Цель: интеграция воспитательных усилий семьи и школы в формировании подростковой личности.
Задачи:
- познакомиться с особенностями поведения подростков;
- обсудить причины возникновения проблем во взаимоотношении взрослых и детей и наметить пути их решения;
- предложить практические рекомендации родителям и детям по разрешению конфликтов в семье.
Эпиграф: “Отрочество-это беспокойство: “Вдруг я не такой, как все?” И ужас: “Вдруг я такой, как все?” - Е. Винокуров.
Ход собрания.
1. Вступительное слово учителя: объявление темы, объяснение значения слова подросток.
2. Подросток согласно словарю С. И. Ожегова – это мальчик или девочка в переходном возрасте от детства к юношеству. И этот переход часто бывает непростым и для самих детей, и для их родителей. Ласковые и спокойные вдруг превращаются в неуправляемых и грубых, открытые и дружелюбные – в замкнутых и ершистых. И сегодня мы попытаемся понять причины такого поведения и вместе постараемся поискать выход из этой ситуации.
3. А для начала небольшая разминка: ваши ассоциации со словом П О Д Р О С Т О К:
П - поступок, проблема, понимание, поведение
О - оптимизм, огорчение, одобрение
Д - дружба, доброта, доверие, диалог
Р - радость, решение, родители, ребенок, разговор
О - общение
С - ссора, самостоятельность, секрет, строгость, сомнение
Т - требование, трудность, терпение, толерантность, творчество
О - окружение, образование
К - коллектив, конфликт, каприз
(Ассоциации называют и взрослые и дети, затем учитель обобщает ответы и анализирует общее и различие в ответах родителей и детей) - задание можно дать заранее и распределить в две колонки.
4. Психолог об особенностях подросткового возраста.
5. Дискуссия по вопросам анкеты (дети отвечали заранее, а родители по ходу собрания). На одни и те же вопросы читаем ответ ребенка, затем спрашиваем взрослого, а следующий вопрос наоборот взрослый – ребенок.
Вопросы анкеты:
- Что может разозлить, вывести из себя?
- Из-за чего бывают конфликты?
- Как выйти из него?
- Какие качества хотели бы видеть в родителях, детях?
- Какие свободы нужно давать детям?
- Всегда ли вы правы?
- Легко ли быть родителем, ребенком?
6. Упражнение “Ребенок-взрослый” (взрослый становится на место ребенка и ему постепенно завязывают ноги, руки, уши, глаза. Таким образом на практике показывается как часто взрослые слишком опекают детей и не дают им самостоятельности, что ведет к конфликтам).
7. Притча о гвоздях (на компьютере) объясняет, что взаимные упреки и обиды прощаются, но след в душе оставляют.
8. Чемодан советов (да, нелегкие порой отношения складываются между родителями и детьми, но вам еще долго идти по жизни вместе и чтобы этот путь был счастливым - возьмите в дорогу с собой несколько советов, которые вы дали друг другу заочно: уважайте, доверяйте, помогайте, понимайте, благодарите, объясняйте, спрашивайте, слушайте) – эти слова прикрепляются на символический чемодан, перед этим обсуждаются с родителями и детьми.
9. Небольшая физкультминутка – упражнение “Дождик” - учит радоваться друг другу (проводит психолог, играют дети вместе со своими родителями).
10. Сегодня у нас состоялся замечательный разговор о том, что волнует и ребят, и взрослых. И подводя итоги нашего разговора, мне хочется подарить вам эти строки:
Время - вроде замкнутого круга:
Год мелькнул, как месяц, день - как час.
Почему-то выслушать друг друга
Не хватает времени у нас.
Может, стоит нам остановиться
Среди этой вечной кутерьмы?
Может разглядеть поближе лица
Друг у друга все же сможем мы?
11. Вопросов много и не на все мы сможем сразу найти ответ. Главное, чтобы вы в любой ситуации оставались друзьями. А помогут вам в этом “Золотые правила общения для всей семьи” (прилагаются). И в заключении мы вам предлагаем немного поразмышлять.
(“Разговор с богом” - видеоклип на компьютере)
Приложения
Ответы детей на вопросы анкеты:
- Допросы, излишняя требовательность, нотации, если родители не выполняют данных обещаний, воспринимают как ребенка.
- Из-за учебы, не слышим друг друга, из-за улицы, невыполнение домашних обязанностей.
- Сесть и поговорить.
- Доброта, справедливость, доверие, современность во взглядах.
- Гулять, играть на компьютере, не опекать по мелочам.
- Родители правы в большинстве случаев, но иногда и дети правы.
- Из-за разницы в возрасте и взглядах.
- Большинство считает, что ребенком быть легко, а родителем очень сложно, так как это каждодневный и не всегда благодарный труд и часто дети понимают это только став старше.
Ассоциации родителей со словом “подросток”:
П – принципиальность, порывистость, подвижность, поведение.
О – организованность, обидчивость, ответственность, опасность.
Д – дружелюбие, деловитость, дерзость.
Р – решительность, романтика, расточительство, радость.
О – открытость, очарование, оптимизм, обучение.
С – смелость, самостоятельность, самоуверенность, скрытность, серьезность.
Т – талант, трудность, требовательность, творчество, тусовка.
О – остроумие, общение, обаяние, обязанность, очень большая загруженность.
К – контакт, компания, крайность, компромисс, красота, компьютер.
Чего не хватает родителям в общении с детьми? – времени, откровенных разговоров.
Золотые правила общения для всей семьи
- Не создавайте “революционную ситуацию”, а если создали, разрешайте ее мирным путем.
- Проявите гибкость, измените подход к решению проблемы - “не так, как всегда”. Попробуйте посмотреть на ситуацию глазами другой стороны.
- Не надо искать виноватого. Спасительная формула для выхода из конфликта: “Мы ссоримся - значит, мы все неправы! Давай подумаем - в чем”.
- Управляйте своими эмоциями, переключите их на физические упражнения. Не теряйте чувство юмора. Часто мы смотрим на все, что происходит с нами в быту слишком серьезно. Добрая шутка поможет разрядить самые напряженные моменты.