Личностно ориентированный урок географии в 7-м классе по теме "Географическое положение Евразии. История исследования материка"

Разделы: География


Цель:

  • Работая с различными источниками информации выявить особенности географического положения материка Евразии. Определить его влияние на природу материка. Познакомиться с историей исследования материка.
  • Развивать умения работы с различными источниками информации: картами атласа, учебником, дополнительной литературой, настенной картой

Тип урока: формирование новых знаний.

Форма урока: урок-путешествие.

Оборудование: Физическая карта “Евразия”, атласы, настенная контурная карта, энциклопедия “По странам и континентам”, хрестоматия “За страницами учебника географии”, инструкции к плаванию трех экипажей, жетоны трех цветов для оценивания работы в парах.

Класс делиться на три экипажа по рядам.

Экипаж 1 – “Буревестник”
Экипаж 2 – “Альбатрос”
Экипаж 3 – “Чайка”

В каждом экипаже назначается капитан и штурман, все остальные ребята являются матросами.

Вначале урока перед экипажами кораблей ставится цель, и выдаются инструкции к плаванию.

Представьте себе, что вам сегодня не известны очертания берегов Евразии, вам предстоит пройти вдоль его берегов и выполнить ряд заданий, которые вы найдете в инструкциях к плаванию.

Инструкция к плаванию для экипажа “Буревестник”

Вы находитесь в точке, имеющей координаты 9° з. д. и 38°с.ш.. Что это за точка? Нанесите ее на контурную карту. Плывите вдоль берега в северном направлении.

Штурману корабля перечислить моря Атлантического океана, омывающие северо – западные и западные берега Евразии.

Матросам нанести на контурную карту острова, полуострова, заливы по пути следования.

Определите по географическим координатам следующие объекты:

20° з. д. 64° с. ш.
8° з. д. 53° с.ш.

Капитану корабля сделать вывод об особенностях береговой линии. Какие возможные трудности на пути следования вам могут встретиться?

Инструкция к плаванию для экипажа “Альбатрос”

Вы находитесь в точке, имеющей координаты 105° в. д. и 78° с.ш.. Что это за точка? Нанесите ее на контурную карту. Следуйте вдоль побережья на восток. Нанесите на карту объекты береговой линии.

Штурману корабля охарактеризовать моря Северного Ледовитого океана по плану: температура, соленость, глубина.

Капитану корабля определить пролив, через который вы пройдете из Северного Ледовитого океана в Тихий. Какие природные явления происходят в этой части океана? Почему?

Матросам нанести на контурную карту моря у восточных берегов Евразии. По названию каких морей можно определить их географическое положение? Определить координаты крайней восточной точки материка. Что это за точка? Нанести ее на контурную карту. Следуйте до пункта, имеющего координаты 1? с. ш. 104? в. д. Что это за точка? Нанесите ее на контурную карту. Здесь ждите флагманский корабль.

Инструкция к плаванию для экипажа “Чайка”

Вы находитесь в точке, имеющей координаты 1° с. ш. и 104° в.д. Что это за точка? Нанесите ее на контурную карту. Следуйте на запад вдоль берегов Евразии. На юге Евразии находятся три больших полуострова. Найдите их и нанесите на контурную карту.

Штурману корабля объяснить, каким образом из Красного моря можно попасть в Средиземное, из Черного в Мраморное, а из Мраморного в Эгейское. Средиземное море омывает берега 4-х крупных полуостровов. Назовите их и нанесите на контурную карту.

Капитану корабля на карте Европы определить географические объекты. Показать их на настенной карте. (Приложение 1)

Через какой пролив можно выйти в Атлантический океан? Каким образом Черное море связано со Средиземным?

В пункте 9° з.д. и 38° с.ш. ждите флагманский корабль.

Экипажи поочередно отчитываются о выполнение задания. Слово предоставляется капитанам, штурманам и матросам.

После отчета о выполненном задании учитель предлагает ребятам подвести итоги и ответить на следующие вопросы:

  1. Назвать и показать на карте крайние точки материка Евразии.
  2. Проанализировать протяженность материка с севера на юг и с запада на восток. Какой вывод можно сделать?
  3. Какие океаны омывают Евразию?
  4. Какие материки являются соседними? Как она от них отделена?
  5. Как изрезана береговая линия?
  6. Какие части света входят в состав материка? Откуда произошли их названия, и что они обозначают?
  7. Где проходит граница между частями света, показать ее на карте.
  8. Сделать вывод о площади материка.

Работа в парах.

Используя план характеристики физико – географического положения материка ( учебник В. А. Коринская, И.В. Душина страница 311), охарактеризуйте ФГП Евразии. (на этом этапе урока ребята оценивают друг друга используя жетоны трех цветов: красный – “отлично”, желтый – “хорошо”, зеленый – “удовлетворительно”.

На следующем этапе урока учащимся предлагается заполнить таблицу, используя учебник и дополнительную литературу (Приложение 2).

Эпоха, столетие Путешественники и исследователи Район исследования Вклад в развитие географических знаний.
       

Можно предложить ребятам таблицу заполнить дома (таблица проверяется учителем на следующем уроке).

Географический диктант по контурным картам.

  1. Баренцево
  2. Аравийское
  3. Балтийское
  4. Северное
  5. Финский
  6. Персидский
  7. Таймыр
  8. Кольский
  9. Скандинавский
  10. Чукотский
  11. Новая Земля
  12. Новосибирские
  13. Карские Ворота
  14. Босфор
  15. Малаккский

Вопросы:

  1. Море, пересекаемое меридианом 0° и параллелью 55° с.ш.
  2. Море одна точка которого имеет координаты 75° с.ш и 40° в.д.
  3. Пролив, открывающий выход из Черного моря.
  4. Море Индийского океана у южных берегов Евразии.
  5. Крупнейший полуостров, обособляющий Балтийское море.
  6. Пролив, отделяющий от Евразии Большие Зондские острова
  7. Большой полуостров Евразии, у берегов которого находятся Новосибирские острова.
  8. Залив Индийского океана, отделяющий от Евразии Аравийский полуостров.
  9. Полуостров на крайнем северо-востоке материка Евразия, отделен от Аляски узким Беринговым проливом с востока.
  10. Залив в восточной части Балтийского моря, омывает берега Финляндии, России и Эстонии.

Проверка географического диктанта (оценка осуществляется по критериям, предложенным учителем, ребята сами выбирают жетон нужного цвета)

Критерии оценки:

нет ошибок - отлично (красный жетон)
1–3 ошибки – хорошо (желтый жетон)
4–5 ошибок – удовлетворительно (зеленый жетон)

Подведение итогов урока (учитель задает ребятам ряд вопросов)

Что узнали на уроке? Чем овладели?

Что понравилось на уроке? Где испытывали затруднения?

Выставление оценок за урок.

Домашнее задание подготовить сообщения о П. П. Семенове – Тян – Шанском и Н. М. Пржевальском и других исследователях Центральной Азии и других территорий Евразии.