Актуальность.
Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по воспитанию у детей гигиенических навыков. Уже с момента рождения ребенок является существом социальным, так как любая его потребность не может быть удовлетворена без помощи и участия другого человека. Социализация, или усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующим поколением, происходит только в совместной деятельности и общении. Основной задачей гигиенического воспитания детей дошкольного возраста является сообщение им элементарных гигиенических сведений и формирование на их основе умений, навыков и привычек, а также воспитание культуры поведения. Детям с ранних лет прививают гигиенические умения и навыки (мытье рук, умывание, чистка зубов и т. д.), и к 6 годам они переходят в привычку. Это становится возможным в силу того, что у детей дошкольного возраста особенно сильно развиты тяга к подражанию, наблюдательность, любознательность. Как правило, дети в этом возрасте стремятся все делать самостоятельно. На этом должна базироваться вся санитарно-просветительная работа.
Гигиенические навыки. Формирование гигиенических навыков и санитарной культуры у ребёнка должно начинаться с самого раннего возраста. При этом всё более расширяющийся контакт его с предметами окружающей среды требует соответственно и повышенного внимания к чистоте его кожи и одежды. Дети дошкольного возраста много времени проводят на улице, возятся с песком, различными предметами, животными. Их занятия приводят к загрязнению рук, одежды, обуви. Поэтому следует приучать ребёнка мыть руки не только перед едой, но и по мере их загрязнения.
Цель: создание условий для формирования у детей гигиенических навыков.
Задачи:
- разработать план мероприятий направленных на понимание важности заботы о собственном здоровье;
- привлечь родителей к совместной работе по формированию гигиенических навыков;
- разработать и внедрить в жизнь группы правила «Как нужно мыть руки».
Объект: воспитательно-образовательный процесс.
Предмет: культурно-гигиенические навыки.
Гипотеза.
Гигиенические навыки у детей будут сформированы, если будут созданы следующие условия:
- будет разработан план мероприятий направленный на понимание важности заботы о собственном здоровье;
- будут привлечены родители к совместной работе по формированию гигиенических навыков;
- будут разработаны и внедрены в жизнь группы правила «Как нужно мыть руки».
Новизна.
заключается в использовании новых подходов в организации работы по гигиеническому воспитанию ребенка.
Теоретическая значимость.
Методические рекомендации для педагогов по формированию у детей гигиенических навыков.
Практическая значимость.
Внедрение методики проектной деятельности в образовательный процесс.
Предполагаемые результаты:
- Разработан план мероприятий направленный на понимание важности заботы о собственном здоровье;
- Привлечены родители к совместной работе по формированию гигиенических навыков;
- Разработаны и внедрены в жизнь группы правила «Как нужно мыть руки».
База: группа «Гвоздичка» МДОУ «Детский сад №12 г.Йошкар-Ола «Ромашка».
Контроль за реализацией проекта:
- уровень сформировонности навыков;
- уровень социализации личности.
Методы исследования.
Теоретические: обобщение, сравнение, систематизация.
Практические: изучение литературы, педагогическое наблюдение.
Механизм реализации проекта:
Первый этап. Постановочный.
- Обсуждение с детьми возможных тем проекта, связанных с проблемами группы.
- Обсуждение с найденной проблемы с родителями.
- Консультация для родителей «Правила личной гигиены».
Второй этап. Поисковый.
- Просмотр мультфильма «Микробы».
- Детский проект «Микробы кто это?».
- Домашнее задание для родителей: беседа «Зачем мы умываемся» и изготовление макета или рисунка по данной теме.
Третий этап. Заключительный.
- Занятие «Почему мы моем руки?».
- Оформление и размещение правила «Как нужно мыть руки» в группе.
Участники проекта: воспитатель средней группы «Гвоздичка», дети группы, родители.
Конспект занятия в средней дошкольной группе
«Почему мы моем руки?»
Цель: Создание условий для формирования у детей гигиенических навыков.
Задачи:
- Формирование понимания важности заботы о собственном здоровье.
- Развитие познавательного интереса, воображения, творческой деятельности ребенка.
- Разработка и внедрение в жизнь группы правила «Как нужно мыть руки».
Воспитатель. Ребята вы вчера со своими родителями должны были поговорить о том, есть ли у нашей кожи враги? А прежде чем начать разговор об этом посмотрите, что я вам принесла.
Это волшебный микрофон. Кому я передам его тот и должен начать свой рассказ. А все остальные будут слушать, и не будут перебивать. Договорились?
Дети. Да.
Воспитатель. Итак, ребята я корреспондент!
А начнет свой рассказ…..
Рассказы детей.
Воспитатель. Правильно, дети, нужно помыть нашу кожу водой с мылом. Вода и мыло быстро прогоняет грязь. Кожа снова становиться чистой и сможет дышать.
Воспитатель. А теперь давайте отдохнем.
Физкультминутка.
Льется чистая водица
Льется чистая водица
Мы умеем сами мыться.
Порошок зубной берм,
Крепко щеткой зубы трем.
Моем шею, руки, уши
После вытремся по суше.
Поверни головку вправо,
Поверни головку влево.
Отпусти головку вниз
И тихонько за столы садись.
Воспитатель. Ребята, когда я шла к вам сегодня то встретила девочку, которую мы недавно видели в гостях, и она передала вам письмо. А вот и она сама. Прочитаем?
Адрес: д/сад группа «Гвоздика»
Никогда не мойте руки,
Шею, уши и лицо…
Это глупое занятье не приводит
Ни к чему.
Вновь испачкаются руки
Шея, уши и лицо,
Так зачем же тратить силы,
Время попусту терять.
Воспитатель. Ребята, а вы как думаете, как зовут эту девочку? Вы согласитесь с ее советом?
Воспитатель. Вообще то это кукла-Маша. Но действительно она очень грязная. Давайте ее научим правильно умываться.
Дети. Давайте.
Воспитатель. Давайте вспомним, что мы делаем в начале.
- включить воду;
- намочить руки;
- взять мыло и намылить до появления пены;
- тереть руки как будто одна ладошка обнимает другую;
- смыть пену;
- вытрем руки.
Ребята, а теперь давайте поиграем в игру, которая называется «Хорошо, плохо».
Давайте вспомним, когда же хорошо когда мы плескаемся водой.
Ответы детей.
Воспитатель. А теперь давайте вспомним, когда же плохо, когда мы плескаемся водой. Ну, например из-под крана.
Ответы детей.
Воспитатель. Теперь давайте подумаем, чего больше, плохого или хорошего.
Воспитатель. Вот мы и выяснили, что плескаться водой перед краном это плохо.
Воспитатель. Ребята давайте поиграем в мультфильм. Мы сейчас придумаем свой мультфильм, который будет называться. Как правильно мыть руки?». Посмотрите на доске у меня закрытые окошки это кадры моего мультфильма. А сейчас вы у себя составите свой мультфильм «Как правильно мыть руки?», а потом мы сверимся, у кого мультфильм оказался правильнее. У вас на столах лежат карточки. Выложите, пожалуйста, карточки так, чтобы мультфильм у вас был правильным. С чего мы начинаем и чем мы заканчиваем?
Итак, вначале мы что делаем? (дети выкладывают)
После того, как дети выложили карточки, воспитатель вместе с куклой Машей открывает, свои окошки, а дети проверяют у себя и исправляют.
Воспитатель. Молодцы ребята справились с задание. Я сейчас повешу правила «Как нужно мыть руки» перед вашим умывальником, а вы, если забудете, можете обращаться к этой подсказке. Я думаю, и кукла Маша теперь с помощь вас научилась умываться.
Творческий детский проект
для детей средней дошкольной группы
Тема: Микробы – кто это?
Автор: Григорьева Светлана Вячеславовна
Цель: Создание условий для формирования у детей гигиенических навыков.
Задачи:
- Формирование понимания важности заботы о собственном здоровье.
- Развитие познавательного интереса, воображения, творческой деятельности ребенка.
Ход занятия
1. Приветствие. Дети приветствуют друг друга и гостей, пришедших к ним в гости.
2. Беседа и поиск решения проблемы.
На ковре стоит игрушечный столик, за ним сидит кукла с испачканными руками. На столе игрушечная посуда.
Воспитатель. Ребята, вам не кажется, что здесь что-то не так.
Дети. У куклы испачканы руки.
Воспитатель. А как вы думаете, можно ли садиться за стол с испачканными руками?
Дети. Нет!
Воспитатель. А почему, как вы думаете?
Ответы детей.
Воспитатель. Ребята, а что вы знаете о микробах?
Ответы детей.
Воспитатель. А хотите вы их увидеть и посмотреть какие они?
Дети. Да.
Воспитатель. С помощью чего можно это сделать? Как вы думаете?
Дети. С помощью микроскопа.
3. Планирование работы.
Воспитатель. Да, чтобы узнать побольше о микробах – вредителях нашего здоровья, мы должны вначале их увидеть. (Воспитатель на доске вывешивает рисунок микроскопа или лупу.)
Воспитатель. Увидев микроскоп, вы хотите о них рассказать вашим мамам и папам, а чтобы вам было легче, вам помогут рисунки. (Воспитатель на доске вывешивает рисунок карандаша.)
Воспитатель. Вот когда мы посмотрим на микробы через микроскоп, нарисуем их, кто сможет составить рассказ о микробах и рассказать всем ребятам?
Ответы детей.
(Воспитатель вывешивает на доске рисунок лица ребенка.)
Воспитатель. А теперь ребята, давайте начнем узнавать о микробах по нашей подсказке.
- Микроскоп.
Воспитатель. Ребята, посмотрите перед вами микроскоп. Кто ни будь, видел его раньше? У микроскопа есть волшебное увеличительное стекло, с помощью которого мы можем увидеть очень маленькие частички. У нашей куклы очень грязные руки. А теперь давайте посмотрим через микроскоп, если на них микробы? (Рассматривание микробов через микроскоп и беседа с детьми.)
4. Непосредственное изготовление рисунка
- Зарисовка.
Воспитатель. Ребята, вот оказывается какие микробы. Давайте посмотрим на нашу доску, какая же подсказка у нас дальше. Карандаш! А давайте теперь сядем за столы и зарисуем микробы. А вечером вы покажите рисунки своим родителям и расскажите, о чем же вы сегодня узнали. Мы с куклой Машей тоже посмотрим, какие же они – микробы.
- Рассказ ребенка.
5. Презентация и подведение итогов.
Воспитатель. А следующим в нашей подсказке рисунок ребенка. Кто же хочет показать свой рисунок и рассказать о микробах. Кто это? Какие они? Где они живут? Друзья ли, они нам? (Рассказ ребенка.)
Воспитатель. Ребята, посмотрите, как много мы сегодня с вами узнали. Маша, ты поняла, что руки перед едой нужно мыть?
К работе прилагается презентация (Приложение 1).