Использование проектного метода в обучении географии

Разделы: География


"Расскажи мне - и я забуду,
покажи мне - и я запомню,
сделай вместе со мной - и я научусь"
(Китайская пословица) I1I

Проектная деятельность становится сегодня неотъемлемой частью учебного процесса, так как она является личностно- и практико-ориентированной, что соответствует современной концепции образования.

Эту технологию относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни современного человека, направленным на применение и приобретение новых знаний путем активного включения учащегося в создание тех или иных проектов, что позволяет ему осваивать новые способы деятельности.

Использование метода проектов имеет большие преимущества:

- способствует закреплению базовых умений и знаний обучающихся;

- является способом дифференциации и индивидуализации обучения;

- позволяет осуществить системную интеграцию знаний (биология, география, химия, экология, история);

- способствует развитию компьютерной грамотности ученика, а затем и информационной культуры в целом;

- предоставляет возможность углубленного изучения предметов;

- развивает самостоятельность;

- обеспечивает развитие критического мышления ребёнка, умения искать путь решения поставленной проблемы;

- создает возможность обеспечить личностно - ориентированный подход в обучении;

- поддерживает деятельностный подход к учебному процессу на всех этапах (потребности, мотивы, цели, условия, средства, действия);

- позволяет формировать коммуникативные способности;

- практически всегда приводит к созданию научных, исследовательских обществ или кружков на базе школы.

Велика роль проектов и в формировании ключевых компетенций как наиболее значимого компонента учебных достижений школьников. По результатам тестирования учащиеся на первое место ставят - учебно-познавательные (34%), информационные (23%), коммуникативные (21%) и личностного самосовершенствования (18%), а затем ценностно-смысловые, общекультурные, социально-трудовые компетенции.

Формирование компетенций связано с выполнением сложных практических задач. Выполнение данных задач требует не только наличия определенных знаний и умений, но также определенных стратегий и рутинных процедур, необходимых для применения этих знаний и умений, соответствующих эмоций и отношений, а также управление всей этой системой.

Проектная деятельность включает несколько этапов, каждый из которых способствует формированию и развитию определенных умений, навыков и компетенций обучающихся.

Работа над проектом начинается с выбора темы. На этом этапе педагогу необходимо знать психологические особенности ученика и степень его готовности к выполнению работы.

В подборе темы важно также учитывать принцип доступности. Сразу же обсуждать предложения о форме продукта проектной работы, по необходимости определять обязанности учащихся в группе. Изучить правила поиска информации из доступных источников на первом занятии. Обязательно учитывать возрастные особенности учащихся.

Работа над проектом может проводиться как самостоятельно, так и в группах. В подборе темы исследования также учитывается принцип доступности. Ведь успешное выполнение проектов всегда способствует развитию познавательной активности и желание продолжить работу дальше в заданном направлении.

Менее подготовленным учащимся можно предложить выбрать задание в соответствии со своими способностями краткосрочные мини - проекты или проекты - рефераты, сообщения, аналитические справки, дающие возможность проявить большую самостоятельность.

Интерес к теме проекта вызывает осмысление учащимися практической значимости результатов работы.

На следующем этапе исследования школьники собирают необходимую информацию. Анализируют ее и оформляют работу. Работа с различными источниками информации обеспечивает формирование не только учебно - познавательной, но и информационной компетенции школьников.

На заключительном этапе проводится анализ и оценка деятельности. Особой ценностью проектов можно считать усовершенствование базовых знаний обучающихся по предмету.

Итогом проектной деятельности всегда является защита проекта, участие во внеклассных мероприятиях, научно - практическая конференциях на школьном, городском или региональном уровне.

Формы презентации могут быть различными: создание газет, альбомов, буклетов, отчетов в форме мультимедиа, написание газетной статьи, съемка фильмов, ролевые игры. Чем больше выбор форм отчетов, тем больше возможностей у учащихся реализовать свои творческие способность и личностные качества.

Результаты исследования учащихся часто целесообразно представить в графическом виде. Это могут быть результаты проведения социологических опросов, обработки статистических данных. Результаты исследования более наглядно будут смотреться в виде таблиц, организационных диаграмм, схем. На данном этапе работы над проектом компьютер выступает не только как мощное технологическое средство, но и как средство самореализации, как инструмент творчества, стимулирующий человека лучше познать самого себя, полнее открыть свои способности, проявить свою индивидуальность. В такой деятельности важно авторское самовыражение.

Необходимо организовать внешнюю оценку проектов, поскольку только таким образом можно отслеживать их эффективность, сбои, необходимость своевременной коррекции. Характер этой оценки в большой степени зависит как от типа проекта, так и от темы проекты (его содержания), условий проведения.

Индивидуальная рефлексия учащихся проводится после заключительного этапа. Учитель и ученик (группа учащихся) анализируют работу, отмечая трудности и успехи. Обязательно обсуждаются вопросы: что узнали нового, а что повторили из курса учебной программы; какие новые навыки приобрели. Желательно использовать вопросы заранее подготовленной анкеты, чтобы проследить за динамикой развития запланированных умений. При запуске нового проекта обязательно учитывать предыдущие ошибки.

Самое сложное в работе на данном направлении, это выбор темы проекта (определение проблемы). Тема должна быть интересной и охватывать не только географические, но и нравственные, экологические, политические особенности нашей жизни. Чтобы у учащихся сложилась целостная картина актуальности сформулированной проблемы, важности и необходимости ее решения, практической ценности для самих обучающихся в плане развития их компетенций. Интеграция с другими предметами так же позволяет расширить кругозор учащихся и активизировать их познавательную активность.

Практика показала, что проведение проектной деятельности требует значительных ресурсных затрат (времени, материала, оборудования, информационных источников, консультаций), поэтому ее использование в урочной деятельности метода создания проектов считаю не рациональным, так как он требует очень больших затрат во всем, поэтому всю работу провожу только во внеурочной деятельности. Хорошо метод проектов сочетается с модульной методикой преподавания предмета. Очень часто в старших классах ее можно использовать, как основу для отработки умений и навыков учащихся.

Метод проектов лучше включать в обобщающие уроки по предмету, где учащиеся выступают в роли консультантов, содокладчиков или ведущих. Это помогает в достижении намеченных целей и привлекает внимание к изучаемому предмету.

Метод проектных технологий дает возможность проводить очень много разнообразных внеклассных мероприятий, которые позволяют привлечь внимание к географии и активизировать детей на уроках: итоговая конференция по географии в 11 классах "Глобальные проблемы современности"; проведение экологических акций: "Чистый город", "Чистые берега"; участие в олимпиадах, конкурсах города, района; участие в обобщающих уроках со своими проектами младших школьников: "Меридианы и параллели", "Крайние точки", "Саванны", "Тундра" и другие.

Для достижения хороших результатов при использовании метода проектов необходимо, чтобы школьный кабинет был оснащен не только методической литературой по данной проблеме, но и современным оборудованием. Самое главное - это наличие компьютера или интерактивной доски, последние являются необходимостью в момент проведения отчетных мероприятий. В идеале хотелось, чтобы имелся доступ в интернет прямо с компьютера учителя. Это позволило бы помочь учащимся в поиске и работе с дополнительными источниками информации. Интернет - ресурсы дают возможность принимать участие в дистанционной работе по проектной деятельности. Самое главное возможно проведение научно - исследовательские работы под руководством преподавателей ВУЗов.

Метод проектов необходимо использовать вместе с другими методиками, так как учебный процесс невозможно построить только на проектировании. Важно помнить, что только умелое сочетание различных технологий дает наибольший эффект.

В заключение хочется отметить, что проект - это серьезное исследование, самостоятельное добывание знаний, в результате которого, учащиеся не совершат научного открытия качественно новых закономерностей и явлений. "Учащиеся решают проблемы, уже решенные обществом, наукой и новые только для школьников: Учитель предъявляет ту или иную проблему для самостоятельного исследования, знает ее результаты, ход решения и те черты творческой деятельности, которые требуется проявить в ходе решения, постепенно приводящую к формированию необходимых черт творческой личности" (И.Я. Лернер). Таким образом, открытия сделанные учащимися, должны вытекать из их личного опыта, и выводы, к которым они придут, не могут быть прочитаны в учебнике географии. Полученный опыт работы по проекту, должен быть востребован в дальнейшей деятельности учащегося.

Литература.

  1. Краля Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: Учебно-методическое пособие/ Под ред. Ю.П. Дубенского - Омск: ОмГУ,2005.
  2. Кугу И.А. http://proekt-volzsky.ucoz.ru/index/tg_
  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./ Под редакцией Е.С. Полат, М., Академия, 2000.
  4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
  5. Хуторский А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты// Интернет-журнал "Эйдос". - 2002. - http://www.eidos.ru/journal /2002/0423.htm . - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.