Цель: Дать учащимся возможность задуматься над проблемой ответственности своих поступков и действий, познакомить подростков с тем, как этот вопрос освещён в обществе.
Оборудование: Карточки для диспута - по количеству групп, схемы опоры определения термина "ответственности", высказывания об ответственности.
Ход классного часа
1. Вводная беседа (соц. педагог)
- Сегодня тема нашего классного часа "ответственность" мы поговорим, что такое ответственность, какая ответственность бывает, как ответственность рассматривается и трактуется у нас в обществе.
- Понимание ответственности как особого социального и морально-правового отношения личности к обществу не может возникнуть в жизни человека случайно. Оно формируется в нас в процессе воспитания в течении длительного времени - через принятие в свою жизнь тех требований, которые предъявляются к детям со стороны взрослых, сверстников, общества. Так возникает дисциплинарная ответственность - наступает в случаях нарушения служебных обязанностей, трудовой дисциплины, правил поведения в учебных заведениях, гражданско-правовая ответственность - очень часто является имущественной, так как наступает в результате нанесения вреда имуществу, чужой собственности, административная ответственность - наступает за нарушение административно-правовых норм. Это: нарушение ПДД, санитарные правила, мелкое хулиганство, распитие спиртных напитков, и др.
2. Мудрые мысли (классный руководитель)
- Здесь на доске есть высказывания людей о том что же является ответственностью. Прочитайте их и объясните своими словами, как вы понимаете эти высказывания.
- Вы все высказались на тему, предложенную нашим собранием, и все оказались правы, давайте обратимся к толковому словарю и подведём итог что же мы подразумеваем под термином "ответственность".
Ответственность - необходимость, обязанность отдавать кому-нибудь отчёт в своих действиях, поступках.
Ответственный -
- Несущий ответственность. Человек, ответственный за порядок.
- Облечённый правами и обязанностями в осуществлении какой-нибудь деятельности, в руководстве делами. Ответственный редактор. Ответственный по вахте.
- Имеющий высокоразвитое чувство долга, ревностно относящийся к своим обязанностям.
- Существенно важный очень серьёзный.
4. Противоположные взгляды на ответственность (спор адвоката и прокурора)
Кл. руководитель: понятие ответственность рассматривается достаточно широко и порой совершенно неожиданно. Давайте сейчас послушаем, два разных взгляда на ответственность, помогут нам в этом прокурор и адвокат.
Прокурор: Я считаю что ответственность в 9 классе не нужна, потому что за этих ребят несут ответственность все - классный руководитель, воспитатели, директор.
Адвокат: Я считаю, что ответственность должна быть, потому что только за малышом необходим уход мамы, папы, воспитателя и директора детского сада. А в 9 классе уже сидят взрослые люди, которые сами могут отвечать за себя и за свои поступки.
Прокурор: А зачем им ответственность, если у них в школе есть только права, право на питание, право на лечение, право на одежду. Вот и получается, что ответственность в 9 классе не нужна.
Адвокат: Я считаю, ответственность в 9 классе тем более должна быть, потому что соблюдение прав младшим обеспечивают взрослые люди, т.к. только у взрослого человека есть права и обязанности. Обязанность принести еду в столовую, приготовить её и накрыть на стол, что бы у более слабых было право - покушать. Таким образом у человека в 9 классе есть не только права, а самое главное - есть обязанности, которые он должен выполнять, потому что если нет обязанностей, то нет и прав, нет ни чего, нет человека.
5. Вынесение вердикта (классный руководитель)
- Вы слышали два разных мнения, о том нужна ответственность старшекласснику или нет, а теперь мы просим вас принять участие в диспуте и высказать своё мнение по этому же вопросу. Пусть каждый из вас вставая, отдаст свой голос прокурору или адвокату. Начинать фразу надо со слов "Я отдаю свой голос за :, потому что:"
6.Фрагменты урока (как вы считаете, можно ли назвать ответственным этого ученика и почему?)
7. Линия времени (работа в подгруппах)
Представьте себе линию времени, которая связывает первый и последний миг пребывания человека на земле. Линию времени можно условно разделить на разные возрастные отрезки. В каждом возрасте человек должен чему-то научиться, решить важные для собственного развития задачи. Я буду называть определённый возраст, а вы подумайте, какие задачи необходимо решить человеку, находящемуся на этом отрезке времени.
Итак, младенчество:, дошкольное детство:, начальная школа:, средняя школа:, старшая школа:, молодость:, зрелость:, старость:.
(Возможна работа над каждым возрастным этапом по группам, над каждым возрастом)
8. Шкала ответственности
- У нас есть шкала ответственности, мы предлагаем каждому из вас оценить себя по ней, поставив фишку там, на сколько вы считаете себя ответственным человеком. "Я себя считаю человеком ответственным, потому что:" (шкала от 0 до 10)
9. Итог. Принятие решения классного часа.