Цель урока:
- Усвоить понятие силы трения, виды силы трения.
- Развить творческую активность, творческие способности учащихся.
- Выполнить элементы исследовательской работы с учетом уровня обученности учащихся.
Оборудование: ПК, брусок деревянный, динамометр, опора, стекло, наждачная бумага, лист бумаги, вазелин, слайды презентации (Приложение 1).
Ход урока
1. Организационный момент. (1 мин.)
Поставить цель урока. Записать тему.
2. Опрос. (10 мин.)
Шесть учеников решают задание в виде теста. (Приложение 2) Трое решают кроссворд. (Приложение 3) Остальные ученики выполняют на доске упр. 9 (3) и двое решают домашнее задание упр. 9 (1, 2).
3. Изучение нового. (27 мин.)
Вопрос классу:
- Что является причиной изменения скорости? (Сила)
- Какие единицы измерения она имеет? (Ньютон)
- Назовите силы, которые вы знаете? (Сила тяжести, сила упругости)
Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одной силой, которая называется силой трения. Эта сила очень важна для нас. Благодаря ей мы можем ходить, лежать, стоять, принимать пищу, держать предметы в руках, т.е. жить той жизнью, к которой мы привыкли. Сила трения возникает при соприкосновении одного тела с другим и препятствует его движению.
Рассмотрим примеры:
- Тело движется по поверхности другого. В этом случае возникает сила трения скольжения
- По поверхности движется машина (на колёсах). В этом случае возникает сила трения качения.
- Я пытаюсь сдвинуть с места стол, я прикладываю силу, не смотря на это, стол остаётся в покое. В этом случае на стол действует сила трения покоя.
Следовательно, существует несколько видов силы трения.
Внимание на экран (слайд 2).
Силу трения можно измерить при помощи прибора – динамометра.
(Учитель показывает опыт с динамометром.)
Прикрепляем динамометр к бруску который находится на опоре. Пружина динамометра деформируется.
Вопрос классу: Определите вид деформации. (Растежение)
Если происходит деформация пружины, следовательно возникает сила упругости.
Сила упругости равна по модулю силе трения покоя. Как только брусок приходит в движение, это уже сила трения скольжения.
Вопрос классу: Какую силу трения мы измеряем? (В начале: до движения – сила трения покоя, а после движения – сила трения скольжения.)
На опыте установим причину возникновения силы трения.
(У ребят на столе находятся приборы: брусок, динамометр, деревянная доска.)
Проводим опыт и делаем вывод:между молекулами этих поверхностей возникает взаимное притяжение. Это будет препятствовать движению, т.е. взаимное притяжение молекул соприкасающихся тел, есть причина возникновения силы трения.
Внимание на экран (слайд 3)
Сила трения обозначается Fтр. Это векторная величина.
Вопрос классу: Куда направлен вектор силы трения? (Сила трения препятствует движению, следовательно, вектор силы трения направлен против движения.)
Вопрос классу: А к чему приложен вектор силы трения - к телу или к поверхности? (К поверхности)
Из всего сказанного можно сделать вывод (предложить учащимся): сила трения возникает при движении одного тела по поверхности другого, приложена к движущему телу и направлена против движения.
На экране дан графический вид этого определения. (слайд 4)
Физкультминутка.
Мы немножко постоим,
Силу трения узрим,
Руку об руку потрём,
И наклонимся вперёд,
А затем назад пройдём
И притом не упадём.
Опытным путем установите самостоятельно, от чего зависит сила трения.
Класс делится на три группы.
- 1 группа – на столе лист бумаги, наждачная бумага, брусок, динамометр (устанавливается зависимость силы трения от поверхности).
- 2 группа – на столе сухой лист бумаги, лист бумаги, покрытый слоем вазелина, брусок, динамометр (устанавливается зависимость силы трения от смазки).
- 3 группа – на столе лист бумаги, брусок, динамометр, грузы (устанавливается зависимость силы трения от силы, прижимающей тело к поверхности).
Вывод делают сами учащиеся.
4. Закрепление. (5 мин.)
- Определите вид силы трения. (слайд 5, 6, 7)
- Сборник задач по физике. Лукашик В.И. № 412, 411, стр.47 – если остаётся время.
5. Подведение итогов. (1 мин.)
Выставление оценок за урок. Подведение итогов урока.
6. Домашнее задание. (1 мин.) (слайд 8)
- §30, 31 – учить.
- Реферат: «Трение в природе и технике».
- упр. 9 (4, 5).