Урок "Ветвление. Сложные условия"

Разделы: Информатика


Цели урока:

  • Знакомство с алгоритмической структурой “ветвление”, сложными условиями.
  • Обучение приемам построения алгоритмов с “ветвлением” и их программированию на языке Visual Basic.
  • Закрепление умений и навыков с помощью теста и практических работ.

Задачи урока:

  • образовательная – знакомство учащихся с базовыми алгоритмическими структурами;
  • развивающие – формирование у учащихся приемов логического и алгоритмического мышления; развитие познавательного интереса к предмету; развитие умения планировать свою деятельность; развитие памяти;
  • воспитательные – развитие умения связывать изучение нового материала с уже известными фактами; воспитание самостоятельности, критичности и ответственности за выполняемую работу.

Тип урока: изучение нового материала и его закрепление.

Основные организационные формы обучения на уроке:

  • фронтальная работа с классом;
  • групповая работа;
  • индивидуальная работа за компьютером;
  • дифференцированная форма работы.

Средства обучения:

  • Учебники: Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса. /Под ред. Н.Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
  • Технические и программные средства: Персональные компьютеры; проектор; тест (Приложение 1); презентация по теме урока (Приложение 2); программная среда Visual Basic.
  • Раздаточный материал: Практические работы для учащихся (Приложение 3).

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний.
  3. Изучение нового материала.
  4. Применение полученных знаний.
  5. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие, проверка присутствующих. Объявление темы и целей урока.

2. Актуализация опорных знаний. (Приложение 1)

Исходные данные

Выходные данные

x

y

z

Задание 1

1

0

5

0

2

4

4

8

3

5

4

9

4

4

5

20

5

5

0

5


Исходные данные

Выходные данные

x

y

z

Задание 2

1

0

3

0

2

5

5

10

3

6

3

9

4

3

6

18

5

7

0

7

3. Изучение нового материала.

1) Постановка проблемной задачи: (Приложение 2)

Фирма набирает сотрудников от 25 до 40 лет включительно. Ввести возраст человека и определить, подходит ли он фирме (вывести ответ «подходит» или «не подходит»).

2) Обратить внимание учащихся на то что, надо проверить, выполняются ли два условия одновременно и можно ли решить задачу известными методами?

3) Вариант 1 (Известный  раннее способ). Алгоритм. Программа.

4) Вариант 2 (Используя сложные условия). Алгоритм. Программа.

5) Обратить внимание учащихся на то что, вариант 2 проще решается, чем вариант 1.

6) Законспектировать следующий материал:

Простые условия (отношения)

<    <=    >    >=    =    <>

Сложное условие – это условие, состоящее из нескольких простых условий (отношений), связанных с помощью логических операций:

  • not – НЕ (отрицание, инверсия)
  • and – И (логическое умножение, конъюнкция,

    одновременное выполнение условий)
  • or – ИЛИ (логическое сложение, дизъюнкция,

    выполнение хотя бы одного из условий)
  • xor – исключающее ИЛИ (выполнение только

    одного из двух условий, но не обоих)

Порядок выполнения (приоритет = старшинство)

  • not
  • and
  • or, xor
  • <, <=, >, >=, =, <>

4. Применение полученных знаний.

Разобрать следующий примеры: (Приложение 2)

1) расставьте порядок действий:

If  not  a > b  or  c <> d  and  b <> a   Then

2) Истинно или ложно при a = 2; b = 3; c = 4;

not (a > b)

(a < b) and (b < c)

not (a >= b) or (c = d)

(a < c) or (b < c) and (b < a)

(a < b) xor not (b > c)

3) Для каких значений  x истинны условия:

(x < 6) and (x < 10)        (-∞; 6)

(x < 6) and (x > 10)             рис.1

(x > 6) and (x < 10)          (6; 10)

(x > 6) and (x > 10)          (10; ∞)

(x < 6) or (x < 10)            (-∞; 10)

(x < 6) or (x > 10)            (-∞; 6) U (10;∞)

(x > 6) or (x < 10)            (-∞; ∞)

(x > 6) or (x > 10)            (x > 6) or (x > 10)

Практическая работа. (Приложение 3)

Задание: Решение задач

5. Подведение итогов урока. Домашнее задание. Учитель задает вопросы, подводящие учеников к формулировке выводов о цели урока и выполнении ими задач урока. Ученики отвечают на вопросы. Они должны самостоятельно прийти к выводу о соответствии целей и результатов урока. Выставление оценок.

Домашнее задание. § 2.6.2,  стр. 88–92, задания 2.17 и 2.18, вопросы 1 и 2.

Список используемой литературы:

  1. Волченков Н.Г. Программирование на Visual Basic 6.0 – M.: Горячая линия – Телеком, 2001.
  2. Сафронов И. Visual Basic в примерах и задачах. – СПб.: БХВ – Петербург, 2007.
  3. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
  4. Угринович Н., Босова Л., Михайлова Н. Практикум по информатике и информационным технологиям. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2006.