Место в программе – 2 четверть “Реальность и фантазия”.
Тема урока: “Постройка и реальность”.
Тип урока: Урок формирования и закрепления способов деятельности.
Цель урока: Моделирование из бумаги объемных конструктивных форм природы.
Задачи урока:
- Дать представление о многообразии природных конструктивных форм. Воспитать чувство восторга перед неизмеримой “творческой фантазией” природы, красотой и удобством её конструктивных форм.
- Отработать элементарные навыки конструирования форм гармонично сочетающихся объёмов, аналогичных природным.
- Дальнейшее расширение кругозора детей, приобретение ими первых художественных знаний об особенностях разных материалов, о разнообразии работы художника– дизайнера.
Методы обучения:
Метод учебной работы под руководством учителя (частично-поисковый).
Результат урока: Получение навыков работы с модулем при создании конструктивных форм.
Форма урока: Фронтальная работа.
Зрительный ряд:
Фото – материалы:
а) черепаха, ракушки, пчелиные соты, скорлупа
яйца, улитка, шишка и т.п.
б) постройки человека.
Художественные материалы:
Полоски бумаги, ножницы, клей.
План урока:
- Беседа
- Физкультминутка.
- Практическая работа.
- Творческое задание
- Подведение итогов.
Ход урока
Когда вы были маленькими, вы все любили что-либо строить из песка, дерева, кубиков. Построив, вы тотчас играли в свою постройку, не подозревая, что занимаетесь строительным искусством. Да, да, искусство – это не только продукт изображения и украшения, это ещё и постройка. Мастера постройки мы будем называть архитектором.
Что строят архитекторы?
- Дома, мосты, дороги, школы, театры, храмы, стадионы…
Верно, но художники ещё могут создавать и малые формы – различные предметы. Постройка формы предмета называется дизайном, а художник, создающий эти формы – дизайнером.
Сегодня на уроке мы с вами будем дизайнерами и создадим вои новые формы. Как же это делают настоящие художники?
В своей строительной деятельности люди очень многому научились у природы: изучили природные постройки и создали свои. Почему люди постоянно обращаются за советом к природе?
Потому что в ней можно найти все красивое, правильное и совершенное. Например – природные домики. Какие природные домики вы знаете?
- Гнездо, дупло, ракушка, шишка, яйцо.
(Рисунки 1а, 1б,1в,1д, 1е.)
Уютные, теплые. Вот обычное яйцо. Это же прекрасный “домик” для маленького детеныша птенца. Когда птенец подрастет, ему становиться тесно в яйце, он его разбивает клювом и... появляется на свет, где его ждет мягкий и уютный “домик-гнездо”.
Яйцо по форме какое?
- Круглое, овальное,
А ещё какое?
- удобное.
Рассмотрим домики улиток и моллюсков. Это “домики-ракушки”. Какие удобные раковины. Эти домики закручены спиралью. Мастер постройки сам удивляется как мудро устроен этот домик. В середине спирального домика витки закручены туго (как пружина), а ближе к выходу – расширены. В случае опасности улитка спрячется так, что её не достанешь. Красиво и удобно. Правда? В природе красота всегда оправдана, всегда удобна и совершенна.
Какую форму напоминает нам ракушка?
- Спираль.
Познакомимся с ещё одним домиком. Крепчайший “домик-панцирь” у черепахи. Если она спрячется. Подожмет лапки, втянет голову, то станет похожа на камень. Никто ей не страшен – она всегда носит свой дом-крепость на себе, не отлучаясь от него. Такая форма домика называется – свод. Какие природные постройки имеют свод?
- Норы животных, дупла.
Физкультминутка.
Я буду показывать вам фотографию природного домика, а вы мне покажите того, кто в нем может жить.
Например: (нора– медведь, лиса, заяц; дупло – белка, сова; улей – пчелы, панцирь – черепаха и т.д.) Дети показывают движения, характерные для животных и птиц.
Практическая работа.
Создать форму из бумаги на тему: “Природные домики”.
Во время работы, вам необходимо найти ответы на вопросы:
- Чьи природные домики мы строим?
- Что общего у всех домиков?
- В каких постройках человека встречаются такие природные формы?
Первая постройка выполняется вместе с учителем, Из полоски бумаги склеивается круг, затем выклеивается свод. Дети узнают в форме: гнездо, яйцо, поясняя свой ответ. Когда приклеивается голова, лапки и хвостик, все догадываются, что это – черепаха (Рисунок 2).
В каких постройках человека можно встретить такую крышу-свод?
- Стадион
- Цирк
- Храм
- Туннель
Строим следующий домик. Полоску бумаги закручиваем на карандаш. Получилась спираль. Этот красивый дом дети отгадывают сразу – это домик улитки. (Рисунок 2).
Какая форма лежит его основе?
- Спираль, её домик спиральный.
В каких постройках человек успешно использует все преимущества спирали?
- пружинка
- винтовая лестница
Ещё один красивый домик строим вместе. Необходимо взять три полоски разной длины. Из самой длинной сложить петельку (рисунок 2), таких петелек получится три, но они будут различны по размеру. Дети начинают догадываться о домике только тогда, когда все эти бумажные петельки накладываются друг на друга – получается изящная ракушка. Некоторые высокие здания очень похожи на ракушку, в низу они шире, а чем выше – тем становятся более узкими.
Что общего у всех построек, выполненных нами?
- Они все похожи на природные домики.
- Для того, что бы их построить мы использовали полоски бумаги.
Да, действительно, дизайнеры назвали бы такие полоски – модулем, т.е. тем строительным материалом, используя который можно фантазировать и создавать все новые и новые конструкции.
Творческое задание.
Вы, конечно, понимаете, что мы построили сегодня далеко не все существующие природные домики. Например, пчелиные соты, прекрасное природное хранилище для меда. Изящная, крепкая и красивая постройка. Каждая ячейка сот выполнена из воска (прополиса) и плотно соединена с соседними ячейками.
Как такую постройку построить из полосок? Подумаем вместе?
Дети находят решение. Вот так. (Рисунок 3).
Итог урока.
Что нового мы узнали на уроке?
- В природе у всех есть свои домики (улитка, зернышко, черепаха т.д.)
- Человек учится строить свои домики у природы, его зовут АРХИТЕКТОР.
Он подсмотрел у природы формы и использовал в строительстве. Какие?
Шар – фонарь, фонтан.
Свод – мосты, купол цирка, очень большие крыши стадионов.
Спираль – лестницы, пружинки.
Что мы научились делать?
Строить форму заданного предмета. Заниматься ДИЗАЙНОМ.
Чему мы будем учиться на следующем уроке?
Мы пофантазируем и, вместе с мастером постройки создадим совершенно новую форму – свой Новый дом.