(Мультимедийный проект)
«Предмет математики настолько серьезен, что нужно не упускать случая делать его немного занимательным».
Блез Паскаль
Введение.
Одна из важных задач общеобразовательной школы состоит в том, чтобы привить учащимся умения, позволяющие им активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность. В связи с этим актуальной становится проблема разработки таких средств обучения и методики их использования, которые содействуют формированию и развитию исследовательских умений и навыков у учащихся.
Цели и задачи проекта:
- повышение интереса к математике
- применение математических знаний на практике;
- воспитание чувства коллективизма и взаимопомощи;
- расширение математического кругозора учащихся;
- воспитание у учащихся ответственности, уважения к себе и своим соперникам развитие самостоятельной познавательной деятельности, творческого подхода при выполнении заданий.
Неделя математики
Ежегодно в школе проводится неделя математики, основной целью которой является развитие интереса учащихся к предмету. Мы в помощь учителям математики общеобразовательных школ подготовили методическую разработку и мультимедийный проект « Неделя веселой математики»:
- игра для учащихся 7-8 классов «Алло! Математика»;
- игра для учащихся 7-9 классов «Кто хочет стать отличником?»;
- игра для учащихся 9-11 классов «Звездный час»;
- игра для учащихся 5-7 классов «Своя игра»;
- игра для учащихся 7-11 классов «Великолепная семерка»;
- конкурсы рисунков на координатной плоскости среди учащихся 6-7, 9-11 классов;
- награды.
«Алло! Математика» (Приложение 2)
Игра для учащихся 7- 8 классов.
Цель игры: активизация познавательной деятельности, расширение кругозора, развитие логического мышления.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран для демонстрации заданий.
Ход игры. Принцип проведения игры тот же, что и в телеверсии игры «Алло, ТВ». По результатам отборочного тура выбираем двух пар игроков (ответы отборочного тура записываются на листочках и проверяются, поменявшись листочками).
Парно играют сначала два тура. По итогам этих туров из каждой пары выбирается победитель – участник полуфинала. На финал остается один участник победитель полуфинала.
1 тур (перевертыши): слоги математических слов переставлены, задача игроков составить эти слова. За правильный ответ игрок получает столько очков, сколько слогов в слове. 2 тур (весы): В этих математических словах известны первая и последняя буквы. Задача игроков угадать эти слова. За правильный ответ игрок получает столько очков, сколько букв в слове. В полуфинале два игрока отгадывают кроссворд. Право начала полуфинала получает игрок с наибольшим баллом по итогам двух туров. Игрок выбирает номер отгадываемого слова и отвечает, если ответ верный он продолжает отгадывать, а если неверный право выбора переходит к другому игроку. В финал выходит игрок, отгадавший наибольшее число слов в полуфинале. В финале игрок отгадывает пирамиду. В пирамиде открывается одна буква, а остальные буквы предыдущего слова надо расположить так, чтобы получилось слово.
После 2 тура и полуфинала зрители отгадывают пирамиду. В конце игры, пока жюри готовится к награждению победителя, зрители отгадывают ребусы.
«Кто хочет стать отличником?» (Приложение 3)
Игра для учащихся 7- 9 классов.
Цели игры: развитие сообразительности, логического мышления, математической эрудиции учащихся; воспитание познавательного интереса у учащихся, раскованности и уверенности в общении.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран для демонстрации заданий; жетоны с номерами от 1 до 4 для отборочного тура и подсказки зала.
Ход игры. Эта игра состоит из 3 туров. В каждом туре, по 15 вопросов, среди которых три несгораемые оценки – 3, 4 и 5. При правильном ответе на пятый вопрос – оценка «3», на десятый вопрос – оценка «4», на пятнадцатый – ОТЛИЧНИК! Но, в самом начале, имеется отборочный тур, где ответы надо расположить в нужном порядке. Кто первыми правильно расположит, тот начинает игру.
Вначале выходит таблица с номерами вопросов и оценками, которые Вы можете получить, ответив правильно на этот вопрос. Чтобы узнать вопрос Вам надо нажать на этот номер и выбрать правильный ответ.
- Вы ответили правильно, то выбираете «следующий вопрос», где опять выходит таблица и нажимаете на следующий зелёный по цвету номер.
- Вы ответили неправильно:
- до шестого, то у Вас очень плохая оценка. Чтобы начать следующий тур, выберите «Следующий тур».
- с шестого, то Вы можете узнать свою оценку, нажав на «оценка».
Также имеются 3 подсказки: звонок другу, 50/50 (пятьдесят на пятьдесят) и помощь зала. Если вы не знаете правильного ответа, можете использовать подсказку. Она находится в каждом слайде, где имеются вопросы.
Подсказка «Звонок другу». Вы можете поговорить с другом.
Подсказка «Помощь зала». Вам будет помогать зал.
Подсказка «50/50». Компьютер уберёт два неправильных ответа.
После использования данной подсказки она становиться красного цвета - это означает, что у Вас её больше нет.
«Звездный час» (Приложение 4)
Игра для учащихся 9-11 классов.
Цели игры: обобщить и систематизировать знания учащихся о функциях и их графиках; развивать умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях, логическое мышление, математическую речь и волю; воспитать способность признавать свои ошибки и чужие мнения, умение слушать и видеть красоту графиков функций.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран для демонстрации заданий, столики на колесиках для передвижения участников; жетоны с номерами от 1 до 5 для участников и их друзей, звезды, ящики с призами.
Этапы подготовки к занятию:
- Формирование пар 6 участников (учащиеся 9-11 классов) и их друзей (у каждого участника по одному другу).
- Учащиеся 9-11 классов, в том числе и участники игры, получают творческое задание на данную тему (рисунок, с использованием графиков всех изученных функций).
- Учащиеся, не участвующие в игре, изготавливают жетоны для участников и их друзей с номерами и звезды.
Ход игры. Ведущий включает презентацию «Функции и их графики» и последовательно задает вопросы. Каждый вопрос приготовлен на отдельном слайде. После прохождения 20-30 секунд участники и их друзья поднимают жетоны с номерами. Ведущий объявляет правильный ответ. Участники, ответившие правильно, передвигают столики на 1 деление, остальные остаются на месте, если правильные ответы совпадают с ответом друга, участник получает звезду. Если ни один из участников не знает правильного ответа, то отвечают зрители и получают звезду.
1 раунд: выбор из пяти ответов правильный и поднять жетон с этим номером (после первого раунда выбывает один участник); игра со зрителями: зрители выбирают правильный ответ; 2 раунд: выбирают ответ, который не удовлетворяет утверждению (после второго раунда выбывает 1 участник); 3 раунд: из данных букв составляют слово, связанное с математикой (после третьего раунда остаются два участника финала); финальный раунд: составляют слова из букв данного слова и последовательно оглашают их, побеждает тот, кто назовет последнее слово.
«Своя игра» (Приложение 5)
Игра для учащихся 5-7 классов.
Цель игры: активизация познавательной деятельности, расширение кругозора и математической культуры.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран для демонстрации заданий.
Ход игры. Принцип проведения игры тот же, что и в телеверсии. По результатам отборочного тура выбираем трех игроков (ответы отборочного тура записываются на листочках и проверяются, поменявшись листочками). Игра состоит из 3 раундов. В 1 раунде предлагается 16 вопросов, во 2 раунде тоже 16 вопросов. Вопросы объединены в 4 категории. В каждой категории вопросы различаются по цене. На игровом поле записаны категории и очки. Участник выбирает вопрос по категории и цене. Назначается счетная комиссия, которая будет считать очки каждого участника. Если участник выбрал вопрос, но не ответил на него, очки вычитаются. Если попал вопрос «Кот в мешке», то право ответа на вопрос передается, а если «Аукцион», ведется торг по увеличению цены вопроса и отвечает тот игрок, который предложил большую цену.
В третьем раунде игроки делают ставки, затем письменно отвечают на вопрос. Исходя из правильности ответа, сумма ставки прибавляется или вычитается из общей суммы очков. Победитель – тот, кто набрал больше всех очков.
«Великолепная семерка» (Приложение 6)
Игра для учащихся 8-11 классов
Цель игры: подведение итогов внеклассной работы по математике; повышение познавательного интереса к изучению математики.
Ход игры: игра между двумя командами игроков по 7 человек. Игра проходит в 4 тура.
- 1 тур: игра в парах - двум игрокам из разных команд предлагается одно и то же задание. Победителю - выполнившему первым задание присваивается 5 очков.
- 2 тур: бой капитанов.
- 3 тур: проверка готовности команд.
- 4 тур: соревнование команд. Представители команд вытягивают билеты разного цвета. Красный цвет-вопрос из алгебры, зеленый - из геометрии, синий- из литературы, желтый -из информатики. Команда, ответившая правильно на вопрос имеет право вытягивать следующий билет, если не ответит, то вытягивает билет другая команда. Ответ на каждый вопрос оценивается в 1 очко.
«Рисунки на координатной плоскости»
1. Конкурс рисунков на координатной плоскости среди учащихся 6-8 классов. (Приложение 7)
Цель: повторить умения и навыки нахождения точки на координатной плоскости; заинтересовать и увлечь ребят математикой, воспитать любовь к окружающему миру.
Оборудование: компьютеры, где установлена программа «Живая геометрия» для каждого участника, карточки-задания.
Конкурс проводится в два тура:
1 тур. Работа по карточкам. Учащиеся получают карточки с заданиями. По заданным координатам находят точки, и соединяя последовательно получают рисунок. Работа ведется в программе «Живая геометрия».
2 тур. Творческий рисунок. Самостоятельно изображают рисунок и описывают его с помощью координат точек.
2. Конкурс рисунков по графикам среди учащихся 9-11 классов. (Приложение 8)
Цель: повторить умения и навыки построения графиков функций и уравнений с двумя переменными; заинтересовать и увлечь ребят математикой; воспитать любовь к окружающему миру.
Оборудование: компьютеры, подключенные к сети Интернет, для каждого участника, карточки-задания.
Конкурс проводится в два тура:
1 тур. Работа по карточкам. Учащиеся получают карточки с заданиями. Последовательно строя графики данных уравнений, получают рисунок. Работа ведется в программе htt://graphfunk.narod.ru.
2 тур. Творческий рисунок. Самостоятельно изображают рисунок на координатной плоскости и описывают с помощью уравнений с двумя переменными.
«Конкурс чувашских узоров»
Цель: повторить умения и навыки использования преобразования движения на плоскости; заинтересовать и увлечь ребят математикой, воспитать любовь к творческой национальной культуре.
Оборудование: компьютеры, где установлена программа «Живая геометрия» для каждого участника, карточки-задания.
Конкурс проходится в два тура:
1 тур. По заданной части узора составляются разные узоры.
2 тур. Самостоятельная разработка части узора и различных узоров.
Работы, представленные на конкурс (Приложение 9)
Грамоты и благодарности для награждения победителей игр, конкурсов и активных участников недели математики.
Заключение.
Одной из форм внеурочной работы по предмету является неделя математики, которая проводится с целью активизации внеклассной деятельности. Разнообразные формы проведения этих мероприятий возбуждают и поддерживают у учеников интерес к предмету и желание заниматься ею дополнительно, как под руководством учителя во внеурочное время, так и при целенаправленной самостоятельной познавательной деятельности по приобретению новых знаний.
Библиографический список.
- Ю.В.Нестеренко, С.Н.Олехник, М.К.Потапов Лучшие задачи на смекалку. – М.:АСТ – ПРЕСС, 1999.
- Я.И.Перельман Занимательная алгебра. – М.: АО «Столетие», 1994.
- Я.И.Перельман Занимательная геометрия. – М.: АО «Столетие», 1994.
- Т.А.Братусь, Н.А.Жарковская и др. Все задачи «Кенгуру». – Санкт-Петербург: Российский Оргкомитет «Кенгуру», 2003.
- Е.А.Лебединцева, Е.Ю.Беленкова Задания для обучения и развития учащихся. –М .: Интеллект – центр, 2003.
- htt//Vschool.ru виртуальная школа «Кирилла и Мефодия»