Урок обучения грамоте с использованием технологии здоровьесбережения "Звуки [x], [x'], буквы Х х

Разделы: Начальная школа


Цели урока: Познакомить с новой буквой, новым звуком, формировать навык беглого осознанного чтения, обогащать словарный запас. Развивать связную речь, фонематический слух, память внимание, мышление. Воспитывать интерес к чтению, стремление в получении новых знаний, самостоятельность, воспитывать бережное отношение к хлебу.

Тип урока: Интегрированный урок. Урок усвоения новых знаний.

(2 часа)

Методы преподавания: информационно – сообщающий, объяснительный, стимулирующий, побуждающий.

Методы учения: исполнительский, репродуктивный, практический, частично-поисковый, поисковый.

Оборудование: учебник “Спутник букваря”, прописи, фишки для слогового анализа, слова для составления скороговорки, вертушка,

Этапы и структура урока

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Ну, ребята, чур, молчок.
Начинается урок.
Гости в класс пришли сегодня,
Рады мы конечно им.
Всё покажем, что умеем,
Может, даже удивим.

– Давайте посмотрим, друг на друга, улыбнёмся, пожелаем друг другу удачи.

2. Актуализация знаний. Повторение пройденного.

Сегодня мы отправляемся в гости к новой букве. Путь наш нелёгок, а кто приходит на помощь в трудную минуту?

– Ну, конечно же, друзья, а у нас очень дружный класс! Итак, что возьмём с собой?

(Дружбу и хорошее настроение)

– Закройте глаза, мы отправляемся в путь

(Звучит фонограмма “Лесные звуки”)

– Куда это мы с вами попали? (в лес) А почему вы так решили? (услышали лесные звуки: голоса птиц, шелест листьев, плескание ручейка)

– Мы слышали звуки леса.

- Мы находимся в волшебном лесу, давайте вспомним, как должны вести себя люди в лесу?

– А для чего люди ходят в лес?

(За грибами, за ягодами, полюбоваться природой, подышать свежим воздухом.)

– А давайте тоже глубоко вздохнём, постарайтесь почувствовать запах травы, цветов.

– В лесу мы услышали звуки леса, на уроках грамоты, о каких звуках мы ведём речь?

(О звуках речи)

– А вот и ручеёк перед нами, нам нужно его перепрыгнуть, не отставая друг от друга. Я пойду первой и начну повторение.

– Наша речь состоит из …………..(предложений)

(Дальше говорят дети “цепочкой”)

– Предложения состоят из слов.

-Слова состоят из слогов.

– Слоги состоят из звуков.

– Звуки мы слышим и произносим.

– Звуки бывают гласные и согласные.

– Согласные мы петь не можем.

– Согласные бывают звонкие и глухие.

– Гласные звуки мы можем петь.

– Гласные первого ряда дают согласному твёрдость.

– Гласные второго ряда дают согласному мягкость.

– На письме звук обозначается буквой.

– Есть буквы, не имеющие звука.

3. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи.

– Молодцы, ребята, все быстро перепрыгнули ручей, лес расступился, вот наша тропинка, а возле неё норка.

– Кто там живет, мы поймём только тогда, когда отгадаем загадку:

Я устраиваюсь ловко:
У меня во рту кладовка.
За щеками два мешка.
У кого? (у хомяка)

(Выставляется игрушка или вывешивается картинка хомяка)

– Догадались о каком звуке пойдёт сегодня речь?

Динамическая пауза.

– Наш хомячок что то совсем загрустил, а давайте его развеселим. Давайте надуем щёки, как хомячок и быстро поморгаем.

(Дети надувают щёки и моргают)

– Посмотрите, – он уже смеётся.

4. Работа над новым материалом

Выделение согласных звуков [ Х],[ Х’].

– Как смеётся хомячок?

– Как смеются наши мальчики? Ха– ха.

– А как смеются наши девочки? Хи – хи.

– Послушайте первый звук и дайте характеристику звуку.

(Согласный, глухой, твёрдый, имеет мягкую пару)

Звуковой анализ слов.

Наш хомячок принёс вам интересное задание, которое вы очень любите, это игра “Доскажи словечко”

– Приготовьте ваши фишки (у каждого ребёнка на парте лежат фишки для звукового анализа слов)

– Чтобы не обидеть нашего гостя первым словом будет слово “хомяк”.

(Дети на партах выкладывают схему слов, разделяя их на слоги, затем дают характеристику слова по плану: количество слогов, определение ударного слога, место нового звука в слове,. Учитель ставит фишку на экран учащимся правильно выполнившим разбор и анализ слова.)

– Слушайте следующую загадку
Слон – огромное животное
И имеет грозный вид,
Даже если очень молод,
Нос большущий – это…….(Хобот).

Вместо носа пятачок,
Ушки на макушке,
В грязь ложится на бочок
Розовая………(Хрюшка)

Танцевать он всем велит,
Песни петь заставит.
Возле ёлки веселит,
Устали не знает
Он века у нас живёт
Новогодний…………(Хоровод)

Видно неряху
По грязной……….(Рубахе)

– А у нас в классе есть неряхи? Конечно же, нет!

– Молодцы, все справились, а за это хомячок подарит нам новую букву.

Знакомство с буквой.

Новый звук обозначается буквой Х

(Учитель вывешивает картинку с печатной буквой Х)

На что похожа буква?

Х – забавная игрушка, деревянная вертушка.

Динамическая пауза (гимнастика для глаз)

Наш хомячок очень хитрый, найдите, куда же он спрятал новую букву?

(На стенах и потолке развешаны картинки, буквы, цифры)

– Вы не забыли, что мы находимся в волшебном лесу. В нашем лесу растут волшебные деревья, а на них слова .

– Составить пары слов для дыхательной гимнастики.

(Дети берут с вертушки слова и составляют в пары. Для удобства междометья Ух, Ох, Ах, Эх напечатаны на цветной бумаге. В результате чего появляется текст для дыхательной гимнастики)

Ух – петух,
Ох – плох,
Ах – птах,
Эх – смех.

(Дети хором выполняют дыхательную гимнастику)

– Все ли слова вам знакомы? (уточняются значение слов: плох, птах)

– Почему петух плох? (не умеет летать)

– А какую сказку вы знаете о петухе? (“Лиса и заяц”)

– Давайте вспомним, какой была лиса? (хитрой)

– А петух? (храбрый)

– А медведь? (хвастливый)

(Учитель вывешивает разноцветные карточки: “ храбрый”, “ хитрая”, “ хвастливый”)

– Каким не должен быть друг, ученик? (хвастливым)

– Я надеюсь у нас нет хвастунов в классе?

Физкультминутка “Ветер дует…”

– Ой, что-то подул ветер, давайте его успокоим.

(Выполняются упражнения)

5 .Работа в упражнении чтения слогов, слов, обогащение словарного запаса.

По учебнику “ Спутник букваря” (стр. 70)

– Чтение слогов и буквосочетаний с ускорением.

– Составь слово:

По +ход Хор –р +мяк
За + ход Хо +хо +т
Пере + ход  
Паро + ход  

– Найди лишнее слово.

(Самостоятельное жужжащее чтение)

Лопух петух сахар хлеб
Горох пастух хурма сухари
Отдых глухарь хвоя потеха

– Все ли слова вам знакомы? (Уточнение значения слов)

– О чём говорят: Он всему голова (о хлебе).

– Почему так говорят? (вложено много труда)

– Нужно очень бережно относиться к хлебу.

– А кто растит хлеб? (хлебороб)

– Это очень почётная профессия.

Динамическая пауза. Физминутка “Хомячок”

6. Работа в прописи.

– Итак, что за букву мы сегодня будем писать?

– Какой звук она обозначает, вспомните.

(Дети повторяют характеристику звука)

– Как раскрасим фишку?

Сравнение печатной, письменной, строчной и заглавных букв.

– С какой буквой имеется сходство? (Э, С)

(Учитель показывает образец написания буквы, затем дети пишут букву в тетради)

Письмо слогов, слов в прописи.

(Дети прописывают в прописи слоги, слова, заглавную букву Х)

7. Чтение. Работа с предложением и текстом.

– Прочтите название текста .Как вы думаете, о чём мы будем читать?

Самостоятельное чтение.

Чтение “Цепочкой”.

Выборочное чтение.

– Что делают хлеборобы весной?

– Чем они занимаются летом?

– Какую работу выполняют осенью?

– Что делают из зерна?

– А из муки?

– Для чего нужно тесто?

– Какую новую пословицу вы узнали?

– Как вы её понимаете?

8. Работа в прописи.

Запись предложений по образцу.

9. Самостоятельная работа.

Списывание с печатного текста пословицы: Хлеб всему голова.

10. Рефлексия.

– Что узнали нового?

– Что особенно понравилось?

– Что вызвало затруднения?

– Вот и закончился наш урок. С чем нас познакомил Хомячок?

– Вы хорошо работали, были дружными, умелыми и хомячок приготовил для вас подарок, то, что он сам больше всего любит.

– Вот, целый мешок. Это полезный фрукт, начинается он на новый звук.

– Догадались? (Хурма)

– Но мы тоже сделаем хомячку подарок. Мы подарим ему весёлую песенку про старичка, который всё время смеялся.

(Дети исполняют песню “ Весёлый старичок”)