Урок "Вещества и их свойства"

Разделы: Химия


Цель урока: повторение пройденного материала и систематизация основных теоретических положений темы, развитие интереса школьников к курсу химии.

Задачи урока:

  • Обучающая: закрепить умения распознавать физические и химические явления. Отличать чистые вещества от смесей, разделять смеси на основании знания свойств компонентов. Характеризовать вещества по признакам.
  • Развивающая: продолжить развитие практических навыков, наблюдательности, логического мышления, внимания, познавательного интереса к предмету
  • Воспитывающая: продолжить воспитывать культуру труда во время проведения опытов, соблюдения ПТБ. Создавать условия для воспитания желания активно учиться.

Ход урока

I. Организационный момент

Постановка цели и задач

В начале урока говорю учащимся о том, что сегодня, им предстоит отправиться в серьезную экспедицию, цель которой покорить пик Знаний. Знакомлю с картой на доске, где разноцветными кружочками отмечен маршрут. Карта представляет собой изображение склона пика Знаний и остановочные пункты маршрута. У подножья нарисован рюкзак.

II. Обобщение и систематизация знаний по теме

Учитель. Прежде чем отправиться в горы нам необходимо собрать рюкзак. В него мы положим наши знания по данной теме.

Этап № 1. Собери рюкзак (Химическое домино)

Необходимо приготовить комплект карточек. Каждому ученику выдаётся карточка, состоящая из двух частей: в верхней части содержится вопрос (ответ на который приведен на карточке другого ученика), а в нижней части – ответ, но уже на другой вопрос. Начинает игру учитель, первым зачитывая вопрос. Отвечает тот ученик, у которого содержится ответ на поставленный вопрос. Затем он зачитывает вопрос со своей карточки. В итоге должна получиться логическая цепочка из вопросов и ответов. В Приложении 1 представлен лист с перечнем вопросов и ответов, составленных по типу игры “Домино”. С помощью этого листа учитель следит за ходом игры.

Этап №2. Восхождение

Учитель. Для восхождения в горы нам нужен проводник. Проводник – всегда самый внимательный и ловкий. Человек, на которого можно положиться в трудной ситуации. И, следующая игра нам поможет выявить такого среди вас.

Проводим игру “Третий – лишний”.

Задание: В каждой строчке необходимо вычеркнуть лишнее слово

Стакан, медь, сера.
Кислород, железо, ложка.
Водород, колба, алюминий.

Этап №3. Водопад явлений

Учитель. Продолжим наш путь. Посмотрите!!! Впереди водопад. Как красиво переливаются лучики солнца в струях воды.

Учитель называет физические и химические явления, учащиеся внимательно слушают и поднимают соответствующие кружки. (работают с сигнальными карточками.)

Синий кружок – физическое явление.

Красный кружок – химическое явление.

Задание:

  1. Вода кипит при температуре 100 ?C, замерзает при 0 ?С.
  2. Под действием электрического тока вода разлагается на кислород и водород
  3. Сера горит синеватым пламенем.
  4. Расплавленная сера соединяется с водородом в ядовитый газ – сероводород.
  5. Сахар хорошо растворяется в воде.
  6. При работе автомобильного двигателя бензин сгорает в цилиндрах.
  7. При скисании молока образуется простокваша
  8. При поджигании свечи парафин плавится
  9. Древесина, сгорая, образует золу, воду, углекислый газ.
  10. При растирании в ступке сахарного песка образуется сахарная пудра

Этап № 4. В пещере колдунов

Повторение ПТБ.

Учитель: “ Колдуны всегда что-то соединяют, проводят какие-то опыты. Но чтобы войти в пещеру надо узнать правила по технике безопасности. Будьте внимательнее!!! Я прочитаю вам правила, которые должны соблюдать учащиеся при выполнении опытов, а вам необходимо найти ошибки.

“Вредные советы”

Учащиеся слушают, находят ошибки, комментируют.

1.Руками никогда нигде не трогай ничего
Понюхать можно, полизать любое вещество

2. Когда учитель скажет всем
“Сейчас эксперимент!”
Ты сразу молча отвернись
Сядь скромно в уголке
Ты реактива не бери
Пусть делает другой

3. Если все-таки решил ты:
Надо б сделать этот опыт,
Вещества налей побольше,
Да смотри не мелочись!
А когда вдруг реактивы
Потекут тебе на платье,
И на руки, и на ноги
Унывать совсем не надо
Может быть, врачи спасут.
Платье ж новое ты купишь
Помоднее и получше,
А родители, конечно
Долго будут вас хвалить.

4. Нет, приятнее занятия,
Чем пробирку нагревать!
Ты зажги свою спиртовку,
А потом пойди с соседом
И по классу погуляй
Пусть получше разгорится
И нагреется фитиль!
Нагревай теперь пробирку
Славный будет результат!

5. Если вас застал учитель
За любимым делом вашим;
Потихоньку что-то слили,
Иль пробирку вы разбили,
Иль еще какой пустяк,
Объясни ему, что это –
Ваш сюрприз к его уроку
Что без химии любимой
Вы не можете никак!

Учитель. Прочитайте текст (Приложение 2).

Задание: по описанию определить вещество среди выданных трех (железо, сера, алюминий).

Задание: опишите по плану (устно) свойства 1 вариант железа 2 вариант меди. План на доске.

Этап №5. Горный поток

Задание: разделите смеси

1группа – медные и железные опилки

2группа – речной песок и вода

3группа – железные и древесные опилки

4группа – раствор соли

Проверка полученных результатов

Этап № 6. Горное эхо

Учащиеся хлопают в ладоши только в том случае, если речь идет о смеси.

Сахарный песок, молоко, воздух, кислород, туман, дистиллированная вода, гранит, масляные краски, поваренная соль, газированная вода, отфильтрованная речная вода.

Этап № 7. На вершине

Тестирование (Приложение 3)

Самопроверка. Учащиеся сравнивают свои ответы с ответами на доске.

На “5” – 8 правильных ответов;

На “4” – 7 правильных ответов;

На “3” – 6 правильных ответов;

Путем поднятия рук определяем число учащихся выполнивших задание на “5”, “4”……

Этап № 8. Путь домой

Работа с итоговой схемой.

Подведение итогов.

Что узнали? Что умеем?

Домашнее задание. На “3” №3 с.93 (учебник О.С. Габриелян), на “4” №3 с.93, №1 с.95; на “5” №3 с.93,№1 с.95, №5с.94.

Учитель. Достигнуть вершины было трудно, но вы справились с заданиями и покорили пик Знаний. Впереди у вас новые дороги, новые вершины . Сегодня вы убедились, что вместе можно справиться даже с очень трудными заданиями, а знания помогут преодолеть их быстрее. Такое важное событие, как экспедиция, не осталась без внимания журналистов, которые просят вас поделиться впечатлениями. (Школьники кратко высказывают мнение об уроке).