Цели:
- Ознакомить учащихся с объектами Всемирного наследия, с семью чудесами света и России;
- Показать красоту и неповторимость этих достопримечательностей;
- Формировать у учащихся убеждение о личной ответственности каждого человека за состояние Всемирного наследия и природной среды;
- Воспитывать патриотические чувства.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня на уроке я хочу вам предложить поговорить о сокровищах и чудесах.
- С чем у вас ассоциируются эти слова?
- Что можно назвать чудом? Сокровищем?
- Предлагаю обратиться к словарю С.И.Ожегова и узнать значение этих слов.
Сокровище - 1. Драгоценность или дорогая вещь; 2. Ценности духовной и материальной культуры.
Чудо, чудеса - 1. Нечто небывалое, сверхъестественное (в религиозных представлениях: то, что вызвано божественной силой). 2. Нечто поразительное, выдающееся, удивительное своей необычностью.
- О каких чудесах мы с вами будем говорить?
III. Работа над темой урока.
- Как вы думаете, много ли на свете чудес и сокровищ?
- В древности необычные творения рук человека, поражавшие современников красотой, размерами, техникой исполнения, называли «Семь чудес света».
- К большому сожалению, мы не сможем их увидеть во всем их великолепии, они были разрушены человеком, и только одно чудо – египетские пирамиды – сохранилось до наших дней.
(Просмотр презентации 1)
- Семь чудес света описал в своей книге «История» древнегреческий ученый Геродот:
- пирамиду Хеопса (Египет, III век до нашей эры);
- висячие сады Семирамиды (Вавилон, VIв. до н. э.);
- статую Зевса в Олимпии (Греция, V в. до н. э.);
- храм Артемиды в Эфесе ( Греция, IVв. до н.э.);
- Галикарнасский мавзолей (Кария, IVв. до н.э.);
- маяк на острове Форос (Александрия, Египет, IIIв. до н.э.);
- колосс Родосский (остров Родос, III в. до н. э.).
- Об этих чудесах нам расскажут ученики нашего класса. (Сообщения в Приложении 1.)
- Чтобы мир не лишался в дальнейшем бесценных сокровищ, возникла идея объявить выдающиеся достопримечательности природы и культуры Всемирным наследием.
Всемирное наследие включает объекты природы и объекты творения рук человеческих.
- Посмотрите, ребята, эмблему «Всемирное наследие» (приложение 2.) Круг символизирует природу, квадрат в центре – творения человеческих рук.
(Карточка №1)
- В настоящее время создан Список всемирного наследия, который ежегодно пополняется.
- Природа и люди создали новые уникальные чудеса.
Летом 2007 году в Европе проводился конкурс «Семь новых чудес света». К великому сожалению, среди победителей не было ни одной достопримечательности из России. Поэтому решили провести свой конкурс. Каждая республика, каждая область, каждый субъект Федерации выдвигали на конкурс свои «чудеса». Выборы происходили через SMS и интернет-голосование. В них приняли участие около 26миллионов человек. 12июня 2008года ,на Красной площади в Москве были объявлены победители конкурса.
IV. Работа в группах.
- А кто стал победителем, я предлагаю вам узнать самим, расшифровав с помощью ключа шифровку, которая находится у вас на парте.
(Карточка №2)
- Молодцы, ребята. Вы справились с этим заданием и абсолютно правильно назвали победителей.
V. Работа с Физической картой Российской Федерации.
- На Физической карте Российской Федерации мы сейчас найдем местонахождение этих чудес.
(Дети работают с картой.)
- Замечательно. Ребята, у вас на партах лежат карточки с пояснением некоторых географических терминов. Давайте с ними познакомимся.
(Карточка №3)
VI. Работа над темой урока.
(В ходе работы идет просмотр презентации 2.)
а) Озеро Байкал.
- Сейчас пришло время познакомиться с одним удивительным озером России.
«Золотое озеро» - зовут его алтайцы.
«Лама – море» - зовут эвенки.
«Далан – Нор» (Великое озеро)- монголы.
«Бай – Куль» - богатое озеро – тюрки.
- Догадались, о каком озере пойдет речь?
+ Озеро Байкал. (Просмотр слайдов презентации о Байкале.)
- Это удивительное озеро, в него впадает 336 рек и речушек, а вытекает из озера только одна река Ангара. Об этом есть прекрасная легенда.
- Прочитайте ее на карточках, которые лежат на партах.
(Карточка №4)
- Понравилась вам, ребята, легенда об удивительной реке Ангаре и суровом Байкале? Давайте найдем на карте реки, которые упоминаются в легенде.
(Просмотр следующих слайдов об озере Байкал)
Озеро Байкал - самое глубокое озеро на земном шаре. Наибольшая глубина его- 1637 метров.
Леонид Леонов сказал о Байкале: «Байкал не только бесценная чаша с живой водой, но кроме того часть нашей души».
В Байкале проживает 2600 видов растительного и животного мира, большинство из них - эндемики. Вот почему Байкал надо беречь.
б) Долина гейзеров на Камчатке.
- Долина гейзеров одно из величайших открытий 20 века, жемчужина Камчатки, спрятанная в глубоком каньоне на территории Кроноцкого биосферного заповедника.
Среди гор Восточного вулканического пояса на высоте более пятисот метров, в бассейне одного из притоков реки Шумной находится эта Долина. Долиной гейзеров называют чашу древнего, исчезнувшего много веков назад озера, глубоко рассеченную по дну горной рекой. Гейзеры – струи кипящей воды, которые вырываются на поверхность из раскаленных недр – отрогов вулкана Кихпиныч.
Открыли Долину в 1941 году. Первооткрыватель Татьяна Ивановна Устинова, геолог заповедника, вместе с проводником Крупениным, пытаясь найти ответ на вопрос, почему вода в одной из рек теплее, чем в других, угодила под струю гейзера. Этот гейзер впоследствии был назван «Первенцем». Так было сделано одно из крупнейших географических открытий двадцатого века.
Что же представляет собой Долина гейзеров? Об этом прочитаем в тексте «Долина гейзеров на Камчатке». Который есть у вас на парте.
(Карточка №5)
- Долина гейзеров – уникальный объект для экологического туризма. Среди знаменитых посетителей Долины были президенты, космонавты, премьер-министры, артисты и бизнесмены.
Долина гейзеров встречает струями клубящегося пара, легким запахом серы и сверкающим дождем разноцветных брызг.
Теперь в долину ходят регулярные туристические группы. В качестве составной части «Вулканов Камчатки» Долина гейзеров является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
в) Скульптура Родины-Матери на Мамаевом кургане.
- В Центральном районе бывшего Сталинграда, а ныне Волгограда, возвышается одно из чудес нашей страны – Мамаев курган со стоящей на нем скульптурой Родины-матери, вечно зовущей своих сыновей и дочерей на защиту Родины. Здесь во время Великой Отечественной войны происходили ожесточенные бои, во время Сталинградской битвы, особенно в сентябре 1942 года и январе 1943 года (продолжительностью 200 дней).
В 1959 году началось возведение мемориального комплекса, призванного увековечить подвиг защитников Сталинграда и вообще всех воинов, отдавших свои жизни в этой ужасной войне.
Мемориал начинается памятником «Память поколений» - горельефом из фигур, несущих цветы, венки и приспущенные знамена в память тех, кто отстоял жизнь и свободу.
С Входной площади широкая гранитная лестница, ведет нас на Аллею пирамидальных тополей, она поднята над площадью на 10 метров. С двух сторон посажены пирамидальные тополя и кустарник. Слева расположен мемориальный парк.
С Аллеи тополей мы попадаем на площадь «Стоящих насмерть!» В центре расположен круглый водный бассейн, в котором монументальная скульптура представляет глубоко эмоциональный обобщенный образ нашего народа, победившего страшного и коварного врага. Высота скульптуры – 16,5 метров. У основания скульптуры надписи: «Ни шагу назад!», «Стоять насмерть!», «За Волгой для нас Земли нет», «Не посрамим священной памяти». От площади «Стоявших насмерть» к площади Героев идет широкая гранитная лестница, которую с обеих сторон обрамляют две стены-руины. Они поставлены под углом друг к другу , своеобразные руины сооружений, разрушенных долговременными обстрелами, бесчисленными бомбежками – свидетели яростных боев зимы 1942-43 годов.
Тематическое содержание левой стены - клятва Сталинградских защитников «Ни шагу назад!». Правой стены – сама битва «Только вперед!» Стены-руины озвучены, исполняются песни периода войны, сводки информбюро и хода боевых действий.
За стенами-руинами открывается следующая площадь ансамбля – площадь Героев. В центре площади прямоугольный водный бассейн. Зеркальная гладь воды в бассейне является символом Волги, вода символизирует здесь неистребимость жизни, ее торжество над силами разрушения и смерти.
Слева – стена напоминающая по форме развернутое знамя. Вдоль всей стены-Знамени, крупными буквами надпись: «Железный ветер бил им в лицо, а они все шли вперед и снова чувство суеверного страха охватывает противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?» Стена-Знамя длиной 112 м, высотой 8 м. С правой стороны на площади Героев расположены шесть монументальных двуфигурных скульптурных композиций, которые в художественной форме раскрывают героику подвига советского народа в Сталинградской битве.
Зал Воинской Славы – это цилиндрическое здание. В центре здания рука с факелом Вечного огня, вокруг руки расположены динамики, излучающие звуки траурной мелодии «Грезы» Шумана. На стене, по кругу, расположены 34 мозаичных траурных Знамени, символизирующих всех погибших в Сталинградской битве. На Знаменах увековечены имена погибших защитников города (всего 7200 человек). В Зале выставляется почетный караул.
Из Зала Воинской Славы мы попадаем на площадь Скорби. В правом углу площади композиция скорбящей матери с умершим воином на руках. Его лицо накрыто боевым знаменем символом последних воинских почестей.
На пощади Скорби находится могила Дважды Героя Советского Союза, Маршала Советского Союза, бывшего командора 62-й Армии В.И.Чуйкова.
От площади Скорби начинается подъем на вершину кургана к основанию главного монумента – «Родина – мать зовет!» Вдоль серпантина, в холме , перезахоронены останки 34505 воинов – защитников Сталинграда, также 39 гранитных надгробий Героев Советского Союза, участников Сталинградской битвы.
Скульптура «Родина-мать зовет!» представляет собой 52 метровую фигуру женщины, стремительно шагнувшей вперед. В правой руке меч длиной 33 м (вес 14 тонн). Общая высота скульптуры 85 метров. Монумент покоится на 16-ти метровом фундаменте. Общий его вес составляет 8,0 тысяч тонн.
Несмотря на внушительные размеры, на фоне небосклона она подобна парящей в небе птице. Прекрасно смотрится со всех сторон в любое время года: в летнее время, когда курган покрыт сплошным травяным ковром, и зимним вечером – светлая, освещенная лучами прожекторов, величественная статуя, выступая на фоне темно-синего неба, как бы вырастая из кургана, сливаясь со снежным его покровом. Видна не только в пределах ближайшего окружения Мамаева кургана, она господствует над всем Волгоградом и видна на десятки метров.
г) Петергоф – еще одно чудо России.
- Петергоф- город в России, расположенный на южном берегу Финского залива, в 30 километрах от Санкт-Петербурга. Петергоф основан в 1710 году, как императорская загородная резиденция, является памятником мировой архитектуры и дворцово-паркового искусства XVIII-XIX веков. Петр I решил устроить место для отдыха, затмевающее своей роскошью лучшие дворцы Европы. Большой дворец, центральное строение комплекса, сооружен в стиле барокко.
Но славен «Северный Версаль» не дворцом, а своими фонтанами. С южной стороны расположен Верхний парк с пятью фонтанами, а в северной – Нижний парк с самым большим в мире комплексом фонтанов. Здесь находится 150 фонтанов и 4 каскада, среди которых Самсон, Чаши, Адам, Солнце, Пирамида, Львиный, Золотая гора, Фаворитный, Ева, Китовый и множество других.
Парк соединен с Финским заливом Морским каналом, отходящим от самого Большого дворца. После революции Петергоф превратился в музей. Во время войны он был оккупирован немецкими войсками, и, хотя много ценностей удалось вовремя эвакуировать и спасти, но дворец и фонтаны сильно пострадали от обстрелов.
После войны комплекс восстановили. Постепенно были пущены фонтаны, отстроен дворец, открыты музейные залы, и сегодня мы имеем возможность любоваться уникальной красотой этого дворцово-паркового ансамбля Петербурга.
д) Гора Эльбрус – высшая точка России и Европы.
- Гора на Кавказе, которая расположена севернее Главного Кавказского хребта, является высочайшей вершиной и еще одним из чудес России. Она носит названия:
- Минги-Тау- вечная гора (карачаево-балкарское);
- Ошхамахо – гора счастья (адыгское);
- Джин-падишах – царь горных духов (тюркское);
- Альбар(Альборс) – высокий, высокая гора (тракское);
- Ялбуз – грива снега (грузинское);
- Кускамафь – гора, приносящая счастье.
- Вы, ребята, догадались –это гора Эльбрус. Давайте прочитаем о нем на карточках, которые есть у вас.
(Карточка №6)
е) Храм Василия Блаженного
- Подошло время познакомиться с еще одним чудом России. Это храм Василия Блаженного, но на самом деле он называется Собор Покрова Божией Матери на Рву. Этот храм был построен на Красной площади в 1555-1561 годах и по праву считается одним из главных символов не только Москвы, но и всей России. И дело даже не только в том, что он построен в самом центре столицы и в память об очень важном событии. Храм Василия Блаженного еще и просто необыкновенно красив.
В XVI веке, в 1552 году, у каменной Троицкой церкви был погребен блаженный Василий. Московский «Христа ради юродивый» Василий с юности был наделен даром ясновидения; он предсказал страшный пожар Москвы в 1547 году. Блаженного чтил и даже побаивался Иван Грозный. Вскоре после кончины Василия, началось грандиозное строительство нового Покровского собора, куда позднее перенесли мощи Василия, на чьей могиле стали совершаться чудесные исцеления.
А построен собор в честь взятия Казани. Пока шла война, в честь каждой крупной победы рядом с Троицкой церковью ставилась небольшая деревянная церковь в честь того святого, в чей день победа была одержана. Когда же русское войско с триумфом возвратилось в Москву, Иван Грозный принял решение на месте выстроенных восьми деревянных церквей построить одну большую, каменную – на века. Храм имеет десять куполов. Девять куполов над храмом и плюс один купол над колокольней.
Собор много раз реставрировался, например, причудливое оформление куполов, ставшее теперь визитной карточкой Красной площади, появилось только в XVIIвеке, до этого купола были золотыми. После революции в храме долго не проводилось богослужений, и только в 1991 году службы возобновились.
С 1990 года собор вновь собирает коллекцию колоколов, и сейчас в его музее 19 уникальных колоколов, самые старые из которых были отлиты в середине XVI века. В храме девять иконостасов, в которых находится около 400 икон XVI-XIXвеков. Храм Василия Блаженного функционирует и как музей, и как церковь – службы в нем проводят священнослужители храмов Зарядья и Китай-города.
Собор входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
ж) Столбы выветривания на горе Мань-Пупу-Нер.
- И, наконец, последнее чудо России. Это - «Мансийские болваны», так их еще называют. Это культовое место народа манси, расположенное в Троицко-Печерском районе Республики Коми, на Северном Урале. Вершину хребта Мань-Пупу-нер_украшают оригинальные фигуры – останцы выветривания древних метаморфических сланцев. Никто их не ваял, не обтачивал, создавались они бесконечно долго – в течение 200 миллионов лет! Морозным выветриванием.
Этот памятник природы заслуженно стал финалистом и победителем всероссийского конкурса»7 чудес России». 200-300 миллионов лет назад, здесь были полноценные горы, но дождь и ветер вымыли мягкие известняковые породы. Оставив твердые в виде столбов. Высота столбов от 30 до 42 метров.
С этим местом связаны многочисленные легенды. Одну из легенд нам прочитает ученик.
(Карточка №7)
VII. Закрепление темы урока.
- Конечно, сегодня мы лишь поверхностно познакомились с чудесами России. Чтобы узнать о них больше, я предлагаю вам, ребята, эту тему сделать нашим проектом, над которым мы будем работать весь год.
Таким образом, мы узнаем много нового, интересного и познакомим с этим других.
VIII. Работа в парах.
- А сейчас, хотелось бы узнать, насколько внимательно вы слушали учителя и работали на уроке. Перед вами лежат карточки, где с левой стороны написаны чудеса России, а с правой – местонахождение этих чудес. Ваша задача соединить Чудо с его местонахождением стрелками.
Озеро Байкал |
|
|
Долина гейзеров |
|
|
Мамаев курган |
|
|
Петергоф |
|
|
Храм Василия Блаженного |
|
|
|
|
|
Столбы выветривания |
|
|
Гора Эльбрус |
|
|
- Проверка выполнения задания.
- Молодцы, ребята. Вы прекрасно справились с этим заданием.
Сегодня на уроке мы потрудились на славу. Благодарю вас .
IX. Итог урока. Рефлексия.
Используемая литература:
- О.И. Дмитриева «Окружающий мир», Москва, издательство «Вако», 2007г.
- С.И. Ожегов «Словарь русского языка», Москва, издательство «Русский язык»,1986г.
- «Советский энциклопедический словарь», под редакцией А.М.Прохорова, Москва, издательство «Советская энциклопедия», 1985г.
- Энциклопедия «Большая Серия Знаний», «Страны. Народы: Европа и Россия»,Москва, издательство «Мир книги», 2001г.
- Е.Бондаренко «Семь чудес России»,Москва, 2009г.