказывают заметное влияние на деятельность учащихся, они необходимы для воспитания личности, для развития интереса к предмету. Если ученик видит перед собой примеры творческого подхода к делу своих наставников, то у него у самого возникает потребность творчества.
Очень увлекают ребят логические задачи, которые наряду с заданиями творческого характера дают возможность раскрыть умственные способности школьников, поэтому я стараюсь использовать их на каждом уроке. Опыт использования логических упражнений для развития математического мышления на уроках математики был обобщен мной и представлен на “Ярмарке педагогических инноваций-2”, которая была организована и проведена в нашем районе в прошлом учебном году, в целях привлечения педагогических работников к инновационной творческой деятельности.
ШМО учителей математики представило свои методические наработки и я в том числе, по следующим темам:
- “Система нестандартных упражнений на построение графиков функций, изучаемых в 7–9 классах”
- “Психологические тренинги на уроках математики. Упражнения и задачи для развития памяти, мышления, наблюдательности, внимания”
- “Игровые технологии в процессе обучения и воспитания на уроках математики”
- “Поэтические минутки на уроках математики”.
Но, конечно, самую большую роль в развитии творческих способностей учащихся на уроках математики я отвожу решению задач. При этом важно подобрать для каждой изучаемой темы систему задач таким образом, чтобы ребята имели широкий простор для творчества. Это могут быть, например, задачи с продолжением, с усложнением условия; очень эффектно решение одной и той же задачи различными способами, выбор наиболее рационального из них. Стараюсь придерживаться принципа: на каждый урок – интересную задачу. Уже начиная с 5-го класса я привлекаю самих учеников к их составлению. Ученикам часто даю творческие домашние задания, такие как
- составь задачу (с картинками, иллюстрациями, схемами движения и т.д.);
- составь кроссворд, ребус, чайнворд и т.д.;
- придумай математическую сказку по изученной теме (в 5–6 кл.): например “Дроби”, “Положительные и отрицательные числа”, в 7–8 кл. “Функции”, “Квадратные уравнения” в старших классах учащиеся готовят сообщения о великих математиках, по истории развития математики, алгебры, геометрии и т.д. Это могут быть и 5-ти минутные устные выступления на уроке и большие по объему рефераты.
Многие творческие домашние работы ребята выполняют и по геометрии, это “Симметрия в природе”, “Виды движений”, “Четырехугольники”, “Многогранники”, “Тела вращения” и т.д. Удачные и интересные работы учащихся я использую для работы в классе, во время проведения предметной недели. При подготовке творческих домашних заданий учащихся не ограничены временными рамками как на уроке; могут использовать любую дополнительную литературу, компьютер, а также помощь родителей.
Очень важно, чтобы каждый ученик на уроке работал активно и увлеченно. Данной цели служат нестандартные инновационные формы уроков. Они, с одной стороны, позволяют учителю вовлечь учеников в творческую деятельность, а с другой – лучше узнать и понять их, оценить индивидуальные особенности каждого. Планируя такие уроки, я учитываю специфику класса, характер материала, возрастные особенности учащихся.
Я использую различные формы нетрадиционных уроков. Это уроки-соревнования (конкурсы, викторины, КВН и т.д.); уроки, напоминающие публичные формы общения или имитирующие деятельность учреждений и организаций (пресс-конференция, устный журнал, ученый совет, конструкторское бюро и т.д.); уроки, основанные на фантазии (урок-спектакль, урок-сказка и уроки-путешествия (заочная экскурсия, прогулки в прошлое и т д.).
В старших классах мною используется лекционно-семинарская система занятий, нередки уроки-практикумы, уроки-“пресс-конференции” и т.д.
Например:
В V–VI кл. – урок-сказка по теме “Обыкновенные дроби”, урок-конференция по теме “Пропорции”, урок-экскурсия по нашему поселку по теме “Действия с натуральными числами”; урок-путешествие по Орехово-Зуевскому району по теме “Решение задач на проценты”.
В VII–IX кл. Урок – “Брей н-ринг” по теме “Линейные неравенства”, “урок-путешествие по теме “Функции” и т.д.
Для учащихся необычный урок-переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве, это возможность каждому проявить себя, развить свои творческие способности и личные качества. Нестандартный урок не только обучает, но и активно воспитывает ребенка.
Отдельно надо сказать об уроках – лабораторных работах, которые представляют собой относительно завершенный исследовательский цикл:
наблюдение – гипотеза – проверка гипотезы.
Например в V классе по теме “Прямоугольный параллелепипед”, в VI классе “НОД и НОК”, “Координатная плоскость”, “Площадь круга и длина окружности”, лабораторные работы по геометрии по темам “Смежные углы”, “Равнобедренный треугольник”, “Сумма углов треугольника”, “Средняя линия треугольника”, “Вписанные и описанные четырехугольники” и др.
Развитию творческого потенциала учащихся, умению самостоятельно добывать знания, применять их в незнакомых или нестандартных ситуациях подчинена и внеклассная работа по предмету. Сельская школа – это не только учебное заведение, это центр детского досуга, культурный, спортивный, воспитательный центр. Поэтому внеклассной работе по математике я придаю особое значение.
Ежегодно наш районный центр образования организовывает и проводит конкурс “Старт в науку” в рамках работы с одаренными детьми.
Главными целями конкурса являются – развитие интеллектуального творчества учащихся, поиск и поддержка одаренных и талантливых детей и подростков 6–8 классов. Ученица 8 класса Коватева Софья выступила с рефератом “Геометрия леса” на заседании физико-математической секции, подготовила компьютерную презентацию работы, работа отмечена дипломом. Ученица 7 класса Комиссарова Марина подготовила исследовательский проект “Числовые диковинки”. Ее работа отмечена дипломом.(3 место). Темы исследовательских работ рождаются порой прямо на уроке, иногда после знакомства с интересной книгой, а иногда из заданного вопроса и т.д. Я работаю в сельской общеобразовательной школе, и нам, конечно, трудно соревноваться с городскими школами, а уж тем более с тем, кто имеет определенные статусы на районных олимпиадах по предметам, и все таки мы в последние 3 года занимали вторые и третьи места среди 6-тикласников и 8-миклассников по математике в разные годы.
Большая работа была проведена научно-методическим советом нашей школы по созданию научных обществ учащихся 5–8 классов “Квант” и 9–11 классов “Интеграл”, а также клуба “Почемучка” для 1-4 классов. Результатом работы данных обществ стало ежегодное проведение внутришкольной недели Науки. В заседании физико-математической секции научного общества приняли участие 58 учащихся 5–11 классов по таким предметам как математика, физика, геометрия. Ученик 7 класса Хоршев Антон подготовил под моим руководством работу “Флексагоны, флексоры и флексманы”. Работа ученика носит исследовательский характер, работа о бумажных игрушках, обладающих поразительной способностью менять свои форму и цвет; которые, изгибаясь и складываясь, могут переходить во все новые и новые состояния, а некоторые из них могут ходить по наклонным плоскостям.
Ежегодно наша школа принимает участие во Всероссийском математическом конкурсе – игре “Кенгуру – математика для всех”.
Каждый из участников получает сертификат участника, а Российский оргкомитет конкурса ежегодно выражает благодарность коллективу школы за помощь по развитию у школьников интереса к математике и активизации внеклассной и внешкольной работы.
В ноябре ежегодно в нашей школе проходит предметная неделя по математике, всю первую четверть идет подготовка к ней: составляется план ее проведения, каждый класс выпускает математическую газету.
В рамках этой недели мы проводим математические КВНы, игры “Счастливый случай”, “Звездный час”, “Проще простого”, “Брейн-ринг”, “Аукцион знаний”, “Поле чудес”, “Умники и умницы”, а также лектории: “Из истории математики, алгебры, геометрии”, “Великие ученые”, выставки творческих работ учащихся, занятия-практикумы по решению олимпиадных задач, по решению задач повышенной сложности, по оригами и т.д. В каникулярное время проводятся математические вечера “Математика вокруг нас”, “Математика рисует”, “Математические законы красоты”, “Знакомые и незнакомые функции” и др.
В заключении хочется сказать, что математика – предмет, наиболее эффективный для развития творческого потенциала учащихся, этому способствует и логическое построение курса, и четкая система упражнений для закрепления полученных знаний, и абстрактный язык математики.
Развитие творческого потенциала необходимо для любого человека, т.к. он становится более самостоятельным в своих суждениях, аргументировано отстаивая свою точку зрения, имеет более высокую работоспособность. Но мне, кажется, самое главное – это то, что у ребенка развиваются чувства, его эмоциональная сфера.
Думающий и чувствующий человек – это и есть тот человек, воспитать которого мы стремимся.
Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации личных планов.
Я изложила основные принципы, в соответствии с которыми строится моя работа. Но главное: если учитель ставит своей целью развивать творческие возможности ребенка, он и сам должен работать творчески.
В работе с детьми я руководствуюсь основным принципам: пусть ученик поверит в себя, и тогда он сможет освоить самый трудный материал и получить удовлетворение от своей маленькой победы.