Цели:
- способствовать выявлению знаний и умений у обучающихся в нестандартных ситуациях и поддержанию атмосферы соревнования;;
- формировать познавательный интерес к предмету математики;
- воспитывать умение управлять своим поведением, подчиняться требованиям коллектива;
- развивать логическое мышление.
Тип урока: соревнование.
Оборудование: проектор, компьютер, карточки с ответами
Ход урока
1. Организационный момент.
В конкурсе участвуют одновременно три команды: 6-го, 7-го и 8-го классов. На каждом этапе команды получают по заданию для выполнения за определенное время.
На экране презентация. 1 слайд, см. Приложение 1
Учитель: Ребята, приглашаю вас на соревнование “Битва математиков”. В конкурсе участвуют одновременно три команды: 6-го, 7-го и 8-го классов.
За первый стол приглашается команда 6-го класса. За второй стол приглашается команда 7-го класса. Наконец, за третий стол приглашается команда 8-го класса.
Сегодня здесь собрались сильнейшие из сильнейших.
Наш конкурс состоит из нескольких этапов. На каждом этапе команды получают по заданию. На каждое задание дается определенное время. Каждое задание оценивается в 1 балл, команда, давшая первая правильный ответ, получает дополнительные пол балла. За нарушение дисциплины и порядка с команды снимается пол балла.
Итак, соберитесь. Настройтесь. Ваша задача – проявить себя.
Мы начинаем. И пусть победит сильнейший.
2. Конкурс – этап I
На экране идет презентация. 2 слайд.
Вычислите затратив не более 1 минуты
(6 класс)
(7 класс)(8 класс)
3. Конкурс – этап II
На экране презентация.
Сосчитайте, затратив не более 1 минуты/
Сколько углов, меньших 1800? (6 класс)
Сколько углов, меньших 1800? (7 класс)
Сколько здесь треугольников? (8 класс)
4. Конкурс – этап III
На экране презентация.
Задание выполняется без инструментов не более 2-х минут.
Нарисуйте два угла так, чтобы при их пересечении получились: четырехугольник, треугольник, луч, отрезок, точка. (6 класс)
Нарисуйте два треугольника так, чтобы их общей частью были: шестиугольник, пятиугольник, четырехугольник, треугольник, отрезок, точка. (7 класс)
Нарисуйте два параллелограмма так, чтобы их общей частью были: точка, отрезок, прямоугольник, четырехугольник, пятиугольник. Какое максимальное число сторон может иметь многоугольник, полученный в результате пересечения двух параллелограммов? (8 класс)
5. Конкурс – этап IV
На экране презентация.
Решите уравнение (2 минуты)
(6 класс) (7 класс) (8 класс)
6. Конкурс – этап V
Математическая викторина “Что, где, почему?”
На каждый вопрос дается не более 2-х минут.
6-й класс
- Вдоль равномерно расставлены столбы. Бегун-марафонец бежит с постоянной скоростью. Старт дан у первого столба. Через 6 минут бегун был уже у шестого столба. Через сколько минут после старта он будет у двадцатого столба?
- Гусь стоил 20 руб. и еще половину того, сколько он на самом деле стоил. Сколько стоил гусь?
- Через мост проехали 20 автомобилей и велосипедов, и всего 50 колес. Сколько было машин и велосипедов?
7-й класс
- Какой цифрой заканчивается произведение всех чисел от 7 до 81?
- Имеются два сосуда. Один на 3 л, а другой на 5 л. Как с помощью этих сосудов отмерить 4 л воды из водопроводного крана?
- Для Вани, Коли и Миши бабушка испекла три пирога: с рисом, с капустой и с яблоками. Двое из внуков не любят пирог с рисом, двое с капустой и двое с яблоками. Миша не любит пирог с яблоками и не ест с капустой. Ваня не любит с капустой. Кто что ест?
8-й класс
- Когда учитель одного, в будущем известного, ученого хотел, чтобы в классе хотя бы на час стояла тишина, он задавал им задачи, требующие сложных расчетов. Одноклассники его долго корпели над своими арифметическими задачами. А у этого мальчика, которому было в то время всего 9 лет, ответы были готовы уже через несколько секунд. Например, учитель предложил устно найти сумму чисел 1+2+3+…+98+99+100. Не успел он еще закончить эту запись на доске, а у ребенка уже был готов ответ. Чему равна эта сумма? Может быть, кто-нибудь из вас знает, кто этот ученый?
- Какое самое большое число можно выразить четырьмя трояками?
- Когда моему отцу был 31 год, мне было 8 лет, а теперь отец старше меня вдвое, сколько мне теперь лет?
7. Конкурс на сообразительность
Каждой команде по очереди задается вопрос (время на обдумывание – 1 минута.). Затем выслушивается ответ. Ведущий оценивает правильность каждого ответа после того, как ответят все команды.
Вопрос 1.
Оцените на глаз расстояние от одной стены
комнаты, в которой вы находитесь, до другой стены.
(6 класс)
Какова высота школьного здания? (7 класс)
Какова примерно масса учебника алгебры? (8 класс)
Вопрос 2.
Во сколько раз лестница на шестой этаж выше
лестницы на второй этаж этого же дома? (6 класс)
Во сколько раз дороже придется заплатить за
телеграмму из 20 слов, чем за телеграмму из 10 слов?
(7 класс)
Во сколько раз больше придется заплатить по
счетчику за проезд в такси на расстояние 15 км, чем
за проезд на расстояние 3 км? (8 класс)
Вопрос 3.
Сколько понедельников может быть в одном
месяце? (6 класс)
Сколько летних воскресений может быть в году? (7
класс)
Сколько выходных дней в летних каникулах
школьника? (8 класс)
8. Подведение итогов конкурса
9. Ответы
Литература
Альхова З.Н., Макеева А.В. Внеклассная работа по математике. – Саратов: Лицей, 2003.