Интегрированный урок (литературное чтение + русский язык) в 1-м классе по ОС "Школа–2100" "Упражнения в чтении и письме слов с парными согласными"

Разделы: Начальная школа


Цель: Формировать навык чтения и письма слов с парными согласными, представлений о существовании многообразия мира художественной литературы.

Задачи:

  1. Развитие навыков коммуникативности, творческой активности обучающихся при работев парах и группах. Содействие обогащению активного словарного запаса и умению работать с информационными источниками. Формирование типа правильной читательской деятельности.
  2. Развитие фонематического слуха, умения в написании слов с парными согласными и навыка в подборе проверочных слов. Формирование умения сравнивать, обобщать, делать выводы.
  3. Воспитание познавательного интереса к предмету и аккуратности при письме. Расширение представлений об окружающем мире родного края.

Оборудование: иллюстрации листа и дерева дуба, жёлуди, карточки для работы в парах и группах, «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова, буквы-магниты, цветные магниты, альбомы-учебники, «деформированное» предложение, аудиозапись к проведению физкультминутки.

Ход урока

I. Организационный момент

Положительный настрой на урок. Создание ситуации успеха.

– Прозвенел уже звонок.

Вы готовы на урок?

II. Актуализация знаний

1. Вводная беседа с опорой на рисунок

– Что изображено на иллюстрациях? (Листики с плодами и дерево)

  

Учитель демонстрирует жёлуди.

– А это что такое?Как это связано между собой? Какие предположения можете высказать?Если кто-то не готов ответить сразу, послушайте загадку:

Я из крошки – бочки вылез,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок.

– О каком дереве идёт речь? (О дубе.) Оправдались ли ваши предположения?

– Растёт ли это дерево в нашем городе и Кемеровской области? (Нет,растут только специально высаженные деревья). Что вы знаете об этом дереве? (Оно лиственное)

2. Сообщение подготовленного ученика

Дуб – очень красивое дерево. Оно светолюбивое. Его корни уходят глубоко в землю, поэтому ему не страшны бури и ураганы. Высота дуба достигает 30-40 м. Плоды (жёлуди) созревают осенью. Продолжительность жизни этого дерева до 1000 лет. На улицах нашего города высажены дубы, которые завезены с Урала. В старину из дуба строили корабли. Сейчас делают мебель, паркет и по-прежнему используют его в судостроении. А знаете ли вы, что если несколько листочков дуба положить в банку с солёными огурцами, то огурцы станут хрустящими и вкусными.

III. Подводящий диалог

– Что нового узнали о дубе?

– Произнесите слово «дуб» ([дуп]). Какой звук слышится на конце слова? ([п])

– Какая буква пишется? (Буква б.)Почему? (Проверочное слово дубы)

– Какая это орфограмма? (Орфограмма «Парные согласные»)

IV. Постановка проблемы

– Где эта орфограмма встретилась в слове? Как вы думаете, только ли на конце слова можно встретить эту орфограмму?

– Точный ответ на этот вопрос мы сможем дать во время урока.

V. Определение темы урока обучающимися

– Сформулируйте тему урока. (Сегодня на уроке мы будем писать слова с парными согласными.)

Физкультминутка (Связана с содержанием урока). Движения повторяются 2 раза.

Ветер дует нам в лицо, (Дети руками показывают движение ветра в лицо)
Закачалось деревцо. (Поднимают руки вверх и покачиваются из стороны в сторону)
Ветер тише, тише, тише – (Присаживаются на корточки и пальчиком показывают «тише»)
Деревцо всё выше, выше. (Поднимают руки вверх, шевеля пальчиками, прыгают).

– Итак, сегодня на уроке будем не только писать слова с парными согласными, но и учиться подбирать проверочные по звонкости – глухости.

VI. «Открытие» детьми новых знаний

1. Работа в парах. На партах лежит карточка со словами:

Прочитайте их. Чем отличаются слова дуб – дубок? (Дуб – дерево взрослое, мощное, а дубок – молодое деревце.) Что общего во всех словах, записанных на карточке? (Однокоренные слова)

– Обозначьте корень в этих словах. Какие слова называются однокоренными? Все ли слова вам понятны? (Непонятно слово «дубрава»)

2. Работа с информационными источниками

– Прочитайте объяснение этого слова в публицистическом тексте, данном в Букваре на странице 114 и подумайте, как его можно озаглавить.

– Так как же вы озаглавили этот текст?

– А теперь прочитаем объяснение этого слова в научном тексте – словаре С.И. Ожегова.

3. Работа в прописи № 5, страница 5. Списывание предложения. Самопроверка.

4. Работа со словом «дубки»

– Прочитайте на карточке второе слово. Поставьте это слово в форму множественного числа. (На доске дети записываются варианты: дубки, дупки.)

– Кто из ребят прав? Докажите. Найдите слова на карточке, которые являются проверочными для этого слова. (Дубок, дубовый)

5. Звуко-буквенный анализ слова «дубки». Коллективная работа

VII. Решение проблемы

– Где в слове встретилась орфограмма – парные согласные? (В середине слова)

– Какой вывод можно сделать? (Парная согласная может быть не только на конце слова, но и в середине слова)

– Вы сами ответили на поставленный ранее вопрос. Молодцы!

VIII. Первичное закрепление

1. Работа в Прописи № 5,страница 5. «Жужжащее» чтение столбиков слов

2. Выборочное письмо однокоренных слов и обозначение корня. Взаимопроверка.

Физкультминутка (аудиозапись комплекса упражнений)

3. Работа в Букваре, страница 114. Чтение слов про себя

– Прочитайте слова, написанные в столбиках. Подчеркните орфограмму.

4. Орфографическое чтение третьего столбика вслух

– Какое слово является проверочным для слова сугроб? А для слова коробка? Где парная согласная встретилась в данных словах? (В середине и на конце слова.)

5. Формулирование правила

– Чтобы проверить парную согласную, нужно подобрать такое проверочное слово, чтобы после согласного был гласный звук.

– На этой же странице Букваря есть пара звуковых человечков.

– Почему эти два звуковых человечка [б] - [п] стоят рядом друг с другом? (Потому что они парные.) Только ли эти парные звуки знаете? (Нет, ещё [г] - [к]; [д] - [т].)

 

6. Обращение к альбомам-учебникам

IX. Вторичное закрепление

1. Работа в Прописи № 5, страница 6

– Какая пара звуковых человечков «лишняя»? Почему? (Звуки непарные и оба глухие).Раскрасьте звуковых человечков и зачеркните непарные звуки.

 

2. Письмо слов с опорой на рисунок.

Ученик выступает в роли учителя

– Прочитайте слова, которые составили. Запишите только однокоренные слова (рыба, рыбак, рыбалка) и выделите корень.

3. Работа в группах. Составление «деформированного» предложения

– Составьте предложение из данных карточек. Одна группа работает у доски.

4. Анализ предложения

– Прочитайте предложение, которое у вас получилось. (Дятел дуб долбил, да не додолбил.)

– Какие звуки чаще других встречаются в этом предложении? ( [д] - [д'])

– Это скороговорка. О ком говорится в скороговорке? Как ещё называют дятла? (Доктором.) Почему? Какое дерево он лечил, долбил? Почему дятел дерево не долечил? (Улетел, его спугнули.)

5. Запись скороговорки в Пропись

– Найдите однокоренные слова и обозначьте корень. Взаимопроверка

Х. Рефлексия

– Интересно ли вам было на уроке? Что нового узнали? Какое задание понравилось больше всего? Какое задание вызвало трудность в его выполнении?

На магнитной доске открывается слово из цветных магнитов МОЛОДЦЫ.

– Если урок для вас был интересным и понятным, нарисуйте солнышко и раскрасьте его оранжевым цветом, если не всё понятно и чувствовали себя на уроке не особо комфортно, раскрасьте жёлтым цветом, а если вам тревожно, то красным цветом.

XI. Словесное оценивание обучающихся

– Мне очень приятно было с вами общаться.

– Спасибо всем за урок.