Программа "Проектная деятельность в начальных классах".
В детском объединении на начало и конец учебного года 14 человек в возрасте от 8 до 11 лет. "Трудных" ребят нет.
На 2009-2010 учебный год ставились следующие цель и задачи:
Цель работы общества: формирование навыков исследовательской и проектной деятельности младших школьников.
Основные задачи общества:
- выявление детской одаренности;
- раннее раскрытие интересов и склонностей учащихся к ведению научно-поисковой деятельности и подготовка к самостоятельной исследовательской работе;
- проведение исследований, имеющих практическое значение;
- разработка и реализация проектов;
- воспитание активной гражданской позиции, высоких нравственных качеств и духовной культуры.
Задачи поставленные на данный учебный год реализованы полностью.
Достижению поставленной цели способствовали следующие условия:
- наличие у учащихся навыков самостоятельности, чувства ответственности;
- умений работать с дополнительной литературой, с ИКТ-ресурсами (интернет, компьютерная презентация, учебные цифровые образовательные ресурсы);
- умения выстраивать конструктивный диалог с товарищами, с учителями, с родителями;
- активное вовлечение родителей во внеурочную деятельность учащихся;
- расширение кругозора учащихся и знаний об окружающем нас мире.
Уровень достигнутого результата педагогического процесса хороший. Данный уровень подтверждается достигнутыми показателями, свидетельствующими об уровне обученности членов данного объединения ( II место в районной научно-практической конференции в декабре 2008 года в г.Туймазы).
Объединение "Малышок" участвовало в школьном зкологическом месячнике. Была проведена для параллели 3-х классов защита проектов "Проблемы экологическоего состояния озера Кандрыкуль", "Экологический".
Большинство родителей отстраняются от школьной жизни своих детей, т. к. уроки ребенок выполняет в школе под наблюдением воспитателя, все мероприятия организуются педагогами. Многие мамы и папы забывают о своей руководящей роли в формировании личности ребенка. Участие в проектной деятельности по выбранной нами теме позволяло организовать совместную деятельность учащихся и родителей, что значительно увеличило возможности максимальной самореализации каждого ученика.
Пояснительная записка
Одним из основных направлений развития современного образования является необходимость перехода от образования, ориентированного на знания, к образованию, ориентированному на формирование ключевых компетенций. В Образовательной системе "Школа 2100", по которой я работаю третий год, формирование ключевых компетенций называется выращиванием функционально грамотной личности - "личности, способной использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений". Формирование функционально грамотных людей - одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам деятельности.
Для формирования ключевых компетенций необходимы механизмы. Авторский коллектив Образовательной системы "Школа 2100" предлагает в качестве такого механизма регулярную проектную деятельность школьников.
Существует специальная научная дисциплина "Управление проектами", в которой проект определяется как "комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения определенной цели в течение заданного периода времени и в рамках выделенного бюджета". В качестве основных признаков, отличающих проектную деятельность от других видов деятельности, называют:
- направленность на достижение конкретных целей;
- координированное выполнение взаимосвязанных действий;
- ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;
- в определенной степени неповторимость и уникальность.
В современном понимании к проектам относятся строительство египетских пирамид и Великой китайской стены, морская экспедиция Колумба, создание нового учебника, разработка нового оборудования, подготовка спектакля, полет на Луну и так далее.
Небольшие проекты позволяют научить детей добиваться поставленных целей в разумные сроки и с применением полученных знаний. В младшем школьном возрасте ещё рано говорить о самостоятельном проектировании, т.к. для детей это сложный вид деятельности, а младшие школьники находятся пока на начальном этапе овладения всеми деятельностными компонентами. Поэтому в период обучения в начальной школе это система небольших проектных заданий, ориентированных на получение результата и предполагающих применение приобретенных в учебном процессе знаний. Очень важно, чтобы работа над этими мини-проектами стала традиционной. Кроме того, необходимо, чтобы работа была групповой с распределением ролей. Это позволяет включить в проектную деятельность общение - ведущий вид деятельности для учащихся начальных классов.
В рамках проекта может быть не только заявлена, но и апробирована личностная позиция ученика. Кроме того, с психологической точки зрения работа над социальным проектом является для учащихся практикой регулирования межличностных отношений, становления навыков общения, овладения основами перспективного планирования, принятия решений и осознания ответственности за их исполнение. В настоящее время проектную деятельность можно рассматривать как перспективное средство методического развития учебного процесса именно потому, что она является эффективным инструментом формирования самых различных видов компетенций.
Объединение "Малышок"- это общество юных исследователей, стремящихся к развитию своего интеллекта, приобретению умении и навыков ведения научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности.
Работа этого общества позволяет осознать учащимся свою значимость, принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях.
Проектная деятельность позволяет учащимся выйти за рамки объема школьных предметов, провести межпредметные связи, соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать творческие возможности. Помимо обучения, воспитания и развития учащихся наш проект снижает противоречие двух ведущих составляющих процесса обучения: естественно-научной и гуманитарной.
Большинство родителей отстраняются от школьной жизни своих детей, т. к. уроки ребенок выполняет в школе под наблюдением воспитателя, все мероприятия организуются педагогами. Многие мамы и папы забывают о своей руководящей роли в формировании личности ребенка. Участие в проектной деятельности по выбранной нами теме позволяет организовать совместную деятельность учащихся и родителей, а также значительно увеличивает возможности максимальной самореализации каждого ученика.
Социальное расслоение общества, когда в классе собраны дети из семей с различными материальными возможностями, увеличение неполных семей и семей неблагополучных также влияет на процесс обучения и развития каждого ребенка, вносит необходимость ориентации школы на индивидуальные возможности каждого ученика, необходимость создания условий для максимальной самореализации во внеурочной напредметной деятельности каждого ребенка.
Цель работы общества: формирование навыков исследовательской и проектной деятельности младших школьников.
Основные задачи общества:
- выявление детской одаренности;
- раннее раскрытие интересов и склонностей учащихся к ведению научно-поисковой деятельности и подготовка к самостоятельной исследовательской работе;
- проведение исследований, имеющих практическое значение;
- разработка и реализация проектов;
- воспитание активной гражданской позиции, высоких нравственных качеств и духовной культуры.
Как положительные моменты работы над проектами можно отметить следующие:
- воспитание чувства любви и бережного отношения к природе;
- расширение кругозора учащихся и знаний об окружающем нас мире;
- воспитание навыков самостоятельности, чувства ответственности;
- выработка умений работать с дополнительной литературой, с ИКТ-ресурсами (интернет, компьютерная презентация, учебные цифровые образовательные ресурсы);
- воспитание умения выстраивать конструктивный диалог с товарищами, с учителями, с родителями;
- активное вовлечение родителей во внеурочную деятельность учащихся;
Задача данного метода - стимулировать интерес детей, формировать познавательную активность, учить самостоятельности через индивидуальную, групповую и парную деятельность. В работе применяю исследовательскую проектную деятельность, так как именно она ставит целью проекта получение в качестве результата новых знаний, что соответствует целям обучения. Кроме того, использование межпредметных проектов даёт возможность объединения урочной и внеурочной деятельности учащихся. Основной целью внеурочной проектной деятельности можно считать реализацию потенциала личности и развитие способностей детей, а также партнёрское общение, формирование навыков работы с информацией, организация и использование рабочего времени, умение оценивать свои возможности и осознавать свои интересы.
Проектная деятельность позволяет учащимся выйти за рамки объема школьных предметов, провести межпредметные связи, соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности. Особенно актуальна проектная деятельность для детей с пониженной мотивацией к обучению с самых первых дней их школьной жизни.
Среди учащихся нашей школы нет абсолютно здоровых детей. У одних отмечаются отклонения физического здоровья, у других - негрубые нарушения психического здоровья. Мотивация к обучению у них значительно снижена. Они хотят идти в школу, но не для того, чтобы учиться. Их привлекает лишь внешняя сторона учебной деятельности. Особенностью этих детей является огромное желание работать индивидуально, когда ребенок не взаимодействует с одноклассниками. Все внимание взрослого сосредоточено только на нем одном, и он один значим на протяжении всего занятия. В таких условиях ребенок не ощущает трудности. При фронтальной работе в классе этим детям свойственен повышенный уровень тревожности. Дети данной категории недостаточно управляют своим поведением, не всегда чувствуют границы дозволенного. Ведущим видом деятельности для них по-прежнему остается игра, но игра не ролевая, близкая к учебной деятельности, когда надо выполнять определенные роли, следуя определенным правилам, а игра "рядом друг с другом" или мунипулятивная, когда каждый ребенок играет своей игрушкой и крайне редко взаимодействует с кем-либо. Всем этим детям характерно наглядно-образное и действенно-образное мышление, что не сильно отличает их от нормально развивающихся сверстников. А вот их речевое развитие значительно отстает. Зрительно-пространственное восприятие сформировано недостаточно. У многих отмечаются нарушения общей и мелкой моторики. Слухо-моторная координация развита недостаточно. Функция внимания снижена. Объем памяти недостаточен.
Недостаточный для успешного обучения активный словарь, недостаточные представления об окружающем мире обусловлены в значительной мере неспособностью учащихся с нарушениями речевого развития самостоятельно систематизировать имеющийся жизненный опыт и вновь получаемые знания. Трудности в обогащении и уточнении словаря учащихся в первые годы обучения связаны с большим объемом новых слов, терминов, знаний, которые учащиеся усваивают частично.
Типология проектов
Существуют различные классификации проектов. Так, Е.С. Полат предлагает пять основных критерий, по которым различают типы проектов:
1. По доминирующему в проекте методу или виду деятельности:
- исследовательские,
- творческие,
- ролево-игровые,
- информационные,
- практико-ориентированные (прикладные).
2. По признаку предметно-содержательной области:
- монопроекты,
- межпредметные проекты.
3. По характеру контактов:
- внутренние или региональные,
- международные.
4. По количеству участников проекта:
- индивидуальные,
- парные,
- групповые.
5. По продолжительности проекта:
- краткосрочные,
- средней продолжительности,
- долгосрочные.
6. По результатам:
- доклад, альбом, сборник, каталог, альманах;
- макет, схема, план-карта;
- видеофильм;
- выставка; и др.
Саймон Хайнес выделяет следующие типы проектов:
- проекты-сообщения или исследовательские проекты
- проекты-интервью
- проект-производство
- проекты-ролевые игры и драматические представления
К организации проектов предъявляют следующие требования:
- проект должен быть включен в процесс обучения и воспитания учащихся;
- учащиеся должны обсуждать реальные проблемы и ставить актуальные задачи, деятельность
- учащихся должна иметь целесообразный характер;
- работа учащихся должна быть осмысленной и активной;
- учащиеся должны уметь четко формулировать свои мысли в письменном виде,
- анализировать новую информацию, участвовать в создании новых идей;
- конечный вид проекта (представленный в любой форме), должен иметь пояснительную
- записку, т.е. теоретическую часть с титульным листом, в котором указаны название
- проекта, автор, класс, учебное заведение, руководитель и другие необходимые сведения.
Этапы работы над проектом:
- постановка цели;
- выявление проблемы, противоречия, формулировка задач;
- обсуждение возможных вариантов исследования, выбор способов;
- самообразование при помощи учителя;
- продумывание хода деятельности, распределение обязанностей;
- исследование: решение отдельных задач, компоновка;
- обобщение результатов, выводы; анализ успехов и ошибок, коррекция.
Занятия проводятся в среду и пятницу с 9.00 до 11.00
Наполняемость группы 14 человек в возрасте от 8 до 11 лет.
Ожидаемые результаты.
- Активный интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.
- Положительное влияние воспитательной информации, выходящей за рамки стандартных учебников, воспитание гуманного отношения к окружающим, патриотизма, формирование здорового образа жизни.
- Обучение приемам исследовательской работы с книгами, в музеях, на выставках, использование средств Интернета в целях получения новых знаний, формирование навыков работы в читальном зале библиотеки.
- Приобретение коммуникативных навыков.
- Развитие способностей адекватного представления результатов своей работы в форме докладов, рисунков, фотографий, звуко- и видеозаписи и др.
- Формирование на более высоком уровне общеучебных навыков.
- Развитие речи и обогащение словаря.
- Активное участие родителей в школьной жизни ребенка.
- Повышение профессиональной компетентности учителя.