Программное содержание:
- Способствовать освоению детьми пройденного материала, сравнивать, классифицировать, обобщать.
- Развивать логическое мышление и психические функции, формирование мыслительных умений и способностей, тренировать у детей внимание, память, восприятие.
- Воспитывать у детей чувство сопереживания, желание выручить из беды, интереса к коллективным играм.
- Активизировать математический словарь детей: «узкий – широкий» «длинный», «большой» , «квадрат», «круг», «треугольник», «цвет», «цифра», «столько, сколько».
Демонстрационный материал:
Куклы Аленушка, Иванушка, Баба-Яга, печка, яблоня, речка (ткань) с мостиком (дощечки длинная и короткая), ёжик, изображение Гусей-Лебедей.
Раздаточный материал:
На тарелочке для каждого – пирожки 10 шт., цифры от 1 до 10, лист белой бумаги, геометрические фигуры – квадрат маленький красный, большой зеленый, круг, треугольник, листы с заданием «Цифры потерялись», фломастеры.
Методические приемы:
- Наводящие вопросы
- Беседа
- Сюрпризный момент
- Использование малых фольклорных форм (загадка, пословица)
- Объяснение воспитателя, показ выполнения
- Рассуждения детей
- Методы ТРИЗа (сказкотерапия, лжезагадки, наводящие вопросы)
- Самостоятельная работа
- Индивидуальная помощь
- Разноуровневые задания
- Игровые приемы
- Использование демонстрационного и раздаточного материала
- Проблемная ситуация
- Анализ занятия по вопросам воспитателя
- Самоанализ
- Итоги и выводы
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Все вы хорошо знаете и любите сказки. А отгадайте из какой сказки эти герои? Я буду вам задавать наводящие вопросы, а вы должны догадаться.
– Их не один, а много….
– Они белые и красивые…у них длинные шеи…
– Они умеют летать….
– Это птицы-помощники Бабы-Яги!
Воспитатель: Правильно, это Гуси-Лебеди.
– И представляете, ребята, они унесли на своих больших крыльях Иванушку!
А Аленушка сидит и плачет! Что же делать? (надо помочь)
Воспитатель: Слезами горю не поможешь, надо Аленушку выручать из беды!
– Для этого мне надо знать кто готов с нами отправиться в далекий и трудный путь. Постройтесь в колонну по одному, надо вас посчитать. (Кто-то из ребят пересчитывает детей). Сколько мальчиков, сколько девочек? Кого больше? Кого меньше?
Вот я вижу, что все готовы – отправляемся в путь-дорожку!
Воспитатель: Вот и печка на нашем пути. Надо у печки спросить!
Дети: Печка-матушка, скажи, куда Гуси-Лебеди полетели?
Печка: Я вам скажу, а вы выполните моё задание !
Воспитатель: Садитесь за столы. Перед вами лежат пирожки, вам нужно выложить столько пирожков, сколько указано у меня на карточке с цифрой. Показывает цифру – 5. Один пирожок Аленушка съела, сколько осталось? (4) Стало больше или меньше? Почему? (Стало меньше, потому что убавилось)
– А теперь выложите перед собой такую карточку с цифрой, сколько вы увидите у меня на доске пирожков. На доске – 8 пирожков. Дети выполняют самостоятельно. Молодцы, все ли справились?
Печка нам сказала, что Гуси-Лебеди полетели прямо. Тогда продолжим путь.
Воспитатель: Ребята! Смотрите, на нашем пути – яблонька стоит, давайте у нее спросим, не видала ли она, куда Гуси-Лебеди полетели?
Дети спрашивают.
Яблонька: Я скажу вам, если вы отгадаете мои загадки.
Воспитатель загадывает загадки:
- В поле снег лежит, лед в реке стоит, вьюга подметает, когда это бывает? (Зимой)
- Тает снежок, течет ручеек, солнце пригревает, когда это бывает? (Весной)
- Когда вы завтракаете? Обедаете? Ужинаете? А спите?
- Поправьте меня, если я скажу неправильно «Сначала взрослый, потом ребенок, потом старик».
- «Мы сначала спим, потом ужинаем».
Яблонька: Какие молодцы, ребята, гуси-лебеди полетели направо….
Воспитатель: Вот и речка впереди ,надо спросить у речки , куда полетели Гуси-Лебеди?
Дети спрашивают.
Речка: Я скажу вам, детки, куда они полетели, только решите мою загадку:
Где речка уже, там не пройдешь – ноги замочишь, на камнях поскользнешься, а где шире – там нужен мостик поставить.
Воспитатель: Давайте, ребята, подумаем, где нам можно перейти речку.
Найдите узкое место в речке и широкое. А вот и дощечки – но какая из них подойдет к ширине? Приложим и проверим. Сначала ребята прикладывают короткую дощечку, а потом длинную. Делают вывод, что длинная доска больше подходит к широкой реке.
Вот, речка, мы решили твою загадку, скажи нам, куда полетели Гуси-Лебеди?
Речка: Перейдите через речку по мостику, пройдете до леса, там и увидите.
Дети: Спасибо!
Воспитатель: Вот мы и очутились в лесу! Смотрите, кто нас встречает – ёжик.
Ёжик: Знаю, знаю, зачем вы пришли в лес, я вам помогу, только, помогите мне разобраться, я совсем запутался. Все цифры в лесу потерялись, найдите их!
Воспитатель: Садитесь за столы, у вас у каждого есть листочки с заданием. Нужно найти как можно больше цифр. Кто находит, обводит их фломастером.
Выполняем тихо, чтобы Баба-Яга нас не услышала. Воспитатель помогает, ходит между рядами, направляет, проверяет.
Воспитатель: Мы справились, ежик, проверяй. (Ёжик хвалит детей.)
Ёжик: Гуси-Лебеди полетели через поляну направо, ступайте туда!
Воспитатель: Вот мы и пришли к домику Бабы-Яги! А вот и она! Отдавай нам Иванушку! Нас много, а ты одна!
Баба-Яга: Ладно, ребятушки! Отдам я вашего Ивашку! Отгадаете мои сложные загадки – отдам, а не отгадаете – тогда сами тут останетесь!!!
Баба-Яга: Над лесом летели 3 рыбки. Две приземлились. Сколько улетели?
– На столе лежало 5 яблок и 1 груша. Сколько овощей лежало на столе?
– На руке 5 пальцев. На трех из них кольца. Сколько всего пальцев?
Баба-Яга: Ох и умные вы ребятки, не перехитрить мне вас! Ладно, отпускаю вашего Иванушку!
– Аленушка с Иванушкой домой пришли и решили для матушки подарок сделать – бусы. Посмотрите ,как они делаются! Квадрат, круг, треугольник, квадрат, круг, треугольник… Продолжите ряд самостоятельно.
Воспитатель: Вот и бусы готовы, посмотрим, все ли правильно сделали?!
Повторим названия геометрических фигур – квадрат, круг, треугольник.
Воспитатель: Вот и матушка с батюшкой с базара приехали, гостинцы привезли – угощайтесь!
Воспитатель: Вам понравилось помогать Аленушке? Что вы делали? Что особенно понравилось? Что было трудно? А было страшно? А кто сегодня всех выручал, кого можно похвалить?
– Ребята, вы все молодцы! Только дружба помогла вам справиться со всеми заданиями. Будьте дружными и веселыми, тогда все преграды вы преодолеете!