Развитие духовно-нравственного воспитания детей на уроках литературного чтения

Разделы: Начальная школа


Тема: «Самого главного глазами не увидишь». Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц».

Цели урока:

  • воспитание нравственности;
  • научить детей видеть прекрасное в жизни;
  • развитие способности логически мыслить, обобщая и систематизируя полученные знания.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Мотивация учебной деятельности учащихся.

2.1. Актуализация знаний (постановка проблемы).

2.2. Речь учителя.

Вступление.

– Как по-вашему, ребята, кем лучше быть – ребёнком или взрослым? Каждый ребёнок рано или поздно взрослеет. Самые лучшие его черты закладываются в детстве: любовь к семье, к природе, первые друзья, домашние питомцы. И чем больше хороших впечатлений вы получаете в детстве – тем лучше вы будете в будущем. И это большое счастье, когда взрослый человек сохраняет в себе лучшие качества, присущие детям: открытость, желание больше узнать о мире, желание помочь окружающим. И сегодня мы поговорим с вами об одной из лучших книг, написанной взрослым человеком о своей дружбе с ребёнком. Эта книга написана для детей и для взрослых. Её написал французский писатель, журналист и лётчик Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Это книга, в которой переплелись жизнь и сказка. Книга о лучших качествах, которыми должен обладать человек. Вы все её прочитали, и сегодня мы поговорим о том, что в этой книге самое главное. Маленький принц и многие герои книги повторяют некоторые фразы много раз. Одна из них – тема нашего урока – «Самого главного глазами не увидишь».

– Как вы, ребята, понимаете эту фразу? (Ответы: видеть нужно сердцем и душой)

Как подтверждение ваших ответов – слова самого Маленького принца: «Искать надо сердцем».

У меня к вам вопрос: что ищет каждый человек? (Ответ: счастье)

– Что такое для вас счастье? У всех понятие счастья своё. Главное его не проглядеть. Оно может быть совсем рядом и не всегда его можно увидеть глазами. Ребята, приведите пример из книги, доказывающий, что искать надо сердцем. (взрослые видели шляпу, а ребёнок – слона в удаве; барашек в ящике; 25-я глава «На твоей планете люди выращивают в одном тысячи роз и не находят того, что ищут. А ведь то, чего они ищут, можно найти в одной единственной розе, в глотке воды»; «Я рад, что ты починил свой самолёт») Счастье в том, как человек относится к жизни, счастье – в душе. Маленький принц сам не видел своего счастья – поэтому и улетел со своей планеты. Всё познаётся в сравнении. «Лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстоянии» (С. Есенин).

«Странный народ эти взрослые». Почему так говорил Маленький принц? Взрослые, которых он встречал, не видят мира вокруг, не несут пользы окружающим (примеры таких взрослых: Король, Честолюбец, Пьяница, Деловой человек, Географ). Но мы не можем отрицать, что эти люди ему помогли.

– Когда впервые Маленький принц пожалел о покинутом цветке? Кто посоветовал ему посетить планету Земля? (Географ рассказал о недолговечности живого) Кого бы взял в друзья Маленький принц? (Рассказчик – они похожи детским восприятием мира, Фонарщик – человек долга, Лис и Роза).

Слова Лиса: «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил». Как вы понимаете слово «приручить»? (заботиться о ком-то, «создать узы», «жизнь озарится словно солнцем, если приручить; всё будет напоминать о друге», «пока ты такой же, как 100 тысяч мальчиков, и я такая же лисица, как другие, но если приручить мы будем единственными друг для друга на целом свете»)

Почему Маленький принц не остался на Земле? (Маленький принц понял, что не надо ничего искать – счастье на его планете. Там Роза, там его вулканы – то, о чём он заботился и есть его счастье, то чего он не видел глазами, но увидел сердцем и душой) Глава 26.

– Что он подарил Рассказчику? (он подарил Рассказчику звезды, которые умеют смеяться)

  «Ты всегда будешь мне другом». Судьбы автора и Маленького принца во многом похожи. Они любили полёт. Поэтически относились к жизни. Видели сердцем. Любили путешествовать. Никто не видел их гибели. Не все укусы змей смертельны. Антуан де Сент-Экзюпери не вернулся с боевого задания 31 июля 1944 года. Его до сих пор считают пропавшим без вести.

Хочется завершить наш разговор символическим рисунком – самолет Антуана де Сент-Экзюпери и Маленький принц в бесконечном и вечном космосе (хотя самолёты и не летают в космосе). Мы будем верить, что они все-таки встретились… Поэтому сегодня мы можем написать письмо к автору и его герою. Это сочинение-миниатюра, в котором вы можете рассказать, кто для вас в жизни важен, кто ваши друзья, для кого вы являетесь другом, и какие проблемы вас волнуют.

2.3. Мультимедийная установка для просмотра презентации (Приложение 1).

2.4. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности, воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

2.5. Применение знаний и умений в новой ситуации.

2.6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

2.7. Рефлексия (подведение итогов занятия).

3. Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу.

4. Написание сочинения-миниатюры.