Внеклассное мероприятие "КВН "Колебание и волны". 9-й класс

Разделы: Физика

Класс: 9


К инфразвуку относятся волны, длина которых в воздухе больше 20 метров. Благодаря такой большой длине волны потери энергии в воздухе малы и инфразвук распространяется на большие расстояния. Инфразвук обладает рядом специфических свойств, отличных от свойств звуковых и ультразвуковых волн.

Так, установлено, что инфразвуковые волны оказывают сильное воздействие на живые организмы. Это связано с тем, что многие системы живых организмов (например, сердечно – сосудистая система) являются колебательными системами, собственные частоты колебаний которых лежат в инфразвуковом диапазоне. При совпадении собственных частот колебаний с частотой инфразвука могут возникнуть резонансные колебания большой амплитуды, нарушающие нормальные функции в организме.

Давно замечено, что перед землетрясениями, извержениями вулканов, тайфунами, цунами все животные – и дикие и домашние – ведут себя крайне нервозно, беспокойно. До недавнего времени это не находило объяснения. Сейчас уже ясно, что беспокойство животных связано с воздействием на них инфразвуковых колебаний.

Экспериментально установлено, что инфразвуковые колебания оказывают сильное воздействие на состояние и поведение людей. Несколько лет назад все сотрудники одной из научных лабораторий во Франции почувствовали очень сильную боль в ушах, которая, однако, прекращалась после того, как они покидали лабораторию. Оказалось, что причиной этого был вентилятор на соседнем предприятии, вращающийся с малой скоростью и служивший источником инфразвуковых колебаний.

Начавшиеся исследования позволили установить, что инфразвук с частотой 2 – 10 Гц вызывает нарушение функционирования у людей органов равновесия, что приводит к появлению тошноты, головокружения; вызывает непроизвольное вращение глазных яблок и т. д.

Инфразвуковые колебания могут быть причиной разрушения сооружений. Изучением инфразвука сейчас занимаются физики, инженеры, биологи, экологи.

О колоколах в России впервые упоминается в летописях 988 г. Колокол – это самозвучащий сигнальный музыкальный инструмент – такое научное определение даёт Энциклопедический словарь, “опрокинутая чаша с малиновым звоном”. Внутри этой металлической чаши подвешен металлический “язык”. У каждого колокола есть основной тон, соответствующий высоте его звучания, и богатый, характерный только для него набор добавочных тонов – более низких и более высоких. Именно они и создают разнообразие тембров, по которым различают голоса колоколов с одинаковой высотой основного тона. На протяжении многих веков литейщики искали решение вопросов, какими должны быть пропорции между размерами и массой, толщиной стенок в разных сечениях, какой быть форме колокола, чтобы получить гармоническое звучание, т. е. такое, при котором обертоны гармонично сочетаются с основным, создавая единое прекрасное целое. Но только в ХVI веке удалось найти такую правильную форму: было значительно расширено основание и наращена нижняя часть, ей придан вид заострённой массивной “губы”. Диаметр нижней части в нём равен высоте, а верхней – половине диаметра нижней. Масса “языка” составляет 1/25 от массы колокола, а форма может быть различной. Колокола имеют свои “карты звучания”, для составления которых используют резонаторы Гельмгольца. Устройство колокола таково, что его звучание – дуэт металла и столба воздуха в нём, который приходит в колебательное движение с частотой, равной частоте колебания стенок, совершая вынужденные колебания. Чтобы собственная частота колебаний столба воздуха совпадала с частотой колебаний стенок колокола, столб должен иметь определённые параметры и ударять по нему надо в определённые моменты. В звуковом спектре присутствуют и неслышимые звуки – ультразвук и инфразвук. Наше ухо не воспринимает их, но человек – биологическая система, и потому, так или иначе, отзывается на их воздействие.

КВН (9 класс)

Тема: “Колебания и волны”

Цель занятия: Обобщить, систематизировать знания по теме “Колебания и волны”, совершенствовать навыки решения задач различного типа, расширить кругозор учащихся.

Оборудование: видеопроектор, компьютер, стакан с водой, пуговица с плотными нитками, нитки, груз, секундомер, ложка.

Ход игры

1. Две команды представляют домашнее задание, презентации на тему “Влияние звуковых волн на человека”.

2. Решение задач и постановка эксперимента. В это время два человека от каждой команды измеряют рост с помощью математического маятника.

  1. Объясните действие ненецкой игрушки “Вывко” (Жужжалка). Почему у всех звук разный?
  2. Почему при закрытых дверях и окне шум с улицы или из коридора в комнате менее слышен?
  3. Почему тонкий бокал, наполненный жидкостью “поет” , если мокрой подушечкой указательного пальца водить по его торцу?
  4. Когда гроза, как можно определить на каком расстоянии находится эпицентр грозы?
  5. Когда гроза, как можно определить на каком расстоянии находится эпицентр грозы?
  6. Почему кричат?
  7. Что вы услышите и почему, если на газету насыпать небольшую горку сухого песка и начать катать по нему тяжелую цилиндрическую гирьку?
  8. Может ли возникнуть эхо в степи?

3. Работа с текстом. Вопросы по тексту.

  1. На протяжении многих веков литейщики искали решение вопросов, какими должны быть пропорции между размерами и массой, толщиной стенок в разных сечениях, какой быть форме колокола. Для чего?
  2. Каково устройство колокола?
  3. Какое явление используется в устройстве колокола?
  4. Какими свойствами обладает инфразвук?
  5. Перед землетрясениями, извержениями вулканов, тайфунами, цунами все животные – и дикие и домашние – ведут себя крайне нервозно, беспокойно. Почему?
  6. Какой вред наносят нам инфразвуковые колебания?

4. Подведение итогов.

Каждое правильно выполненное задание 1 балл. Ссумируются жетоны, полученные во время игры. Выбирается самый активный игрок из каждой команды.

Приложение 1

Приложение 2