Речь на кончиках пальцев или Использование техники "Тестопластика" в работе с детьми с общим недоразвитием речи

Разделы: Логопедия


С каждым годом увеличивается количество детей, которые отстают в развитии от своих сверстников. Это связано, в первую очередь, со снижением познавательной активности, задержкой в развитии речи, недоразвитием мелкой моторики, несовершенством координаций движений, недостаточным развитием пространственных представлений и зрительной памяти. А это в будущем часто вызывает проблемы в школе.

Очень часто, придя в школу в возрасте 6-7 лет, первоклассники имеют неудовлетворительный уровень развития мелкой моторики рук. Из-за слабости, неловкости неразвитости кистей рук ученик не может выработать хороший почерк и выдержать длительное напряжение руки в процессе письма.

Руки человека – это как раз тот инструмент, при помощи которого можно повлиять на общее развитие ребёнка. О связи руки с развитием мозга говорят многие современные педагоги и психологи. Они утверждают, что формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук, что и мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Поэтому развитию мелкой моторики, развитию “руки”, ручной умелости необходимо уделять особое внимание.

Особой группой детей, имеющих все перечисленные выше проблемы, являются дети с общим недоразвитием речи. Работая с этой категорией детей, я столкнулась с проблемой недоразвития тонких координированных пальчиковых движений. Поэтому, проанализировав выводы учёных о связи “рука – речь”, я организовала кружок по тестопластике.

Целью моей работы является использование техники “тестопластика” для улучшения качества подготовки детей к школе.

Лепка – полезное занятие для пальчиков, так как развитие мелкой моторики рук у детей напрямую связано с развитием речи и мышления. Работа с тестом – это, своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений детей. Через обучение детей тестопластике решается целый комплекс развивающих и воспитательных задач: развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации, совершенствование устной речи, развитие внимания, памяти, мышления, воображения, художественно-эстетического вкуса. Расширяется кругозор детей, развиваются такие важные качества личности ребёнка, как аккуратность, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца.

Таким образом, лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей. А лепка из солёного теста имеет свои преимущества (например, в сравнении с пластилином):

- во-первых, это природный, экологически чистый материал;

- во-вторых, быстро и легко готовится;

- в-третьих, приятный на ощупь и легко отмывается;

- в-четвёртых, можно лепить как из белого, так и окрашенного теста. Неокрашенную работу при желании можно раскрасить;

- в-пятых, готовые работы хранятся долгое время и не требуют особых условий хранения;

- в-шестых, поделки можно использовать в играх.

Всему, что так необходимо ребенку в школе: воспитанию усидчивости, аккуратности, терпению; развитию ловкости рук и точности глазомера; овладению технологическими операциями и, прежде всего, творческому подходу к любой работе – поможет содержание работы данного кружка. Основными задачами работы кружка являются:

  1. Развитие мелкой моторики рук.
  2. Развитие координации и тактильных ощущений рук.
  3. Приобщение детей к коллективной творческой деятельности, совместному труду, взаимопомощи.
  4. Создание условий для реализации творческого потенциала с участием в выставках и конкурсах.
  5. Развитие фантазии, воображения, самостоятельного мышления.

Программа рассчитана на один год обучения, один раз в неделю. Все занятия в программе предусматривают строго последовательный ряд “от простого – к сложному”. Этот принцип последовательности очень важно соблюдать при подаче материала. Чтобы не отпугнуть ребенка от занятий, нельзя ставить перед ним непосильную задачу, которую он на данном этапе не способен выполнить. Ребенок должен чувствовать, что у него все получается, тогда он сохранит интерес к дальнейшему освоению предмета.

Тематика занятий разработана в соответствии с лексическими темами, которые предусмотрены в основной программе коррекционно-воспитательной работы. На занятиях широко используются пальчиковые игры, пальчиковая гимнастика и массаж, упражнения для рук с предметами.

На любую лексическую тему мы с ребятами придумываем интересный сюжет и готовим коллективную работу: “Корзина с овощами”, “Ваза с фруктами”, “Лесная полянка”, “Клубничка”, “Зимняя сказка” и другие.

Выполнение одной работы рассчитано на 2-3 занятия, в зависимости от сложности.

На первом занятии мы с ребятами лепим из неокрашенного теста фигуры, а на 2-3, после того, как изделия “высохнут”, раскрашиваем их, затем все вместе создаём тематическую композицию.

Родители проявляют живой интерес к творчеству детей, любят наблюдать за процессом, радуются результатам. В такие моменты важно объяснить родителям важность и необходимость быть с ребёнком рядом, создать ему условия для посильной, интересной творческой работы. Важно поддерживать, направлять, помогать, получать удовлетворение от самостоятельно сделанной работы. Увлекаясь ребёнок не замечает, что его учат, упражняют, а значит процесс развития, становления проходит легче и быстрее.

Для родителей в рамках семинара “Варвара-рукодельница” был проведён мастер-класс по лепке из солёного теста, где они на практике ознакомились с технологией лепки, а также организована выставка, где все смогли познакомиться с работами детей.

Дети с удовольствием показывали и рассказывали о работах, которые они сделали. Наша работа заинтересовала и других детей, что даёт перспективу развития на будущее.

Усваивая новые знания, общаясь в процессе работы, у детей обогащается словарный запас, развивается связная речь. Она становится более чёткой выразительной. Это отражается на качестве пересказов и составлении творческих рассказов, а хорошо развитая устная речь необходима при обучении в школе.

Детям стали лучше даваться графические диктанты и рисунки по клеточкам, что говорит об улучшении сформированности навыков тонкой ручной моторики, о готовности руки к письму.

Улучшилось внимание, память, логическое мышление. Дети стали более усидчивыми, самостоятельными, ответственными.

Таким образом, занятия лепкой из солёного теста положительно влияют не только на развитие тонкой моторики рук, но и способствует развитию качеств, необходимых для успешного обучения ребёнка в школе, а также на воспитание и развитие ребёнка в целом.