ЦЕЛЬ УРОКА: Разъяснить учащимся опасность некоторых поступков людей, показать неотвратимость ответственности за их совершение.
ЗАДАЧИ УРОКА:
– знать, что представляют собой проступки и
преступления, совершенные людьми;
– уметь анализировать состав преступления и
определять, является ли содеянное преступлением;
– знать, что такое юридическая ответственность,
и какие виды ответственности существуют;
– знать, что представляет собой принцип
“презумпция невиновности”;
– знать наказания, которым могут подвергаться
лица, совершившие преступления;
– давать определения понятиям: преступление,
проступок, вина и её формы, состав преступления,
деяния, ответственность и её виды, презумпция
невиновности, наказание.
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ
Постановка проблемного вопроса: Почему люди нарушают законы, которые они же и создают для урегулирования своей жизни?
В чем причина преступности?
Как можно предотвратить преступность?
Выслушивая ответы ребят учитель должен подчеркнуть, что эта проблема волновала человечество издавна.
1. Антропологи считают, что на физиологические особенности человеческого организма влияет преступность, у потенциальных преступников особое строение черепа. Это люди, имеющие психические аномалии и другие патологии. Их необходимо искоренять и убивать.
Сначала преступниками занимались антропологи
и психиатры. Мало кто знает, но Чезаре Ломброзо,
отец-основатель теории "прирожденных
убийц", сам побывал в застенках. Знаменитый
психиатр и криминалист, живший в конце XIX века в
Вероне, в юности сидел в крепости по подозрению в
участии в заговоре. А затем он и занялся
медициной и криминалистикой. На первый план
Ломброзо выдвигал изучение преступника, а не
преступления, он исследовал различные
физические и психические признаки у
преступивших закон. Череп, мозг, нос, уши, цвет
волос, татуировка, почерк, чувствительность кожи,
психические свойства преступников Ломброзо
изучал, измерял и сделал заключение, что в
преступном человеке живут психофизические
особенности его отдаленных предков.
Согласно его выводам, у криминальных элементов
притуплена чувствительность, они любят
татуировки, слабы рассудком и даже имеют
особенности почерка, который напоминает древние
иероглифы. Человек-преступник – дюжий, тяжелый
человек, с низким и покатым лбом, со складками на
лбу, выдающимися бровями и скулами, с
несимметричным расположением правых и левых
частей черепа и лица, глубокими глазными
впадинами, кривым или вздернутым носом.
2. На преступность оказывает влияние воспитание и социальная среда, в которой живет человек. Даже очень хороший человек, оказавшись в криминальной среде, становится её сторонником.
3. Уровень жизни предопределяет преступность в обществе. Нищета, убогость, толкают человека на совершение преступлений.
Ребята доказывают и одновременно опровергают высказанные тезисы и высказывают предложения о мероприятиях по борьбе с преступностью.
Разъяснив, что представляют собой состав преступления, учитель предлагает учащимся задание: проанализировать ситуации и определить состав преступления. Класс делится на 4 группы (по 6 человек). Каждая группа получает по два задания. На обдумывание вопроса отводится 2-3 минуты и поочередно высказывают свое мнение.
ТЕКСТ ЗАДАЧИ
Тихим вечером 25 июня 1999 года группа подростков в составе: Юра (14 лет) – ученик средней школы №31, Николай (16 лет) – учащийся строительного ПУ, Андрей (12 лет) – семиклассник школы №1, гуляя по своему микрорайону, увидели автомобиль “Жигули”, припаркованный у подъезда обычной пятиэтажки. Кому пришла в голову мысль прокатится– приятели позднее вспомнить так и не смогли или не захотели . Юрий не раз “ рулил” от дачи до выезда на шоссе на отцовской машин. Он решил похвастаться своим умением перед приятелями. Усевшись в кабину, Юрий включил зажигание, благо забывчивый хозяин машины оставил ключи на месте. Николаю приглянулась почти новая куртка хозяина, лежавшая на заднем сидении. Куртка оказалась ему в пору.
Прогулка на авто оказалась короткой. На соседней улице свисток автоинспектора остановил незадачливых угонщиков. Николай сразу стал уговаривать Юру взять всю вину на себя: “ Тебе ничего не будет, скажем, что просто хотели прокатиться. А ты Андрюха, вообще молчи, ты малявка, с тебя спросу нет. А если меня потянут, то мне плохо придется, все припомнят и что в училище не хожу почти месяц, и что мамке стипендию не отдаю, и что паспорт потерял. Да и пивом от меня попахивает .Скажем, что больше не будем, ведь ничего не пропало и с машиной ничего не случилось.” На том и порешили.
Задание 1. Кто по закону может быть признан виновным в данном происшествии?
Задание 2.
К какому виду правонарушений можно отнести “прогулку на ЧУЖОМ автомобиле”
а) преступление общественного порядка;
б) корыстные преступления;
в) преступление против чужой собственности.
Задание 3. Кто из свидетелей высказывает мнение, а кто приводит факт?
Задание 4. На основе дополнительных данных, приведенных в задании, определите, какие причины способствуют росту данного вида правонарушений (того, к которому вы отнесли проступок подростков) Укажите не мене 5 причин.
Задание 5. Представьте в виде графика динамику преступности несовершеннолетних, показанную в справочных материалах к задаче.
Задание 6. В тексте статьи подчеркните предложение, в котором указывается, что именно подлежит изучению и связи с подростковой преступностью.
Задание 7. Какая причина подростковой преступности может быть проиллюстрирована карикатурой А. Меринова?
Задание 8. Ваш младший брат (ему 7 лет, он первоклассник) рассказал, что сегодня в школе занятий не было, потому что кто-то позвонил директору и сообщил, что в школе заложена бомба. Приезжали саперы, кинологи с собакой, всех учеников вывели во двор, а потом и вовсе отпустили домой. “Вот здорово!”– радовался подросток. Надо будет завтра еще раз позвонить в школу. Тогда не будет контрольной по математике”.
Бабушка, услышав рассказ мальчика, мудро заметила : “Наказывать за это надо, тогда неповадно будет безобразничать”.
Объясните братишке письменно, в чем он не прав. В своем объяснении учтите мнение бабушки.
Справочный материал
Статья 20 УК РФ.
Возраст, с которого наступает уголовная ответственность.
1. Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.
2. Лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности за убийство (статья 105), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 111), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (статья 112), похищение человека (статья 126), изнасилование (статья 131), насильственные действия сексуального характера (статья 132), кражу (статья 158), грабеж (статья 161), разбой (статья 162), вымогательство (статья 163), неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (статья 166), умышленные уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (часть вторая статьи 167), террористический акт (статья 205), захват заложника (статья 206), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (статья 207), хулиганство при отягчающих обстоятельствах (часть вторая статьи 213), вандализм (статья 214), хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (статья 226), хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (статья 229), приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (статья 267).
(в ред. Федеральных законов от 21.07.2004 N 73-ФЗ, от 27.07.2006 N 153-ФЗ)
3. Если несовершеннолетний достиг возраста, предусмотренного частями первой или второй настоящей статьи, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности.
Журнал “Право: Теория и Практика”
ПРОФИЛАКТИКА КОРЫСТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
В Концепции национальной безопасности России,
утвержденной 10 января 2000 г. Указом Президента РФ
среди основных угроз национальной безопасности
назван рост преступлений, а среди основных
факторов и условий, способствующих росту
преступности, обозначены отсутствие эффективной
системы социальной профилактики правонарушений,
кризис системы социальной защиты населения,
особенно несовершеннолетних.
В структуре общества несовершеннолетние
рассматриваются как одна из самых
многочисленных групп населения (24,4%), занимающая
заметное место в политической и культурной
жизни, в системе трудового потенциала страны.
В современных условиях по-новому определяется
место молодежи в общественной жизни: с одной
стороны, она достаточно активно участвует в
решении общественных задач, выборе конкретных
социальных ролей, ярче проявляет свои интересы, в
том числе в труде и учебе; с другой стороны,
молодежь, не нашедшая себя в условиях нынешней
реальности, утверждается не всегда законными
средствами и способами.
Одной из проблем, которые тревожат современное
общество, является рост числа корыстных
преступлений, совершаемых несовершеннолетними.
Успешная борьба с преступностью требует ее
глубокого и всестороннего
изучения. Недостаточно исследовать проблему
преступности только с точки
зрения уголовного права, нужно знать состояние,
структуру и динамику преступности и ее связь с
другими общественными явлениями. В этом
отношении большую роль играют данные статистики.
Результаты статистических исследований дают
реальную возможность для глубокого изучения и
анализа преступности в целом и корыстной
преступности в частности, помогают наметить
эффективные меры борьбы с ней.
Исследование преступности несовершеннолетних
важно проводить вместе с исследованием общей
преступности, так как между ними существует
тесная связь: именно в подростковом возрасте
формируются основные негативные тенденции
будущего поведения, именно несовершеннолетние
преступники являются "резервом" взрослой
преступности.
Наглядное представление о состоянии
преступности несовершеннолетних в России за
последние десять лет дает таблица
Состояние корыстной преступности несовершеннолетних (1997-2009 гг.)
1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2008 | 2009 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2008 | 2009 | |
Всего | 133,8 | 144 | 154,8 | 146,9 | 135,2 |
127,9 |
125,2 |
73,2 | 76,1 | 74,3 | 75,2 | 71,4 | 70 | 70 |
в том числе: | ||||||||||||||
кражи | 111,1 | 111,6 | 129,6 | 119,7 | 108,6 | 82,3 | 79,3 | 60,8 | 59 | 62,2 | 61,2 | 58,6 | 76 | 74,1 |
грабежи | 15,7 | 15,3 | 16,4 | 15,3 | 14,9 | 7,53 | 15,39 | 8,6 | 8,1 | 7,9 | 7,8 | 8 | 7 | 18 |
разбои | 5 | 4,7 | 4,9 | 5,3 | 6 | 4,43 | 11,71 | 2,7 | 2,5 | 2,4 | 2,7 | 3,2 | 4,1 | 12,7 |
Наблюдаемый рост корыстной преступности несовершеннолетних в России вызван сложным комплексом обстоятельств экономического характера, среди которых особое значение имеют:
- Обнищание значительной части населения (сегодня ниже черты бедности в России проживает около 60% населения);
- Увеличение безработицы и потеря перспективы трудоустройства. Отсутствие у несовершеннолетних законных источников постоянных доходов при явной недоступности цен на товары и услуги в значительной мере обусловливает совершение подростками имущественных преступлений;
- Увеличение социально-экономической дифференциации жителей страны, появление среди них сверх богатых (в том числе и за счет криминального обогащения) и стремление значительной части населения путем совершения корыстных преступлений уравнять свое положение с наиболее обеспеченными группами, особенно в условиях широкой и назойливой рекламы дорогостоящего образа жизни;
- Полный отказ государства от антиалкогольной политики и даже монополии на производство и торговлю спиртными напитками, и как следствие этого рост числа несовершеннолетних совершивших преступление под воздействием алкогольного опьянения или наркотического возбуждения (почти 18% от всех преступлений в 2000 году).
Еще одним фактором, влияющим на корыстную
преступность несовершеннолетних, является
участие подростков в различных неформальных
группах и объединениях. В поведении каждого
конкретного подростка длительное время
сохраняется направленность той группы, к которой
он принадлежал. Как известно, подростки, склонные
к противоправным действиям, чаще всего
объединяются для совершения именно корыстных
преступлений (70% преступных групповых проявлений
– это кражи, грабежи, разбои). Серьезную угрозу
общественной безопасности и социальной
стабильности создают возросшие масштабы
групповой преступности несовершеннолетних(64,2%).
Появлению у подростка, склонного к
правонарушениям, корыстной мотивации его
поступков, способствуют также недостатки
воспитательной работы в учебных заведениях, в
частности, школ.
Низкие культурные запросы подростков в немалой
степени обусловливают неблагоприятное в
нравственном отношении формирование их
личности.
Кроме вышеназванных факторов, негативно влияют
на поведение несовершеннолетних недостатки в
организации свободного времени подростков, в их
правовом воспитании; недоступность многих
кружков и спортивных секций для детей из-за
высокой платы за их посещение; отрицательное в
ряде случаев воздействие на несовершеннолетних
средств массовой информации; недостатки в
деятельности правоохранительных органов.
Комментарии и ответы
Задание 1. Николай (ст.158 –кража и неправомерное завладение автомобилем-ст.158 или иным транспортным средством без цели хищения-ст.160) и Юрий (неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения ст.166).
Если в ответе указаны статьи – может быть выставлен дополнительный балл.
Задание 2. Ответ (б)
Задание 3.Лена высказывает мнение, а Сережа приводит факт.
Задание 4. Любые пять из следующих причин:
– Обнищание значительной части населения;
– Увеличение безработицы и потеря перспективы трудоустройства;
– Отсутствие у несовершеннолетних законных источников постоянных доходов;
– Увеличение социально-экономической дифференциации жителей страны;
– Полный отказ государства от антиалкогольной политики;
– Резкое падение экономической, социальной и правовой защищенности детей и подростков;
– Участие подростков в различных неформальных группах и объединениях;
– Недостатки воспитательной работы в учебных заведениях, в частности, школ;
– Низкие культурные запросы подростков;
– Недостатки в организации свободного времени подростков, в их правовом воспитании;
– Недоступность многих кружков и спортивных секций для детей из-за высокой платы за их посещение;
– Отрицательное в ряде случаев воздействие на несовершеннолетних средств массовой информации;
– Недостатки в деятельности правоохранительных органов.
Задание 5. График должен включать оси х– время, по оси у– общее число корыстных преступлений, тыс. или % (данные из третьей строки таблицы).
Задание 6. Недостаточно исследовать проблему
преступности только с точки
зрения уголовного права, нужно знать состояние,
структуру и динамику преступности, и ее связь с
другими общественными явлениями.
Задание 7. Один балл может быть выставлен ученику за любые три указанные причины из следующих:
– низкие культурные запросы подростков;
– отрицательное влияние семьи;
– недостатки в организации свободного времени подростков, в их правовом воспитании;
– участие подростков в различных неформальных группах и объединениях;
– полный отказ государства от антиалкогольной политики;
Если указаны все причины– может быть выставлен дополнительный балл.
Задание 8. За текст, содержащий объяснение о противоправности подобного поступка, написанный без прямого использования материала Уголовного Кодекса (переложение сути дела своими словами), с учетом возраста братишки и мнения бабушки, ставится 1 балл.
Если в тексте указанно на аморальность подобного поступка, то может быть выставлен дополнительный балл.
Комментарий для учителя.
Работа с данной задачей может быть организованна на спаренном уроке по обществоведению и по праву. Информация, содержащаяся в задаче, состоит из нормативно– правового источника и публицистических материалов. Особенностью темы является ее острая значимость и повышенный интерес подростков к представленной в ней проблематике.
В работе с отдельными заданиями следует обращать внимание учащихся на необходимость точного формулирования своих ответов, четкость аргументации.
Схема оценивания
.За каждое выполненное задание ученик может получить оценку:
“0” баллов – если задание не выполнено или выполнено неверно.
“1” балл – если каждое верно выполненное учебное действие.
“2” балла – если задание выполнено творчески, найден нетрадиционный способ решения.
Общая оценка выполнения задачи определяется путем суммирования баллов, набранных учеником за каждое задание. Эта сумма составляет так называемые, “сырые баллы”, которые могут быть переведены в традиционную отметку.