Методическая разработка классного часа "Радуга профессий"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: Знакомство учащихся с различными профессиями, развитие живого интереса к многообразному миру профессий с использованием различных методик.

Задачи:

1. Воспитание уважительного отношения к разным видам профессионального труда как социально равноценным.

2. Усвоение учащимися глубоких и всесторонних знаний по проблеме выбора профессии.

3. Формирование комплекса мотивов выбора профессии: самореализация и самоутверждение, желание принести пользу семье и близким людям, удовлетворение материальных потребностей.

Форма проведения: беседа.

Оборудование:

– запись темы, эпиграфа; мультимедиа;

– дерево семейных профессий – рисунков; тест;

– пословицы о труде:

Человек трудом велик.

Кто любит труд – того люди чтут.

Для нас учёба – самый главный труд.

Землю солнце красит, а человека труд.

– вопросы:

Как узнать, какую профессию выбрать?

Что нужно учитывать при выборе профессии?

Сценарий:

Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным. Сенека.

Учитель: Выбор профессии у вас, ребята, впереди. Но многие из вас, наверняка, уже задумывались над этой проблемой. Чтобы найти любую работу, нужно прежде всего хорошо знать, какие работы вообще есть на свете. В мире насчитывается более 40 тысяч профессий. Но и эта огромная цифра далека от определённости. И не только потому, что жизнь не стоит на месте и всё время какие-то старые профессии отмирают, а новые появляются, но ещё и потому, что люди до сих пор не договорились между собой о том, что считать отдельной профессией или специальностью, а что просто разновидностью той или другой работы. Море профессий необозримо. Об этом наш сегодняшний разговор.

Именно сегодня хотелось бы вспомнить строчки известного всем с детства стихотворения В. Маяковского “Кем быть?”.

У меня растут года
Скоро и семнадцать.
Где работать мне тогда?
Чем мне заниматься?

И действительно, пройдёт совсем немного времени и перед вами встанет нелёгкий выбор, от которого, будет зависеть ваша жизнь.

Как же принять правильное решение, о котором не пришлось бы потом пожалеть? Выбор профессии – один из серьёзнейших выборов: его случайность и недостаточная осмыслённость потенциально трагичны. Поэтому очень важно правильно изучить себя и свои возможности. Исследования показывают: что люди, неудовлетворённые своей профессией, не только не добиваются высоких результатов, но и чаще болеют, имеют пониженный фон настроения.

Таким образом, принимая решение, необходимо тщательно взвесить все “за” и “против”. Не надо руководствоваться принципом: “все пошли, и я пошёл”, “так получилось”, “захотелось”. Конечно, в жизни бывают разные ситуации, и далеко не всегда всё получается так, как мы хотим.

Например: Человек всю жизнь мечтает стать музыкантом. У него действительно есть талант. Он поступает в консерваторию, но по окончании вынужден заниматься, скажем, коммерцией, чтобы прокормить семью.

Как вы считаете, как может сложиться жизнь этого человека? (Ответы)

Учитель: В лучшем случае он будет рад, что живёт в достатке, но с другой стороны он будет всю жизнь жалеть, что так и не осуществил свою мечту, не реализовал свой талант. Возможно, будет чувствовать себя неудачником, считая, что принёс бы больше пользы себе и людям, будучи музыкантом. На этой почве у него может развиться чувство неудовлетворённости. Как вы, считаете, какими факторами руководству-ется современная молодёжь при выборе профессии? (Ответы: заработная плата, престижность профессии, пример родителей, свои интересы)

Учитель: Вы правы, фактор престижности в настоящее время часто имеет место быть при выборе профессии. Но надо признать, это не самый верный принцип выбора, поскольку престиж сродни моде, а мода, как мы знаем, очень быстротечна.

Следовательно, какую мы можем вывести формулу успешного выбора?

На самом деле выбор профессии “стоит на трёх китах”:

ХОЧУ, МОГУ, НАДО.

Давайте подробнее на них остановимся:

ХОЧУ – личные цели, интересы, потребности.

МОГУ – учёт своих возможностей, способностей, состояния здоровья.

Здесь можно вспомнить слова И. А. Крылова “Берись за то, к чему ты склонен, коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец”.

Как вы понимаете это высказывание? (Ответы)

Учитель: Совершенно верно. И согласитесь, что это – счастье, когда способности и интересы, т. е. “хочу” и “могу” совпадают.

А как это можно сказать, одним словом? (Призвание)

Учитель: Верно. Но кроме умственных способностей необходимо учитывать и возможности физические. Например: Одним людям больше подойдёт спокойная, размеренная работа, а другим – постоянные командировки и экспедиции.

Другой пример: Человек может приспособиться к любым условиям, поэтому почти каждый практически здоровый человек смог бы выполнить любую работу, но какой ценой? За успех можно заплатить разную цену. Она измеряется в затратах физического и психологического здоровья.

Например: Необщительный человек с профессией, требующей общения, испытывает нервные перегрузки от частых контактов с людьми. В результате снижается его работоспособность, эмоциональное напряжение может привести к физическим болезням. А общительный человек может добиться того же, но не такой ценой.

НАДО – потребности рынка труда. В мире существует более 40 тысяч профессий. Одни из них очень распространённые – врач, учитель, продавец... Другие насчитывают единицы.

Какие редкие профессии вы знаете? (Суфлёр, океанолог)

Учитель: Одни профессии очень древние, другие же появились совсем недавно. Порой, даже не каждый взрослый человек может объяснить, что за род деятельности скрывается за тем или иным названием.

А вы знаете, что это за профессии?

Вот сейчас мы это и проверим. Только один ответ (из трёх предложенных) является правильным.

1. Логист – …

– Занимается логикой;

– специалист по управлению транспортировкой продукции;

– организует конференции и научные саммиты.

(Ответы учащихся; ответ появляется на экране с комментарием)

Логист – специалист по организации транспортировки продукции. Профессия приобретает всё больший спрос, для её получения необходимы экономическое образование и курсы специализации.

2. Веб-мастер – …

– Работает на компьютере;

– разрабатывает программы;

– работает с сетями, разрабатывает проекты сайтов.

(ответы учащихся; ответ появляется на экране с комментарием)

Веб-мастер – работает с сетями, разрабатывает проекты сайтов. В настоящее время наблюдается пик востребованности профессии. Спрос со временем упадёт, но веб-мастер может легко переквалифицироваться в менеджера информационных сетей, специалиста по информационным технологиям. Для этого важно иметь образование в области экономики или управления.

3. Маркетолог – …

– Работает на рынке ценных бумаг;

– тот, кто изучает рынок;

– тот, кто изучает товарные марки и бренды.

(Ответы учащихся; ответ появляется на экране с комментарием)

Маркетолог – тот, кто изучает рынок. Спрос на профессию постоянно высокий. Приоритет имеют те, кто обладает способностью к анализу и письменному изложению его результатов. Наиболее желательно иметь одновременно экономическое и инженерно-техническое образование.

4. Фандрейзер – …

– Ищет деньги и возможности для организаций;

– фанат, которого занимает звезда;

– изучает пути развития предприятия.

(Ответы учащихся; ответ появляется на экране с комментарием)

Фандрейзер – ищет деньги и возможности для организаций, спрос на профессию постоянно высок. Необходим целый комплекс способностей: умение общаться, уверенность в себе, аналитические склонности, интуиция. Сейчас существует много курсов по фандрейзенгу. Часто работают при крупных научных центрах.

5. РR-агент – …

– Связан с политикой;

– специалист по рекламе и связи с общественностью;

– выполняет посреднические услуги между организациями и людьми.

(Ответы учащихся; ответ появляется на экране с комментарием)

PR-агент – специалист по рекламе и связи с общественностью. Необходимо гуманитарное образование, например “политолог” или “журналист”. В России эта профессия часто называется “пресс-секретарь” и пользуется неизменным спросом как на предприятиях, так и в различных общественно-политических объединениях.

Учитель: Ребята, мы с вами обсудили какими факторами необходимо руководствоваться при выборе профессии.

Чтобы облегчить задачу при выборе профессии учёные многих стран пытаются создать классификацию профессий. В нашей стране принято пользоваться классификацией профессора Е. А. Климова. Давайте вспомним её. Я буду давать определения категорий, а вы называть профессии, которые можно отнести к той или иной категории.

“Человек – природа” этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами природы.

(Ветеринар, пчеловод, гидролог, биолог, лесник, садовод, метеоролог …)

“Человек – техника” люди этого типа работают с техническими устройствами.

(Пилот, водитель, слесарь, электрик, бортинженер, каменщик, столяр …)

“Человек – человек” обладатель профессии данного типа тесно связан с другими людьми, воздействует на них.

(Учитель, врач, журналист, психолог, экскурсовод, секретарь, официант …)

“Человек – знаковая система” люди этой профессии должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор.

(Бухгалтер, учёный, оператор ЭВМ, программист, телефонист, астроном...)

“Человек – художественный образ” людей этого типа профессии отличает наличие живого образа мышления, наличие фантазии, таланта.

(Художник, композитор, актёр, поэт, скульптор, дирижёр, портной, гончар …)

Учитель: Ребята, принимая решение, с какой профессией связывать мечты, надежды, очень важно учитывать свои способности. Вы можете возразить: “Как же можно узнать, буду ли я способен к конкретной деятельности, если я ещё не попробовал себя в ней?” Можно пробовать себя в разных сферах деятельности … и спустя годы, когда на поиски потрачено немало сил, найти любимое дело и почувствовать усталость: “Я так долго шёл к своему счастью, что теперь не могу в полной мере ощутить его …” Есть и другой путь. Проанализировать, к чему у вас есть способности, ещё учась в школе.

Работая над этой проблемой, вы сможете уже к окончанию школы подготовиться к принятию важного решения о своей будущей карьере. Вероятность ошибок в этом случае будет гораздо меньше, чем если вы примите решение под влиянием друзей или родителей.

Предлагаю вам несколько вопросов, ответив на которые вы сможете оценить свою готовность к самоопределению. Не старайтесь завысить оценку, будьте строги к себе. Поставьте ту оценку, которая отражает ваши реальные умения: “5” – очень хорошо, “4” – хорошо, “3” – средне, “2” – ниже среднего, “1” – плохо. (Ученики получают тесты)

Тест

1. Я определяю основные цели, прежде чем приступать к решению какой-либо проблеме.

2. Я анализирую свои способности, потребности, интересы, думая о выборе.

3. Я записываю основные идеи, прежде чем двигаться на этом пути дальше.

4. Я думаю чётко сформулировать, в какой сфере деятельности мне бы хотелось работать в будущем.

5. Я знаю, что жду от моей будущей работы удовлетворение интересов, много денег, возможность свободно распоряжаться собой.

6. Я ориентируюсь в справочной литературе, без труда могу найти нужную информацию о выбираемом учебном заведении, предприятии и т.д.

7. Я без труда, не испытывая волнения, могу войти в офисное учреждение (например, центр занятости) и получить там необходимую информацию.

8. У меня не возникает проблем, если я говорю с незнакомым человеком. В этот момент я чувствую, что хорошо выгляжу, я уверен в себе.

9. Если я и волнуюсь, когда говорю с незнакомым человеком о себе, о своих намерениях, то волнение использую, чтобы показаться более эмоциональной и интересной личностью.

10. Я уверен, что смогу освоить многие виды деятельности.

11. Я могу чётко определить, какие профессии мне не подходят по моим личным особенностям и способностям.

12. Беседуя с человеком, время от времени я смотрю ему в глаза, чтобы понять его реакцию на меня, на то, что я говорю.

13. Я умею справляться с волнением, когда говорю с незнакомыми людьми.

Сумма баллов:

(Учитель на экране показывает “расшифровку” теста)

Расшифровка теста.

52–65 баллов. Вы очень хорошо подготовлены к тому, чтобы решать проблему выбора профессии самостоятельно. Вы можете обойтись без опеки профконсультанта, и, пожалуй, единственное, что можно было бы порекомендовать, – это убедиться в том, что вы действительно правы и не завысили свою оценку.

39–52 баллов. Можно предположить, что вы подготовлены решать проблему выбора профессии самостоятельно, правда, вы не уверенны в себе. С другой стороны, вам недостаёт отдельных умений. Их можно сформировать. В этом поможет профконсультант или школьный психолог. У вас возникают проблемы, когда нужно представить себя другому человеку, т. е. в самопрезентации. Не унывайте, этому можно научиться.

26–39 баллов. Вам нужна помощь специалиста-профконсультанта. Не откладывая проблему в долгий ящик, обратитесь к нему и начните с того, что обсудите те пункты вопросника, которые вы оценили самыми низкими баллами.

Меньше 26 баллов. Вам нужно много работать, чтобы научиться решать проблему выбора профессии самостоятельно. Не унывайте. Этому можно очень быстро научиться, если захотеть!

Учитель: Ребята, если из вас кто-то и набрал мало баллов, не надо опускать руки. Ведь у вас ещё есть время. Не отчаивайтесь, если не хочется отказываться от мечты, займитесь самовоспитанием. Робким и застенчивым неплохо было бы побольше обращаться, а пылким, нетерпеливым, общительным – учиться внимательно слушать и быть сдержаннее. И вообще, людям любой профессии необходимо всегда работать над собой и тогда любая мечта станет реальностью.

Ребята, сегодняшний наш разговор о профессиях хотелось бы закончить такими словами:

Профессий много на земле,
И каждая – важна.
Решай, мой друг, кем быть тебе,
Ведь жизнь у нас одна.
Быть может, станешь маляром,
А может, инженером.
Возможно, будешь столяром,
Возможно милиционером.
Профессий много на земле,
Но выбирай любя.
Решай, мой друг, кем быть тебе,
Ведь каждая из них важна!