Сценарий педагогического совета "Состояние работы по трудовому воспитанию"

Разделы: Работа с дошкольниками


План подготовки и проведения педагогического совета

Вид деятельности Ответственный
1 2
Подготовка к педсовету:
Консультация “Организация совместной трудовой деятельности” Зам. зав. по ВМР
Подбор методической литературы и методических рекомендаций Зам. зав. по ВМР
Семинар-практикум ““Ознакомление с трудом взрослых” Методсовет
Практикум “Искусство сервировки стола” Губина Г.П.
Открытые просмотры занятий по ознакомлению с трудом взрослых

Открытые просмотры различных форм работы с детьми вне занятий (коллективный труд, сюжетно-ролевая игра)

Воспитатели
Самостоятельная подготовка педагогов согласно вопросам памятки (приложение 1) Педагоги
Ход педсовета:
1. Итоги тематической проверки

2. “Разработка системы работы с дошкольниками по формированию у них трудовых навыков. Отражение в перспективных и календарных планах работы”

3. Отчеты педагогов

Зам. зав. по ВМР
Обсуждение опыта работы по ознакомлению детей с профессиями родителей Гришко А.А.
Отражение труда людей в рисунках детей (анализ взаимопосещений) Зайцева И.В.
Выставка-ярмарка дидактических игр и пособий Воспитатели
Принятие и утверждение проекта решения педагогического совета Педагогический состав

Сегодняшний педсовет можно рассматривать и как анализ работы педагогического коллектива по трудовому воспитанию детей, и как коллективную “работу над ошибками”.

Почему этому вопросу мы в начале года уделили столь пристальное внимание? Ведь современные родители не считают трудолюбие важным качеством личности. Более значимую роль для них играет развитие интеллектуальных способностей детей. Может нам стоит, в угоду родителям, работать именно в этом направлении?

Высказывания педагогов.

Соглашусь с вами, - на то мы и педагоги, чтобы быть мудрее и дальновиднее. Ни одному великому открытию не стать достоянием общественности, если бы человек не приложил немало трудовых усилий для его материального воплощения.

Мы должны рассматривать трудовое воспитание как основу формирования активной целеустремленной личности, как фактор успешной социализации, как возможность реализации потребности ребенка в самостоятельной деятельности.

Насколько эффективна наша работа в этом направлении, мы попытались выяснить в ходе тематической проверки.

Справка о результатах тематической проверки (приложение 2)

Как показала проверка, в нашем учреждении этому вопросу уделяется недостаточное внимание. Трудовая деятельность детей становится эпизодической, не организуется педагогами на должном уровне, а поэтому не приносит детям удовлетворения.

Постарайтесь назвать причины, факторы неэффективности работы.

Ответы педагогов методист записывает на доску. Предположительно, основными причинами будут названы: недостаточное методическое обеспечение, отсутствие рекомендаций по организации трудового воспитания. В этом случае, методист предлагает коллективно разработать систему трудового воспитания применительно к условиям детского сада, а опыт по этой теме оформить в специальную папку “Трудовое воспитание”, систематизировав материалы по разделам:

  1. Модель развития трудовой деятельности.
  2. Технологические карты к разделу Программы по каждой возрастной группе, в которых будут отражены направления и содержание работы.
  3. Карты наполняемости предметно-развивающей среды для каждой возрастной группы.
  4. Перспективное планирование по трудовому воспитанию.
  5. Конспекты занятий, сценарии родительских собраний, развлечений.
  6. Каталог пособий.

Часть этой сложной работы уже сделана. Я говорю о 3-х конспектах открытых занятий, о сценариях родительского собрания на тему “Это великое я сам” и кулинарного поединка с участием родителей.

Предлагаю вам рассмотреть “Модель развития трудовой деятельности детей дошкольного возраста” (приложение 3). При необходимости внесите дополнения или изменения. (В предложенной модели необходимо намеренно выпустить какое-либо направление работы, например, исключить блок “Игра”).

Работа с моделью (1-2 мин.). Обсуждение, внесение корректив.

Чтобы осуществить конкретный объем воспитательных задач (согласно представленной модели), развить у детей интерес к труду, сформировать трудовые умения и навыки, мотивы трудовой деятельности, педагог должен сам владеть мастерством и культурой труда. В понятие культуры педагогического труда входит умение планировать свою работу. При планировании работы по организации трудовой деятельности детей необходимо:

  1. Предусмотреть, как будет организован труд детей.
  2. Определить эффективные формы трудовой деятельности.
  3. По необходимости приготовить модели, отражающие последовательность трудовых действий.
  4. Подготовить необходимое оборудование.
  5. Продумать вопрос о соблюдении правил техники безопасности.
  6. Определить наиболее эффективные приемы мотивации и стимулирования трудовой деятельности. У детей в процессе труда должны развиваться исключительно положительные эмоции, а полученные результаты труда вызывать чувство удовлетворения, гордости за себя и своих сверстников.

Чтобы предвидеть, а главное исключить ошибки при планировании постараемся заполнить таблицу (приложение 4), в которой укажем пути и приемы решения затруднений. Таблица заранее расчерчивается на альбомном листе. В левой колонке выписываются наиболее характерные затруднения; правая колонка “Пути и приемы решения затруднений” остается пустой. Затем таблица разрезается на 7 частей по горизонтали. Для заполнения таблицы необходимо разделить педагогов на рабочие группы - 7 подгрупп по 2-3 человека. Заполненная таблица – результат коллективной творческой мыслительной деятельности. (Один из вариантов заполнения таблицы представлен в журнале “Старший воспитатель дошкольного учреждения” №3/2008, но желательно, чтобы педагоги самостоятельно определили правила и приемы организации трудовой деятельности детей).

Деление на группы с помощью пословиц и поговорок о труде (приложение 5)

Работа в группах (5 мин.). Представление результатов, обмен мнениями (8-10 мин.)

Мы определили затруднения и пути их решения. Теперь приступаем к конкретному написанию плана. При планировании важно отметить следующие моменты.

  1. Цель, задачи труда.
  2. Форма организации.
  3. Методические приемы.
  4. Оборудование.
  5. Вид индивидуальной работы.

Как грамотно спланировать, а значит, и отразить эти моменты в календарных планах мы попытаемся разобраться коллективно.

Для этого нам необходимо разделиться на 3 компании.

Деление по цветным фишкам:

желтый цвет – компания представляет педагогов младшего возраста;

зеленый – среднего;

красный – старшего.

Выберете руководителя группы, художника (художник – рисует схему последовательности действий) и выступающего. Руководители, подойдите ко мне и выберите карточку с заданием. (Для удобства можно приготовить 3 листа, где заранее напечатаны пункты, которые необходимо отразить при планировании: цель, форма организации и т.д. Карточки с заданием лучше сделать тех же цветов, что и фишки для деления на компании. Представитель компании “младший возраст” выбирает соответственно одну карточку желтого цвета).

Варианты содержания карточек:

Для младшего возраста:

  • Вид: самообслуживание (обучение умыванию). Начало года. Форма организации: фронтальная.
  • Вид: хозяйственно-бытовой (сложить аккуратно на полке строительный материал). Середина учебного года. Форма организации: подгрупповая.
  • Вид: труд в природе (сажать лук). Конец учебного года. Форма организации: по вашему усмотрению.

Для среднего возраста:

  • Вид: хозяйственно-бытовой (уборка группы). Конец учебного года. Форма организации на ваш выбор.
  • Вид: труд в природе (Рыхлить землю в цветочных горшках). Начало учебного года. Форма организации: подгрупповая.
  • Вид: самообслуживание (умывание). Начало года. Форма организации: индивидуальная.

Для старшего возраста:

  • Вид: ручной труд (изготовление атрибутов для игры). Середина учебного года. Форма организации: подгрупповая.
  • Вид: труд в природе (пересадить комнатные растения). Конец учебного года. Форма организации: фронтальная (малые подгруппы).
  • Вид: хозяйственно-бытовой (помочь няне застилать чистое белье, надевать наволочки). Начало года. Форма организации: коллективный труд.

Пользуясь литературой, программой, памятками напишите конкретный план деятельности педагога по организации труда дошкольников.

Самостоятельная работа (3-4 мин.). Представление планов, моделей, обсуждение правильности поставленных целей, выбранных приемов, подбора оборудования (до 6-8 мин.).

Работа по ознакомлению с трудом взрослых планируется и реализуется воспитателем на занятиях по ознакомлению с явлениями общественной жизни или в повседневной деятельности в процессе наблюдений, экскурсий, чтения художественной литературы.

С опытом этой работы нас познакомит Гришко А.А. (4 мин.).

Далее полученные знания детей о труде взрослых расширяются, конкретизируются и уточняются в изобразительной деятельности. Насколько точно отражены знания наших воспитанников в продуктах детской изобразительной деятельности нам расскажет Зайцева И.В. (4 мин).

Одним из затруднений в организации трудовой деятельности дошкольников нами была названа проблема развития интереса к будущей трудовой деятельности. Поддерживать интерес детей к труду, расширять объем знаний нам призваны помочь дидактические игры и пособия.

Чтобы познакомиться с разнообразием и вариативностью использования имеющихся пособий, организуем импровизированную выставку-ярмарку.

Представитель от группы возьмет на себя роль продавца. Ему необходимо как можно ярче разрекламировать свой товар. Оставшиеся педагоги – покупатели. Они имеют право выбрать только 3 пособия. Оставленные продавцу “деньги” (фишки) будут означать совершение сделки купли-продажи. На ярмарке будет работать “товаровед”. Его цель - оценить “спрос” на данное пособие (по количеству фишек) и произвести “инвентаризацию” пособий, т.е. составить список имеющихся игр (с указанием названия, цели, авторов). Это будет служить началом каталога нашей системной папки.

Деловая игра “Выставка-ярмарка” дидактических игр и методических пособий (5-7 мин.)

Что же может вызвать интерес к дежурству? Этим секретом поделится Губина Г.П. (2-3 мин.).

Проект решения

1. Продолжить работу по развитию системы трудового воспитания детей.

1.1. Разработать технологические карты к разделу Программы по каждой возрастной группе. Срок – до конца учебного года. Ответственные: члены Методического совета.

1.2. Составить карты наполняемости предметно-развивающей среды для каждой возрастной группы. Срок – конец января. Ответственные: педагоги.

1.3. Разработать перспективное планирование по трудовому воспитанию. Срок – начало 2009-2010 учебного года. Ответственные: педагоги, Методический совет.

1.4. Пополнить методический кабинет конспектами занятий, сценариями развлечений, родительских собраний. Срок: постоянно

2. Повышать педагогическую культуру родителей по вопросу трудового воспитания:

2.1. Составить памятки. Разработать консультации, сценарии родительских собраний.

2.2. Одно из родительских собраний посвятить проблеме взаимодействия ДОУ и семьи в вопросе трудового воспитания детей.