Программа воспитательной работы в классном коллективе "Сотворение личности"

Разделы: Классное руководство


Пояснительная записка.

В действующем Законе "Об образовании" определены приоритеты в строительстве образовательного процесса. Государственная политика в этой области в качестве первоочередной задачи выдвигает " приоритет:свободного развития личности".

Свободная личность -

- это прежде всего личность духовно - нравственная, обогащенная духовными ценностями, выработанными человечеством в течении тысячелетий;

- это личность физически и интеллектуально зрелая, способная к активной творческой, преобразующей и полезной деятельности;

- это личность, располагающая потребностями и способностями к самопознанию, самореализации, саморазвитию, самоопределению.

Последние достижения отечественной и мировой психофизиологии дают все основания утверждать: свободное развитие личности ребенка возможно только на основе свободы движений и чувственных впечатлений от образов мира в свободном пространстве, а также свободы выражения эмоциональных переживаний в руко- и речетворчестве, творческой деятельности во всех областях обучения и быта. Только при таких условиях возможно раскрепощение телесных и духовных видовых потенциалов.

Истинная творческая деятельность каждого человека, и особенно, у ребенка, всегда работает на интуитивном алгоритме "озарения - прозрения", формирует мышление. Почвой для зарождения и укоренения подобной способности является выстроенная своим мыслетворчеством модель мира. Вот почему ребенок изначально творец своей духовной природы. Но путь овладения свободой творчества для каждого ребенка долог и труден. Творчество - это фундамент, на основе которого формируется ум ребенка.

Для творческого ума характерны:

- яркость и художественная образность мышления и речи;

- богатство и разнообразие художественных и конструктивных творческих

способностей, в том числе решений любых проблемных ситуаций.;

- мировоззренческий поиск, включающий в себя социальную ориентацию

личности, осознание себя в качестве элемента социальной общности.

Творческий ум не дается в готовом виде: он, как духовный привой, выращивается долгими, кропотливыми усилиями взрослых и самого ребенка.

Программа "Сотворение личности" обеспечивает целостное воспитательное воздействия учителя - воспитателя на формирование свободной личности ребенка, включает все способы и методы активного сотрудничества учителя, ребенка и родителей.

"Люди не рождаются, а становятся тем, кто они есть". К.А. Гельвеций.

Цель программы: создание условий для развития личностных качеств учащихся, их социализации и адаптации в современном обществе.

Задачи программы:

1. Создание условий для развития интеллектуальных, творческих, нравственных качеств учащихся, формирование научного мировоззрения.

2. Обеспечить педагогическую поддержку учащимся для развития их творческого потенциала.

3. Создание условий для формирования навыков здорового образа жизни.

4.Создание условий для социальной адаптации каждого ребенка к современному обществу.

5.Создание условий для укрепления внутрисемейных связей детей и их родителей.

Основные принципы воспитательной работы по развитию прогрессивной, творческой деятельности ребенка:

Принцип психологической комфортности - снятие всех стрессообразующих факторов , создание атмосферы доброжелательности, безопасности, сотрудничества, понимания и принятия каждого ребенка таким, какой он есть. Принятие всего, что есть в ребенке как естественное, сообразное его природе, даже если это и не соответствует культурным представлениям и нравственным установкам. Создание атмосферы заинтересованности вокруг каждого ребенка, установление духовного контакта. Формирование мотивов к разным видам его деятельности и прежде всего внутренних мотивов самосовершенствования и саморазвития.

Принцип целостного развития ребенка - создание условий, обеспечивающих общее психическое, социальное и биологическое развитие каждого ребенка. Все эти процессы протекают в единстве и во взаимосвязи. Ребенок созревает, воспитываясь и обучаясь, под руководством взрослых осваивая то содержание культуры, которое создало человечество.

Принцип вариативности - развитие у ребенка понимания вариативности способов решения познавательных и жизненных проблем, задач, умения их сравнивать и находить оптимальный вариант. Поощряются все самостоятельные высказывания и действия детей, их стремление находить различные варианты решения одной и той же проблемы, выдвигать и обосновывать новые идеи. Искать истину вместе с ним.

Принцип творчества - развивать у каждого ребенка потребность и способность к творческой деятельности: инициативность, изобретательность, готовность к продумыванию, генерированию идей, их продуцированию, нестандартность решения проблем. Если всячески помогать и одобрять творческий, культурный труд ребенка, стимулировать его идеи, то именно они будут расти в нем и развиваться. Ребенок участвует в созидательной, преобразующей деятельности, преодолевает стереотипы, реализует свои способности.

Принцип целостного представления о мире - целостное представление о мире "Природа - общество - я" формирует направленность личности, ее мотивы, ценности, убеждения, субъективный опыт.

Принцип деятельности - обеспечение собственной активной деятельности ребенка, направленной на самостоятельное созидание нового, воплощение продуцированных идей. Включение ребенка в деятельность как его основного субъекта.

Принцип оптимального сочетания групповой и индивидуальной деятельности детей.

Основные правила воспитательной работы:

  • Учитывать интересы, желание ребят.
  • Всегда искать в детях лучшее и использовать в воспитательной работе.
  • Убеждать не столько словом, сколько показом достойного поведения, наглядным действием.
  • Находить разумную меру доверия.
  • Не делать за учеников то, что они могут сделать сами.
  • Не мириться с ошибками, но и не подчеркивать недостатки ребят.
  • Не давать ребятам останавливаться на достигнутом, побуждать их к лучшему и большему.
  • Не навязывать свое мнение, незаметно подводить их к правильной оценке событий, к справедливому решению.

Характеристика и основные направления воспитательной работы.

Воспитательная программа включает девять блоков, взаимосвязанных направлений воспитательной работы - образовательное, правовое, патриотическое направление, трудовое, этическое, досуговое, эстетическое, спортивное, развитие общения.

Основные направления воспитательной деятельности обязательно должны опираться и обеспечиваться творческой деятельностью ребенка, сначала с помощью учителя - воспитателя, а затем самостоятельно (приложение1).

Блок образовательного направления под девизом "Жизнь - бесконечное познание" (приложение 2) является первой ступенью реализации программы - проводится выявление специальных и практических способностей учащихся с помощью психолога и социального педагога; оказывается помощь в выборе профиля обучения, успешной подготовке к предметам школьного и профильного курса; подготовка одаренных детей к школьным и городским Олимпиадам по предметам; поощряются учащиеся, достигшие лучших результатов в обучении; проводится коррекция обученности детей со слабой успеваемостью.

Ожидаемый результат - Высокий уровень обученности, глубокие знания по предметам.

Блок патриотического направления под девизом "Корни должны быть не только у растений" (приложение 3) обеспечивает - формирование знаний у детей об истории развития страны; привлечение и творческое участие детей в подготовке классных часов, посвященных патриотической тематике; побуждение к участию в сборе гуманитарной помощи российским военнослужащим, малоимущим, к написанию статей для боевого листка, посвященного Победе, освобождению г. Минеральные Воды от немецко-фашистских захватчиков, на военно - патриотическую тематику.

Ожидаемый результат - осознанное чувство любви к родному Отечеству, малой Родине.

Блок этического направления под девизом "Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести" (приложение 4) предусматривает - оказание помощи учащимся в формировании навыков грамотной, чистой речи, богатого словарного набора, литературных выражений в процессе общения; навыков ведения дискуссии, вежливого обращения с оппонентом; знаний о правилах и нормах поведения, принятых в обществе, коррекцию поведения, взаимоотношений и речи учащихся.

Ожидаемый результат - личность с богатым словарным запасом.

Блок эстетического направления под девизом "Встречают и по одежке" (приложение 5) обеспечивает - формирование знаний о правилах личной гигиены - соблюдение чистоты тела, длины и чистоты ногтей, волос, чистоты зубов; навыков соблюдения чистоты одежды и ее внешнего вида - аккуратность, соответствие школьным требованиям; знаний об уместности применения косметических средств - косметика лица, маникюр, правилах применения, о социально приемлемом уровне мимики и пантомимики, темпа и высоты речи, позы тела.

Ожидаемый результат - личность с четко выраженной культурой поведения, соответствующей общепринятым нормам.

Блок спортивного направления под девизом "От здорового образа жизни к олимпийским достижениям (приложение 6) обеспечивает - формирование знаний о здоровом образе жизни - гимнастики по утрам, закаливающих процедурах, отказе от курения, алкоголя, о последствиях нездорового образа жизни; овладение навыками определения состояния своего здоровья - методики определения нарушения осанки, плоскостопия, развития грудной клетки; побуждение учащихся к занятиям спортом, привлечение к занятиям в спортивных кружках и секциях.

Ожидаемый результат - физически зрелая личность.

Блок трудового направления под девизом "Труд создал из обезьяны человека" (приложение 7) предусматривает - побуждение к соблюдению чистоты в общественных помещениях, на улице; формирование знаний о влиянии трудовой деятельности на развитие организма, побуждение к проведению работ по уборке территории школы, к участие в субботниках,в ремонте школы в летний период, оказанию помощи родителям .

Ожидаемый результат- личность, способная к свободному созидательному труду.

Блок досугового направления под девизом "Делу время , а потехе - час" (приложение 8) основывается на - привлечении учащихся к внешкольной, кружковой деятельности, организации выездов на природу, к посещению краеведческого музея, театра, кино; побуждение учащихся к участию в соревнованиях - эрудитов, отрядов ЮИД .

Ожидаемый результат - личность- творчески проводящая свободное время.

Блок правового направления под девизом "Знай свои права, выполняй обязанности!" (приложение 9) предусматривает - оказание помощи в решении острых жизненных проблем.

Побуждение к выполнению правил и норм поведения; обеспечение усвоения знаний о правах и обязанностях; коррекция развития и поведения учащихся.

Ожидаемый результат - личность, соблюдающая законы страны.

Блок развития общения под девизом "Велик и могуч русский язык!" (приложение 10) обеспечивается - побуждением к подготовке и проведению классных часов, совместной деятельностью при подготовке стенгазет, боевых листков; побуждением к участию в межклассных соревнованиях по предметам, к участию в спортивных состязаниях, посещением школьных дискотек, участием в экскурсиях по городам КМВ, окрестностям города.

Ожидаемый результат - личность, свободно общающаяся со старшими и сверстниками

Арсенал диагностических средств.

Воспитателю необходимо владеть знаниями диагностических средств, чтобы руководить нравственным развитием ребят - предвидеть ход событий, целесообразно изменять направление педагогического замысла, четко определять средства его реализации. Нелегко проникнуть в сложный внутренний мир личности, нужны специальные методы, помогающие отражать многообразие характерных оттенков, которые в своей совокупности помогут познать суть.

а) метод наблюдения - повседневное нефиксированное видение школьной жизни с целевой установкой и заранее выработанного ориентира. (приложение 15)

б) метод беседы - прислушиваться к мнению различных людей, находящихся в непосредственном общении с ребенком, сопоставлять их не лишенные субъективизма оценки, чтобы правильно определить в многоголосице мнений подлинную сущность формирующегося человека. (приложение 16).

в) этические диспуты - позволяют выявить убеждения, идеалы ребят. Предлагаются афоризмы, за которыми скрываются определенные жизненные устремления, необходимо выбрать те, которые больше подходят ребенку и обосновать свой выбор.

г) анкетирование - это косвенный путь к познанию мотивов поведения и деятельности. Анкета обнаруживает не только богатую картину самоанализа, но стремление выразить себя определенным образом. Наряду с искренними ответами на вопросы можно встретить формальные отписки, маскирующие подлинные убеждения, или отсутствие собственных взглядов на проблему. (приложение 17).

д) сочинения - предоставляют простор для выражения собственного отношения к нравственным критериям, окружающим.

Приложение 18.

Мотивация в воспитательном процессе.

Мотивация - источник активности человека, система побудителей любой деятельности и поведения человека. Она включает в себя все виды побуждений: мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, влечения, установки, идеалы.

Социальные мотивы связаны с различными социальными взаимодействиями ребенка с другими людьми. Могут быть самыми разными:

  • Желание выполнить свой долг, подготовится к выбранной профессии.
  • Стремление занять определенную позицию в классе, обществе, место в отношении с другими людьми, получить одобрение, заслужить авторитет.
  • Стремление быть первым, занять место лидера, доминировать в коллективе.
  • Осознание, анализ способов и форм сотрудничества, взаимоотношений, их совершенствование.
  • Потребность в групповой принадлежности, желание идентифицировать себя с сильной, сплоченной группой, способной оказать ему поддержку, где он мог бы проявить инициативу, самостоятельность, высказать свою точку зрения.

Познавательные мотивы, связаны с содержанием деятельности ребенка и процессом ее выполнения:

  • Интерес к новым фактам, явлениям, идеям.
  • Интерес к приемам приобретения новой информации, ее реализации в ходе активной творческой деятельности.
  • Направленность ребенка на самостоятельное продуцирование и реализацию идей, совершенствование разных способов деятельности.

Методы побуждения учащихся к активной творческой деятельности:

1. Социальные (приложение 11) - заинтересованность в результатах собственной и коллективной деятельности, побуждение подражать сильной личности, желание выполнить свой долг, подготовиться к выбранной профессии, развитие желания быть полезным.

2. Волевые (приложение 12) - предъявление учебных требований, информация об обязательных результатах деятельности, помощь в стремлении к самореализации, формирование отношения к собственному развитию.

2. Познавательные (приложение 13) - опора на личностный опыт, интеллектуальное стимулирование, создание проблемных ситуаций. мозговая атака, выполнение творческих заданий; поиск альтернативного решения.

Формы проведения воспитательной работы в классе. (приложение 14)

Творческая деятельность ребят в группах - звеньях.

Проходит под девизом : "Твори, ищи, фантазируй смелее- поиск идет необычной идеи!

Сваливай мысли в гору большую, из сотни простых найдем золотую!

Камнем в соседа бросать не смей, бросишь камень - не будет идей!

Особенно ценится комплекс идей,созрели идеи -внедряй их скорей!"

Ученический коллектив создается, растет и крепнет в процессе разнообразной совместной деятельности ребят. Эта деятельность делает жизнь коллектива содержательной и интересной, служит источником коллективных интересов, переживаний, источником накопления жизненного и морального опыта. Работа в группах - звеньях способствует сплочению детского коллектива, появлению чувства гордости за свою принадлежность к группе, ответственности не только за собственную деятельность, но и за работу товарищей.

Организация работы группы - получение задания, определение цели и усвоение задач, обеспечение работы - условия, средства, исполнители, планирование работы и распределение обязанностей, оперативное консультирование, анализ эффективности и подведение итогов деятельности, отчет о выполнении задания.

Правила для ребят при выполнении задания - получив задание, разберитесь в нем; не пренебрегайте опытом и помощью других; учитывайте возможности членов своей группы; составьте план работы, исходите из реальных условий; коллективно обсуждайте ход выполнения работы; каждый несет персональную ответственность за свой участок работы; проведите итоговый анализ выполненной работы.

Работа звеньев происходит под контролем и по необходимости при оперативной консультации учителя - воспитателя.

Творческая деятельность групп - звеньев в классном коллективе начинается с конкретных и полезных общих дел, требующих согласованной работы всех участников воспитательного процесса - ребят, классного руководителя.

Список мероприятий проводимых классом огромен и начинается с выбора названия команды, девиза, распределения ребят по звеньям и выборам звеньевых, выбор названия звеньев, их девиза.

Ребята привлекаются к выполнению трудовой деятельности на субботниках, при уборке классных помещений - здесь они полные хозяева , организуют свою деятельность, объединяют усилия для достижения общего успеха.

Выполнение общественных поручений способствует сплочению коллектива, проявлению индивидуальных способностей ребенка. Общественные поручения выполняют все ученики, нельзя оставлять без них слабых или неорганизованных ребят, т.к. воспитывается трудолюбие, ответственность перед коллективом, приучают к организованности и самодисциплине.

  • Учебный труд детей - это творческий коллективный труд, направляемый учителем - предметником. Успех и отставание ученика в дружном коллективе рассматривается как личное, но и общественное дело .Коллектив организует активное участие в борьбе за высокое качество знаний, взаимопомощь в учебной работе, требует от всех серьезного и добросовестного отношения к учебе.
  • Сплочение ребят происходит в результате правильной организации свободного времени ребят. Увлекательные прогулки, совместное катание на санках, экскурсии, туристические походы и путешествия, спортивные состязания, музыкальные вечера - оставляют у ребят яркое неизгладимое впечатление.
  • Традиции класса - это хороший обычай, положительный опыт деятельности, закрепленный в жизни коллектива. Летопись творческих дел класса, отчет класса перед родителями о классных делах в конце учебного года, участие в делах младших школьников, пришедших на смену старшим, участие в традиционных школьных праздниках - праздничный концерт в день 8 марта, новогодние утренники и др.
  • Тематические классные часы проводят звенья при консультации воспитателя , выбирают форму проведения, способы реализации темы, привлекают ребят из других звеньев, совместно разрабатывают оригинальную идею.

Эффективность воспитательной работы в большой степени зависит от влияния родителей. Совместная деятельность семьи и школы обеспечивает почву, на которой развиваются способности ученика, формируется свободная личность. Преодолевается эгоистический интерес матери или отца только к успехам и неудачам своего ребенка.

Формы общения родителей и учеников класса разнообразны - участие родителей в проведении школьных конкурсов- спортивных, интеллектуальных, даже в роли зрителей; организованные экскурсии по местам боевой славы, в природу; обеспечение делового ритма учебного труда ребенка, последовательность требований к выполнению режима, распорядку дня; участие родителей в тематических классных часах - создает познавательную атмосферу, гордость детей за своих родителей, их высокий интеллектуальный или профессиональный уровень; углубление научных знаний воспитательного процесса у родителей путем проведения родительских университетов, тематических классных родительских собраний.

Основные стадии в развитии классного коллектива.

При систематической воспитательной работе классный коллектив проходит несколько стадий в своем развитии, в которых происходит смена функций классного руководителя и ребят класса.

Первая стадия : основной организатор творческой полезной деятельности ребят - классный руководитель, координирующий и направляющий, поведение ребят стихийное, неорганизованное, побудители деятельности - групповые и индивидуальные потребности. Актив класса - помощники воспитателя.

Вторая стадия - актив класса выступает не только как помощники классного руководителя, но как самостоятельные организаторы деятельности. Они выдвигают новые перспективы, определяют ответственных за разные участки коллективной работы. Роль классного руководителя - обеспечить расширение актива, оказывать поддержку ребятам с низкой инициативой, регулирование линии поведения актива класса, расширение поля общественной деятельности.

Третья стадия - инициатива передается ученическому самоуправлению. Классный руководитель корректирует деятельность по мере необходимости.