Урок русского языка по теме "Работа по картине А.Рылова "Полевая рябинка"

Разделы: Начальная школа


Задачи урока: продолжить работу с живописным произведением: учить детей чувствовать и понимать те переживания, которыми делится с нами художник.

Оборудование: портрет А.Рылова, репродукции его картин “Полевая рябинка”, “Зелёный шум”, “В голубом просторе”; натюрморты, пейзажи и портреты других художников; аудиозапись песни А.Кушнера “Картины”; лупа, рамка, деформированный текст, конверты со словами-признакам; картинка рябины; “Словарь настроений”, составленный детьми.

Ход урока

1. Орг. момент.

Громко прозвенел звонок
Начинаем наш урок
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.

2. Цель урока.

Звучит запись песни и по ходу открываются на доске натюрморты, пейзажи, портреты.

У. Как одним словом назвать всё то, что мы сейчас видим? (картины) С чем мы сегодня будем работать уроке? (с картинами) Это репродукции картин. И работать мы сегодня будем только с одной. В нашем языке есть старое присловье “Картину нужно не только смотреть, но и видеть” Как вы это понимаете? Мы сегодня с вами постараемся это сделать по репродукции картины Аркадия Рылова. Найдите пейзаж этого художника в “Музейном Доме” Как он называется? ( “Полевая рябинка”).

3. Работа по картине.

а) Рассматривание картины лупой. Работа с рамкой.

У. покажите на репродукции с помощью рамки растения. Что находится дальше всего от глаза (ближе всего)? Почему художник дал такое название своей картине? Вы когда-нибудь видели гроздья рябины? (показ картинки рябины) Жёлтые цветы на картине похожи на эти гроздья? А как вы думаете, эти цветы действительно так называются?

б) Работа с иллюстрированным словариком растений и животных.

У. Где мы можем найти это растение? Мы можем предположить, что такое растение есть, тогда на какую букву будем его искать? Так кто дал пижме такое название и почему? Почему художник вместо того, чтобы указать точное название цветов, назвал свою картину “Полевая рябинка”?

У. Как вы думаете, художник писал цветы издали или вблизи? Цветы обступали его со всех сторон? Он чувствовал их аромат? Что, кроме цветов, привлекло его внимание? А какое время года(дня) изобразил художник? Закройте ладошками цветы на картине. Можно ли назвать летний день на картине солнечным и ясным? Есть ли на небе солнышко? Уберите ладошки. Почему же создаётся впечатление яркого солнечного дня?

4. Физминутка.

Потрудились – отдохнём
Встанем – глубоко вздохнём
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот
Три наклона, прямо встать
Руки вниз и вверх поднять
Руки плавно опустили
Всем улыбки подарили.

5. Работа со “Словарём настроений”

У. С какой маской мы возьмём “листок настроений” для этой картины? Выберите точные слова вашего настроения. А какое – когда закрываем цветы?

6. Работа в группах.

а) Подбор слов-признаков к словам: 1группа – небо, 2 –река, 3 –берёза, 4 –день. Детям даётся 1-2 минуты для подбора, а после ответа из подготовленных заранее слов добавляются ещё неназванные признаки.

б) Работа с деформированным текстом.

7. Итог урока.

У. Какую учебную задачу мы с вами решали? Как вы думаете, мы с ней справились? А чтобы вы добавили в эту картину? (солнышко) У вас на столах лежат лучики, оцените работу вашей группы лучиками (ярко-жёлтый – всё сделали правильно, бледно-жёлтый – справились, но были затруднения, оранжевый – было очень трудно).

8. Домашнее задание.

У. Как вы думаете, Аркадий Рылов написал только одну картину? (показ других картин, иллюстраций книг Бианки) Но он не только писал картины, у него есть ещё и книга. Я буду рада, если вы за неделю узнаете, как она называется.

9. Рефлексия.

А теперь потрите ладошки так, чтобы стало жарко. Быстро передайте тепло друг другу, соединив свои ладошки с ладошками товарищей. На этом мы закончим наш урок. Пусть тепло души ваших друзей согревает вас.

ДЕФОРМИРОВАННЫЙ ТЕКСТ

Перед нами картина художника ….

В этом … художник изобразил … полдень.

Загорелась … полевая рябинка.

… цветы пижмы полыхают золотом, словно впитывают в себя лучи …

Нарядные цветы … на переднем плане картины.

Они высоко подняли свои ….

Над бескрайними просторами полей раскинулось… небо

По нему мчатся ….

… речки словно бы напиталось за лето синевой чистого неба.

… склонились к реке. В почётном карауле выстроились…

Аркадия Рылова “Полевая рябинка”
пейзаже
знойный
ярким огнём
Ярко – жёлтые
летнего солнца
красуются
красноватые зонтики
огромное
пышные облака
Тихое журчание
Грустные ивы
берёзки

СЛОВА-ПРИЗНАКИ

НЕБО ДЕНЬ
СЕРОЕ ТЁПЛЫЙ
ОСЕННЕЕ ХОЛОДНЫЙ
ПАСМУРНОЕ СОЛНЕЧНЫЙ
НЕЛАСКОВОЕ ПАСМУРНЫЙ
ХМУРОЕ ЯСНЫЙ
НЕПРИВЕТЛИВОЕ ЯРКИЙ
ГОЛУБОВАТОЕ ЛУЧЕЗАРНЫЙ
ЧИСТОЕ СПОКОЙНЫЙ
НА ГОРИЗОНТЕ НИ ОБЛАЧКА ЛУЧЕЗАРНЫЙ
СИЯЮЩЕЕ ЧУДЕСНЫЙ
НЕЖНО-ГОЛУБОЕ  
СВЕТЛОЕ  
СОЛНЕЧНОЕ  
С БЕЛЫМИ ОБЛАКАМИ  

 

РЕКА БЕРЁЗА

ЗВОНКАЯ

ТОНКАЯ

ВЕСЁЛАЯ

ХРУПКАЯ

ГЛУБОКАЯ

СТРОЙНА

ПЕЧАЛЬНАЯ

ЗЕЛЁНАЯ

ХОЛОДНАЯ

ТАИНСТВЕННАЯ

НЕШИРОКАЯ

ТРЕВОЖНАЯ

СПОКОЙНАЯ

ВЕЛИЧЕСТВЕННАЯ

ТИХАЯ

НАРЯДНАЯ

С МЕДЛЕННЫМ ТЕЧЕНИЕМ

ПЁСТРАЯ

 

ВЕТКИ ГИБКИЕ

 

ВЕТКИ ДЛИННЫЕ

 

ВЕТКИ РАСКИДИСТЫЕ

 

ВЕТКИ ГОЛЫЕ