Цели:
- развивать зрительную, слуховую память, орфографическую зоркость;
- совершенствовать навык грамотного письма, его технику и каллиграфию;
- учить работать самостоятельно, повышать уровень самоконтроля;
- прививать любовь к родному краю, к литературному и культурному наследию народов республики, обогащая словарный запас школьников.
Практика показывает, что формирование орфографического навыка – очень трудный и длительный процесс, так как для правильного письма необходима быстрая орфографическая ориентировка. Это становится возможной в том случае, когда весь процесс обучения обеспечивает такой уровень овладения опорными знаниями, при котором учащийся способен переносить правило правописания на любой вариант орфограммы, относящийся к данному конкретному правилу:
- автоматизированный графический навык письма;
- умение производить звукобуквенный и слоговой анализ слов;
- умение распознавать части речи;
- умение устанавливать морфемный состав слов;
- умение подбирать однокоренные слова.
Развитию орфографической зоркости способствуют устное комментирование, списывание. Для улучшения грамотности учащихся группы предложений И. Т. Федоренко мной были переработаны на национальную тематику и прошли апробацию в работе как вариант осложненного списывания с использованием ИКТ. Учитывая особенность многоязычия (кабардинский, балкарский языки) нашей республики, эта работа позволяет развивать речь, орфографическую зоркость. К каждой группе были составлены презентации, что позволило усовершенствовать эту методику.
Для эмоционального восприятия появляется слайд с картинкой, затем высвечиваются предложения по одному и дается определенное количество времени для запоминания. Группы предложений расположены так, что количество букв в словах и время зрительной фиксации увеличивается в зависимости от уровня подготовленности класса (в среднем 3–5дней).
Наборы предложений для зрительно-слуховой работы
на уроках русского языка
с использованием национально-регионального компонента
№ |
Группы предложения |
Кол-во букв в предложении |
Время высвечивания (сек.) |
I группа (Приложение 1) |
|||
1 |
Тает снег |
8 |
4 |
2 |
Дует ветер |
9 |
4 |
3 |
Небо серое |
9 |
4 |
4 |
Антон играет |
11 |
5 |
5 |
Запели птицы |
11 |
5 |
6 |
Поле опустело |
12 |
6 |
II группа |
|||
1 |
Трещат морозы |
12 |
6 |
2 |
Я ищу землянику |
13 |
6 |
3 |
В лесу росла ель |
14 |
6 |
4 |
Наступила осень |
14 |
7 |
5 |
Дни стали короче |
14 |
7 |
6 |
Прилетели птички |
15 |
8 |
III группа |
|||
1 |
Эльбрус – гора счастья |
18 |
8 |
2 |
Ярко светит солнце |
16 |
8 |
3 |
Ляна вытерла доску |
16 |
8 |
4 |
Весело бегут ручьи |
16 |
8 |
5 |
Подул резкий ветер |
16 |
8 |
6 |
Ира прилежно учится |
17 |
8 |
IV группа |
|||
1 |
Красив наш парк зимой |
18 |
7 |
2 |
Мы отправились в горы |
18 |
7 |
3 |
Не играй на мостовой |
17 |
8 |
4 |
Весело бегут ручьи |
16 |
8 |
5 |
Подул резкий ветер |
16 |
8 |
6 |
В горах чистый воздух |
18 |
8 |
V группа (Приложение 2) |
|||
1 |
Идет мелкий дождик |
16 |
5 |
2 |
Мы любим наш город |
15 |
7 |
3 |
Бабушка печет пирог |
17 |
8 |
4 |
У Карины чистая тетрадь |
20 |
10 |
5 |
Помогай своему товарищу |
21 |
10 |
6 |
Очень важно быть здоровым |
22 |
10 |
VI группа (Приложение 3) |
|||
1 |
Зимой река покрылась льдом |
23 |
5 |
2 |
Чегемские водопады – создание природы |
32 |
8 |
3 |
В реке Малка водится форель |
23 |
5 |
4 |
В ущельях текут бурные реки |
23 |
5 |
5 |
На огород забрался цыплёнок |
24 |
5 |
6 |
Овраги наносят большой вред |
24 |
5 |
VII группа |
|||
1 |
Птица парит высоко в небе |
21 |
4 |
2 |
Небо покрылось серыми тучами |
25 |
4 |
3 |
Учись любить красоту природы |
25 |
4 |
4 |
Землю согрело теплое солнышко |
26 |
4 |
5 |
Погода в горах меняется быстро |
26 |
4 |
6 |
Охраняй заповедных животных |
25 |
4 |
VIII группа (Приложение 4) |
|||
1 |
Солнышко светит и греет |
20 |
6 |
2 |
Дедушка Аслан пасёт овец |
21 |
6 |
3 |
Загорелась в небе зорька |
21 |
6 |
4 |
На деревьях сверкал иней |
21 |
6 |
5 |
Нальчане любят свой город |
22 |
6 |
6 |
В лесу собирают землянику |
22 |
6 |
IX группа |
|||
1 |
Вода в море соленая на вкус |
22 |
7 |
2 |
Река Малка впадает в Терек |
22 |
7 |
3 |
Началась большая перемена |
23 |
7 |
4 |
Дети ходили в лес за грибами |
23 |
7 |
5 |
Руки надо мыть водой с мылом |
23 |
7 |
6 |
Красивы улицы нашего города |
24 |
7 |
X группа |
|||
1 |
Москва – столица нашей Родины |
24 |
6 |
2 |
Школьники поливают саженцы |
24 |
6 |
3 |
Медленно тают хлопья тумана |
24 |
6 |
4 |
Надо быть честным и правдивым |
25 |
6 |
5 |
В голубом небе поют жаворонки |
25 |
6 |
6 |
Мы читали интересный рассказ |
25 |
6 |
XI группа (Приложение 5) |
|||
1 |
Весело колосится густая рожь |
25 |
6 |
2 |
Поле запорошило белым снегом |
25 |
6 |
3 |
Погода в горах меняется быстро |
26 |
6 |
4 |
Нальчик окутан густой зеленью |
26 |
6 |
5 |
Мальчишка принес сухих веток |
24 |
6 |
6 |
В поле поспевает овёс и пшеница |
26 |
6 |
XII группа (Приложение 6) |
|||
1 |
Голубое озеро – создание природы |
27 |
6 |
2 |
Ветер разносит семена растений |
27 |
6 |
3 |
Дети всех стран хотят жить в мире |
27 |
6 |
4 |
Медленно день клонится к вечеру |
27 |
6 |
5 |
Свежий ветерок повеял прохладой |
28 |
6 |
6 |
Сверкнула молния и загремел гром |
28 |
6 |
XIII группа |
|||
1 |
Давно скосили и убрали луга и поля |
28 |
5 |
2 |
Белка забралась на верхнюю ветку |
29 |
5 |
3 |
Нальчик окружен широкой дугой гор |
29 |
5 |
4 |
Весною степь украшена алыми маками |
30 |
5 |
5 |
Конь всегда был верным другом горцев |
31 |
5 |
6 |
Поднялась за рекой большая серая туча |
32 |
5 |
XIV группа |
|||
1 |
Люблю я в поле встречать восход солнца |
32 |
5 |
2 |
Все были рады встрече со спортсменами |
32 |
5 |
3 |
Украшение нашего парка- это голубые ели |
33 |
5 |
4 |
Кукушка истребляет лесных вредителей |
33 |
5 |
5 |
Дружная семья и землю превратит в золото |
34 |
5 |
6 |
Обувь всегда необходимо очищать от пыли |
34 |
5 |
XV группа |
|||
1 |
Зацветет, зазеленеет наш красивый город |
34 |
6 |
2 |
Белка ловко поскакала с дерева на дерево |
35 |
6 |
3 |
Меж редеющих верхушек показалась синева |
35 |
6 |
4 |
В селе Нартан жил и работал Бекмурза Пачев |
35 |
6 |
5 |
Голы и непреступны скалы и вершины Кавказа |
36 |
6 |
6 |
Снежные хлопья легли на землю и крыши домов |
36 |
6 |
XVI группа |
|||
1 |
Утренняя весна покрыла листву на деревьях |
35 |
6 |
2 |
Настоящая весна приходит в середине марта |
36 |
6 |
3 |
Сквозь волнистые туманы пробирается луна |
36 |
6 |
4 |
Много работы в яблоневом саду ранней весной |
37 |
7 |
5 |
Школьники готовятся к новому учебному году |
37 |
7 |
6 |
Душистый запах цветов и ягод наполнял воздух |
38 |
7 |
XVII группа |
|||
1 |
На берегу раскинулся спортивный лагерь |
38 |
7 |
2 |
Удивительны и уникальны Чегемские водопады |
38 |
7 |
3 |
Надулись на деревьях смолистые, пахучие почки |
39 |
7 |
4 |
Быстрой тенью перемахнула с ёлки на ёлку белка |
39 |
7 |
5 |
С наступлением весны туры уходят высоко в горы |
39 |
8 |
6 |
С голубого неба доносится трубный клик лебедей |
40 |
8 |
XVIII группа |
|||
1 |
Птицам трудно достать пищу под глубоким снегом |
40 |
8 |
2 |
Прохладная вода хорошо освежила уставших ребят |
41 |
8 |
3 |
Низкие облака чуть ли не цеплялись за верх елей |
42 |
8 |
4 |
В воздухе кружилась живая сетка из мягких снежинок |
43 |
9 |
5 |
Занятия спортом помогают людям сохранить здоровье |
44 |
9 |
6 |
По лесной заросшей тропе идет группа туристов |
45 |
9 |