Цели урока: Познакомить с новой буквой, новым звуком, формировать навык беглого осознанного чтения, обогащать словарный запас. Развивать связную речь, фонематический слух, память внимание, мышление. Воспитывать интерес к чтению, стремление в получении новых знаний, самостоятельность, воспитывать бережное отношение к хлебу.
Тип урока: Интегрированный урок. Урок усвоения новых знаний.
(2 часа)
Методы преподавания: информационно – сообщающий, объяснительный, стимулирующий, побуждающий.
Методы учения: исполнительский, репродуктивный, практический, частично-поисковый, поисковый.
Оборудование: учебник “Спутник букваря”, прописи, фишки для слогового анализа, слова для составления скороговорки, вертушка,
Этапы и структура урока
1. Организационный момент
. Эмоциональный настрой.Ну, ребята, чур, молчок.
Начинается урок.
Гости в класс пришли сегодня,
Рады мы конечно им.
Всё покажем, что умеем,
Может, даже удивим.
– Давайте посмотрим, друг на друга, улыбнёмся, пожелаем друг другу удачи.
2. Актуализация знаний. Повторение пройденного.– Сегодня мы отправляемся в гости к новой букве. Путь наш нелёгок, а кто приходит на помощь в трудную минуту?
– Ну, конечно же, друзья, а у нас очень дружный класс! Итак, что возьмём с собой?
(Дружбу и хорошее настроение)
– Закройте глаза, мы отправляемся в путь
(Звучит фонограмма “Лесные звуки”)
– Куда это мы с вами попали? (в лес) А почему вы так решили? (услышали лесные звуки: голоса птиц, шелест листьев, плескание ручейка)
– Мы слышали звуки леса.
- Мы находимся в волшебном лесу, давайте вспомним, как должны вести себя люди в лесу?
– А для чего люди ходят в лес?
(За грибами, за ягодами, полюбоваться природой, подышать свежим воздухом.)
– А давайте тоже глубоко вздохнём, постарайтесь почувствовать запах травы, цветов.
– В лесу мы услышали звуки леса, на уроках грамоты, о каких звуках мы ведём речь?
(О звуках речи)
– А вот и ручеёк перед нами, нам нужно его перепрыгнуть, не отставая друг от друга. Я пойду первой и начну повторение.
– Наша речь состоит из …………..(предложений)
(Дальше говорят дети “цепочкой”)
– Предложения состоят из слов.
-Слова состоят из слогов.
– Слоги состоят из звуков.
– Звуки мы слышим и произносим.
– Звуки бывают гласные и согласные.
– Согласные мы петь не можем.
– Согласные бывают звонкие и глухие.
– Гласные звуки мы можем петь.
– Гласные первого ряда дают согласному твёрдость.
– Гласные второго ряда дают согласному мягкость.
– На письме звук обозначается буквой.
– Есть буквы, не имеющие звука.
3. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи.
– Молодцы, ребята, все быстро перепрыгнули ручей, лес расступился, вот наша тропинка, а возле неё норка.
– Кто там живет, мы поймём только тогда, когда отгадаем загадку:
Я устраиваюсь ловко:
У меня во рту кладовка.
За щеками два мешка.
У кого? (у хомяка)
(Выставляется игрушка или вывешивается картинка хомяка)
– Догадались о каком звуке пойдёт сегодня речь?
Динамическая пауза.
– Наш хомячок что то совсем загрустил, а давайте его развеселим. Давайте надуем щёки, как хомячок и быстро поморгаем.
(Дети надувают щёки и моргают)
– Посмотрите, – он уже смеётся.
4. Работа над новым материаломВыделение согласных звуков [ Х],[ Х’].
– Как смеётся хомячок?
– Как смеются наши мальчики? Ха– ха.
– А как смеются наши девочки? Хи – хи.
– Послушайте первый звук и дайте характеристику звуку.
(Согласный, глухой, твёрдый, имеет мягкую пару)
Звуковой анализ слов.
– Наш хомячок принёс вам интересное задание, которое вы очень любите, это игра “Доскажи словечко”
– Приготовьте ваши фишки (у каждого ребёнка на парте лежат фишки для звукового анализа слов)
– Чтобы не обидеть нашего гостя первым словом будет слово “хомяк”.
(Дети на партах выкладывают схему слов, разделяя их на слоги, затем дают характеристику слова по плану: количество слогов, определение ударного слога, место нового звука в слове,. Учитель ставит фишку на экран учащимся правильно выполнившим разбор и анализ слова.)
– Слушайте следующую загадку
Слон – огромное животное
И имеет грозный вид,
Даже если очень молод,
Нос большущий – это…….(Хобот).Вместо носа пятачок,
Ушки на макушке,
В грязь ложится на бочок
Розовая………(Хрюшка)Танцевать он всем велит,
Песни петь заставит.
Возле ёлки веселит,
Устали не знает
Он века у нас живёт
Новогодний…………(Хоровод)Видно неряху
По грязной……….(Рубахе)
– А у нас в классе есть неряхи? Конечно же, нет!
– Молодцы, все справились, а за это хомячок подарит нам новую букву.
Знакомство с буквой.
– Новый звук обозначается буквой Х
(Учитель вывешивает картинку с печатной буквой Х)
– На что похожа буква?
Х – забавная игрушка, деревянная вертушка.
Динамическая пауза (гимнастика для глаз)
– Наш хомячок очень хитрый, найдите, куда же он спрятал новую букву?
(На стенах и потолке развешаны картинки, буквы, цифры)
– Вы не забыли, что мы находимся в волшебном лесу. В нашем лесу растут волшебные деревья, а на них слова .
– Составить пары слов для дыхательной гимнастики.
(Дети берут с вертушки слова и составляют в пары. Для удобства междометья Ух, Ох, Ах, Эх напечатаны на цветной бумаге. В результате чего появляется текст для дыхательной гимнастики)
Ух – петух,
Ох – плох,
Ах – птах,
Эх – смех.
(Дети хором выполняют дыхательную гимнастику)
– Все ли слова вам знакомы? (уточняются значение слов: плох, птах)
– Почему петух плох? (не умеет летать)
– А какую сказку вы знаете о петухе? (“Лиса и заяц”)
– Давайте вспомним, какой была лиса? (хитрой)
– А петух? (храбрый)
– А медведь? (хвастливый)
(Учитель вывешивает разноцветные карточки: “ храбрый”, “ хитрая”, “ хвастливый”)
– Каким не должен быть друг, ученик? (хвастливым)
– Я надеюсь у нас нет хвастунов в классе?
Физкультминутка “Ветер дует…”
– Ой, что-то подул ветер, давайте его успокоим.
(Выполняются упражнения)
5 .Работа в упражнении чтения слогов, слов, обогащение словарного запаса.
По учебнику “ Спутник букваря” (стр. 70)
– Чтение слогов и буквосочетаний с ускорением.
– Составь слово:
По +ход | Хор –р +мяк |
За + ход | Хо +хо +т |
Пере + ход | |
Паро + ход |
– Найди лишнее слово.
(Самостоятельное жужжащее чтение)
Лопух | петух | сахар | хлеб |
Горох | пастух | хурма | сухари |
Отдых | глухарь | хвоя | потеха |
– Все ли слова вам знакомы? (Уточнение значения слов)
– О чём говорят: Он всему голова (о хлебе).
– Почему так говорят? (вложено много труда)
– Нужно очень бережно относиться к хлебу.
– А кто растит хлеб? (хлебороб)
– Это очень почётная профессия.
Динамическая пауза. Физминутка “Хомячок”
6. Работа в прописи.
– Итак, что за букву мы сегодня будем писать?
– Какой звук она обозначает, вспомните.
(Дети повторяют характеристику звука)
– Как раскрасим фишку?
Сравнение печатной, письменной, строчной и заглавных букв.
– С какой буквой имеется сходство? (Э, С)
(Учитель показывает образец написания буквы, затем дети пишут букву в тетради)
Письмо слогов, слов в прописи.
(Дети прописывают в прописи слоги, слова, заглавную букву Х)
7. Чтение. Работа с предложением и текстом.
– Прочтите название текста .Как вы думаете, о чём мы будем читать?
Самостоятельное чтение.
Чтение “Цепочкой”.
Выборочное чтение.
– Что делают хлеборобы весной?
– Чем они занимаются летом?
– Какую работу выполняют осенью?
– Что делают из зерна?
– А из муки?
– Для чего нужно тесто?
– Какую новую пословицу вы узнали?
– Как вы её понимаете?
8. Работа в прописи.Запись предложений по образцу.
9. Самостоятельная работа.Списывание с печатного текста пословицы: Хлеб всему голова.
10. Рефлексия.– Что узнали нового?
– Что особенно понравилось?
– Что вызвало затруднения?
– Вот и закончился наш урок. С чем нас познакомил Хомячок?
– Вы хорошо работали, были дружными, умелыми и хомячок приготовил для вас подарок, то, что он сам больше всего любит.
– Вот, целый мешок. Это полезный фрукт, начинается он на новый звук.
– Догадались? (Хурма)
– Но мы тоже сделаем хомячку подарок. Мы подарим ему весёлую песенку про старичка, который всё время смеялся.
(Дети исполняют песню “ Весёлый старичок”)