Родительско-ученическое собрание "Такой вот подростковый возраст"

Разделы: Работа с дошкольниками, Классное руководство


Цель: интеграция воспитательных усилий семьи и школы в формировании подростковой личности.

Задачи:

  • познакомиться с особенностями поведения подростков;
  • обсудить причины возникновения проблем во взаимоотношении взрослых и детей и наметить пути их решения;
  • предложить практические рекомендации родителям и детям по разрешению конфликтов в семье.

Эпиграф: “Отрочество-это беспокойство: “Вдруг я не такой, как все?” И ужас: “Вдруг я такой, как все?” - Е. Винокуров.

Ход собрания.

1. Вступительное слово учителя: объявление темы, объяснение значения слова подросток.

2. Подросток согласно словарю С. И. Ожегова – это мальчик или девочка в переходном возрасте от детства к юношеству. И этот переход часто бывает непростым и для самих детей, и для их родителей. Ласковые и спокойные вдруг превращаются в неуправляемых и грубых, открытые и дружелюбные – в замкнутых и ершистых. И сегодня мы попытаемся понять причины такого поведения и вместе постараемся поискать выход из этой ситуации.

3. А для начала небольшая разминка: ваши ассоциации со словом П О Д Р О С Т О К:

П - поступок, проблема, понимание, поведение

О - оптимизм, огорчение, одобрение

Д - дружба, доброта, доверие, диалог

Р - радость, решение, родители, ребенок, разговор

О - общение

С - ссора, самостоятельность, секрет, строгость, сомнение

Т - требование, трудность, терпение, толерантность, творчество

О - окружение, образование

К - коллектив, конфликт, каприз

(Ассоциации называют и взрослые и дети, затем учитель обобщает ответы и анализирует общее и различие в ответах родителей и детей) - задание можно дать заранее и распределить в две колонки.

4. Психолог об особенностях подросткового возраста.

5. Дискуссия по вопросам анкеты (дети отвечали заранее, а родители по ходу собрания). На одни и те же вопросы читаем ответ ребенка, затем спрашиваем взрослого, а следующий вопрос наоборот взрослый – ребенок.

Вопросы анкеты:

  1. Что может разозлить, вывести из себя?
  2. Из-за чего бывают конфликты?
  3. Как выйти из него?
  4. Какие качества хотели бы видеть в родителях, детях?
  5. Какие свободы нужно давать детям?
  6. Всегда ли вы правы?
  7. Легко ли быть родителем, ребенком?

6. Упражнение “Ребенок-взрослый” (взрослый становится на место ребенка и ему постепенно завязывают ноги, руки, уши, глаза. Таким образом на практике показывается как часто взрослые слишком опекают детей и не дают им самостоятельности, что ведет к конфликтам).

7. Притча о гвоздях (на компьютере) объясняет, что взаимные упреки и обиды прощаются, но след в душе оставляют.

8. Чемодан советов (да, нелегкие порой отношения складываются между родителями и детьми, но вам еще долго идти по жизни вместе и чтобы этот путь был счастливым - возьмите в дорогу с собой несколько советов, которые вы дали друг другу заочно: уважайте, доверяйте, помогайте, понимайте, благодарите, объясняйте, спрашивайте, слушайте) – эти слова прикрепляются на символический чемодан, перед этим обсуждаются с родителями и детьми.

9. Небольшая физкультминутка – упражнение “Дождик” - учит радоваться друг другу (проводит психолог, играют дети вместе со своими родителями).

10. Сегодня у нас состоялся замечательный разговор о том, что волнует и ребят, и взрослых. И подводя итоги нашего разговора, мне хочется подарить вам эти строки:

Время - вроде замкнутого круга:
Год мелькнул, как месяц, день - как час.
Почему-то выслушать друг друга
Не хватает времени у нас.
Может, стоит нам остановиться
Среди этой вечной кутерьмы?
Может разглядеть поближе лица
Друг у друга все же сможем мы?

11. Вопросов много и не на все мы сможем сразу найти ответ. Главное, чтобы вы в любой ситуации оставались друзьями. А помогут вам в этом “Золотые правила общения для всей семьи” (прилагаются). И в заключении мы вам предлагаем немного поразмышлять.

(“Разговор с богом” - видеоклип на компьютере)

Приложения

Ответы детей на вопросы анкеты:

  1. Допросы, излишняя требовательность, нотации, если родители не выполняют данных обещаний, воспринимают как ребенка.
  2. Из-за учебы, не слышим друг друга, из-за улицы, невыполнение домашних обязанностей.
  3. Сесть и поговорить.
  4. Доброта, справедливость, доверие, современность во взглядах.
  5. Гулять, играть на компьютере, не опекать по мелочам.
  6. Родители правы в большинстве случаев, но иногда и дети правы.
  7. Из-за разницы в возрасте и взглядах.
  8. Большинство считает, что ребенком быть легко, а родителем очень сложно, так как это каждодневный и не всегда благодарный труд и часто дети понимают это только став старше.

Ассоциации родителей со словом “подросток”:

П – принципиальность, порывистость, подвижность, поведение.

О – организованность, обидчивость, ответственность, опасность.

Д – дружелюбие, деловитость, дерзость.

Р – решительность, романтика, расточительство, радость.

О – открытость, очарование, оптимизм, обучение.

С – смелость, самостоятельность, самоуверенность, скрытность, серьезность.

Т – талант, трудность, требовательность, творчество, тусовка.

О – остроумие, общение, обаяние, обязанность, очень большая загруженность.

К – контакт, компания, крайность, компромисс, красота, компьютер.

Чего не хватает родителям в общении с детьми? – времени, откровенных разговоров.

Золотые правила общения для всей семьи

  1. Не создавайте “революционную ситуацию”, а если создали, разрешайте ее мирным путем.
  2. Проявите гибкость, измените подход к решению проблемы - “не так, как всегда”. Попробуйте посмотреть на ситуацию глазами другой стороны.
  3. Не надо искать виноватого. Спасительная формула для выхода из конфликта: “Мы ссоримся - значит, мы все неправы! Давай подумаем - в чем”.
  4. Управляйте своими эмоциями, переключите их на физические упражнения. Не теряйте чувство юмора. Часто мы смотрим на все, что происходит с нами в быту слишком серьезно. Добрая шутка поможет разрядить самые напряженные моменты.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3