Тема: согласные глухие звуки [к], [к'], отличающиеся по признаку мягкости-твердости.Буквы К, к.
Тип урока: комбинированный.
Цель: знакомство с глухими звуками [к], [к'] и буквами К к. Упражнение в чтении слогов, слов, предложений, текста с буквой К с помощью модели “Системный лифт”.
Задачи:
- формировать умение практического определения звонкости-глухости, твердости-мягкости звуков через исследовательскую деятельности;
- развивать фонематический слух и упражняться в звукобуквенном произношении и анализе слов;
- воспитывать уважение друг к другу, умение слушать товарища, осознание того, что могут справиться с любым заданием.
Оборудование:
- рисунки героев сказки: Карандаш, Кнопочка, коротышки;
- пословица: “Каков мастер, такова и работа”;
- схемы-модели звуков, слов, предложений;
- модель “системного лифта”.
Ход урока
Оргмомент: Прежде чем сесть каждый ряд-команда говорит свое название.
Первый ряд – “Карандаш”.
Второй ряд – “Кнопочка”.
Третий ряд – “коротышки”.
За правильные и точные ответы команда получает жетон-магнит.
Кто желает прочитать девиз урока: “Каков мастер, такова и работа”.
Объясните смысл пословицы. Посмотрим какими мастерами вы будете на уроке, а поможет нам какая модель?
Системный лифт
Подготовка артикуляционного аппарата.
Послушайте, что я вам произнесу:
Кошка Крошка на окошке
Кашку кушала по крошке.
Это скороговорка.
Произнесем ее как мямлики, шустрики, сороки.
Кто желает сам произнести скороговорку? (2-3 человека)
Зачем мы работали над скороговоркой?
Чтобы четко произносить звуки.
Какой звук часто повторяется?
Повторяется звук [к].
Мы становимся исследователями. Возьмите зеркальце, произнесите звук [к].
Итак:
- веревочка тянется или рвется (веревочка рвется - звук согласный);
- горлышко работает или нет (горлышко не работает, звоночек не слышен – звук глухой);
- работает кончик или спинка языка (работает кончик языка – звук твердый)
Сделаем вывод: звук [к] согласный, твердый, глухой.
Вспомните мы читали скороговорку как кто? Как мямлики, шустрики, сороки.
Какой звук повторяется в этих словах? [к?]
В каком слове в пословице слышен этот звук:
Кошка Крошка на окошке
Кашку кушала по крошке.
Исследуем звук [к?]
- веревочка тянется или рвется (веревочка рвется - звук согласный);
- горлышко работает или нет (горлышко не работает, звоночек не слышен – звук глухой);
- работает кончик или спинка языка (работает спинка языка – звук мягкий).
Сравним чем похожи и чем отличаются звуки [к] и [к?].
Давайте поиграем - мальчики друзья Тома, а девочки Тима:
Кость-кисть, Коля-Кира, кокос-киска, огород.
Какая буква обозначает два звука [к] и [к?]?
Буква К.
Назовите тему урока: звуки [к] и [к?], буква К.
Назовите цель урока: должны научиться читать слоги, слова, предложения, научиться печатать букву.
Мы находимся на первом этаже:
Кто желает найти букву на ленте букв? Откроем учебник, найдите новую букву. Сколько букв и какие? Печатные, заглавная и строчная.
Покажите пальчиком в учебнике у соседа.
Внимательно посмотрите на мой плакат. Сколько букв и какие? Четыре буквы, две строчные, две заглавные. Две письменные и две печатные.
Физкультминутка.
У нас в классе чудеса – потерялась буква К.
Вы, пожалуйста, найдите и ладошкой покажите.
Кто отправился в полет,
В клюве веточку несет?
Ай да клоун!
Знаешь, кто он?
Этот клоун –
Буква К!
Сигнальщик держит два флажка.
С флажками он – как буква К.
Разминка для пальчиков: произнесем волшебное заклинание Крибле, крабле, бумс!
В каких словах услышали новый звук?
Работа в тетради: напечатаем заглавную букву К и строчную букву к.
Чем они отличаются? Размером.
Какую букву напечатали? Какие звуки она обозначает?
Игра “Я знаю”
Я знаю, что звуки я слышу и произношу, а буквы читаю и пишу.
Звуки бывают гласные и согласные, гласные звуки поем, они могут образовывать слог:
Лифт остановился на втором этаже.
Капитан на корабле составит и прочитает слоги.
А вы найдите эти слоги на карточках и зачеркните их крестиком.
Наложите сверху карточку с окошечками. У кого в каждом окошечке появился крестик?
Молодцы, задание выполнено верно. Что вы сейчас зачеркивали? Слоги.
Игра “Слог-не слог”. Если слог – хлопни, а не слог – молчи.
КО ЗА РП
КА СА РМ
Почему в третьем столбике не слоги? Это сочетания.
Что можем составить из слогов?
Лифт поднялся на третий этаж.
Составьте из слогов слова. Корм, коза, коса, карп.
Какое слово особенное? Коса – многозначное.
Докажите.
Какая из схем-моделей подойдет к этим словам? Схема-модель красного цвета, так как эти слова обозначают названия предметов.
Физкультминутка-моделирование.
Изобразите с помощью рук буквы: С, К, А, З, К, А. Какое слово получилось? Сказка.
Из какой сказки взяты названия команд? Где в названиях команд спряталась буква К?
Работа с учебником. Какие два слова отличаются одной буквой? Кот, кит.
Кто желает сделать звукобуквенный разбор? (2 человека у доски)
Игра “Отгадай где звук”
Руки сложим в рупор. Называем слово. Определяем где звук.
[к] уст
[к'] едр
[к] арта
Проверяем работу у доски.
Лифт поднимается выше. Что можем составить из слов?
Работа в парах. Придвиньте карточки. Соберите из слов предложения.
I ряд. Катя взяла краски и кисточку.
II ряд. Коля достал карандаши.
Ш ряд. Красивую картину нарисовали художники.
Подберите к каждому предложению схему-модель.
Какая модель получилась? Схема-модель текста.
Что не хватает? Заголовка.
Придумайте.
Мы оказались на последнем этаже.
Закрепление. А теперь прокатимся обратно. Текст состоит из предложений. Предложения состоят из слов, Слова из слогов. Слоги мы пишем с помощью букв К к, звуки [к], [к'] мы произносим.
Итог урока. Какая модель нам сегодня помогла познакомиться с новыми звуками и буквами.
Рефлексия. Я благодарю вас за урок. Посмотрим какими мастерами вы были на уроке (подсчет магнитов-жетонов). Молодцы.
Кто желает дома поиграть в игру “Я беру тебя с собой” с новыми звуками?