Цели урока:
- познакомить с различными видами текстов,
- научить их различать,
- закреплять полученные навыки при выполнении различных видов работ.
Ход урока
№ п/п |
Этапы урока |
Слайды приложения |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. | Организационный момент |
Слайд 1. Приложение 1. |
Начинается урок |
|
2. | Постановка темы и целей урока. |
Сегодня на уроке мы с вами продолжим говорить о тексте, о его видах. |
||
3. | Актуализация опорных знаний. 1) Работа с текстом.
2) Списывание текста в тетрадь.
(Физминутка) |
Слайд 2. Приложение 1.
(уходит из слайда лишнее предложение)
|
Перед вами группа предложений. Читаем.
В ноябре ударили морозы. Тонким ледком покрылась река. Деревья укрылись хлопьями снега. Автомобиль движется по дороге.
– Эта группа предложений – текст? – Какое предложение лишнее? – Докажите, что теперь это текст. – Давайте озаглавим текст. – Запишите в тетрадь. У вас этот текст на жёлтых карточках. Переверните их и спишите. – А я включу музыку Петра Ильича Чайковского из цикла «Времена года», которая поможет вам лучше представить картину поздней осени. |
Дети читают про себя.
– Нет. – Это текст, потому что здесь несколько предложений, связанных по смыслу. Текст можно озаглавить. (В ноябре)
Дети списывают текст с карточек под музыку. |
4. | Формирование знаний, умений, навыков.
1) Постановка проблемы.
(Физминутка)
2) Работа в парах. |
Слайд 3. Приложение 1.
Слайд 4. Приложение 1.
Слайд 5. (картина Поленова В.Д. «Ранний снег») Приложение 1. Приложение 6. |
– Проверяем. Что узнали про месяц ноябрь из текста? Что происходит с природой в ноябре? – Обратите внимание, что чтение этого текста похоже на просмотр кинофильма. Один кадр сменяет другой. – Такой текст, который отвечает на вопрос что происходит?, и где одна картина сменяет другую, как кадры фильма, называется сообщение или повествование. (Вывешиваю часть схемы) – А бывают ли другие виды текстов? (Прикрепляю знак - ?) – Поработаем в парах. Встаньте. Повернитесь друг к другу. Прикоснитесь ладонями, почувствуйте тепло и уверенность в друг друге. – Этот значок поможет работать в паре. – Что значит работать в паре?
– Послушайте текст. Ноябрь – последний месяц осени. Он и солнечный, и пасмурный. И радостный, и печальный. Это пора первого снега и начало холодов. – У вас на столе на розовой карточке этот текст. Отметьте слова, которые описывают ноябрь. Посоветуйтесь друг с другом. – Какие слова вы нашли? Карточки-слова вывешиваю на доске.
– На какой вопрос отвечают слова? Вывод. Текст дал ответ на вопрос какой? Это текст – описание. Его можно соотнести с картиной. (Вывешиваю часть схемы) – Посмотрите, как художник изобразил ноябрь. – Берем зелёную карточку. Прочитайте текст на ней. Ударят морозы. Где искать еду птицам? Дятел ищет в складках коры. Дрозды летят к рябине. А как вы можете помочь птицам? – Какой вопрос первым прозвучал в тексте? – Можем ли мы на него найти ответ в тексте? Какой ещё вопрос есть в тексте? – Можем ли мы ответить на него словами текста? – Давайте ответим на него сами. Составим и запишем предложение. |
– Речка покрывается льдом.
Дают разные ответы.
Учащиеся называют слова.
– Вопрос какой?
Читает ребёнок. – Где искать еду птицам? – Да. (Читают ответ на первый вопрос.) – А как вы можете помочь птицам? – Нет. Мы сделаем кормушки для птиц. Записывает учащийся на доске или под диктовку. |
5. | Домашнее задание |
– Вот это и будет домашним заданием. |
||
6. | Итог урока. Работа со схемой.
Оценка деятельности учащихся. |
Приложение 7. |
– В данном тексте мы искали ответы на вопросы: где?, как?. Это текст – рассуждение. (Вывешиваю часть схемы) – Итак. Что мы изучали на уроке? Какие виды текстов существуют? Получили ответ на вопрос? Меняем знак ? на ! – Доказательство хорошей работы на уроке у вас в руках. Поднимите птичек – свои отметки. (За ответы на уроке учитель раздавал картинки с птичками.) – А кормушка у нас волшебная. Представьте, что вы птички. В ней лежит корм для ума. Схема, которую мы вместе сегодня составили. |