Одним из основных направлений развития современного образования является необходимость перехода от образования, ориентированного на знания, к образованию, ориентированному на формирование ключевых компетенций. В Образовательной системе "Школа 2100", по которой я работаю третий год, формирование ключевых компетенций называется выращиванием функционально грамотной личности - "личности, способной использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений". Формирование функционально грамотных людей - одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам деятельности.
Для формирования ключевых компетенций необходимы механизмы. Авторский коллектив Образовательной системы "Школа 2100" предлагает в качестве такого механизма регулярную проектную деятельность школьников. С середины 2008 года меня заинтересовала эта тема и уже с сентября я начала работу в этом направлении. Сегодня я являюсь руководителем кружка "Малышок", который ведет проектную и исследовательскую работу. Мною составлена программа по социально-педагогическому направлению для детей от 8 до 11 лет, для 1 года обучения.
Что понимается под словом "проект"?
В словаре Ожегова проект определен как "разработанный план сооружения какого-либо механизма, устройства", или "предварительный текст какого-либо документа", или "замысел, план".
Проектная деятельность в Образовательной системе "Школа 2100" рассматривается как основная форма внеурочной деятельности.
Ведущим видом профессиональной деятельности в проектах может быть любая её разновидность:
- экспериментально-исследовательская.
- проектно-конструктивная,
- производственная,
- научная,
- методическая,
- образовательная и т.д.
Проектную деятельность школьников можно рассматривать как модель профессиональной проектной деятельности. Примеры детских проектов - это рисунок, поделка, рассказ, загадка, концерт, исследование, решение проблемы и т. д.
Каковы особенности внеурочной проектной деятельности?
Для определения вида проектов, целесообразных во внеурочной деятельности, логично руководствоваться следующими:
- целями внеурочной деятельности;
- целями обучения, которым целесообразно уделить внимание.
Выделяют несколько видов проектов, которым по разным соображениям уделяется особое внимание:
- информационные проекты- проекты, целью создания которых являются информационные объекты: энциклопедии, картотеки, книги, и т.д.;
- исследовательские проекты- проекты, в которых дети полностью походят все этапы "взрослых" исследований;
- проекты по решению проблем - проекты, похожие на исследовательские, но носящие более творческий и изобретательский характер
Основной целью внеурочной деятельности можно считать реализацию детьми своих способностей и потенциала личности.
К важным целям обучения, которым целесообразно уделить дополнительное внимание, можно отнести:
- формирование коммуникативных навыков (партнерское общение);
- формирование навыков организации рабочего пространства и использование рабочего времени;
- формирование навыков работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);
- формирование умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор.
Формирование навыков работы с информацией во внеурочной проектной деятельности требует дополнительных организационных усилий.
Поэтому для включения информационной деятельности в проектную деятельность в полном объёме необходимо предусматривать специальные организационные приемы:
- одновременная работа над разными проектами по одной теме
- включение в перечень этих проектов одного коллективного информационного проекта.
В результате проектная деятельность предваряется необходимым этапом - работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме.
Каковы основные этапы внеурочной проектной деятельности?
- Выбор темы.
- Сбор сведений.
- Выбор проектов.
- Реализация проектов.
- Презентация.
Выбор темы.
Работа над темой начинается с ее выбора. Так как тема выбирается одна на всех, то она должна быть достаточно ёмкой, чтобы в ней можно было выделить много разных подтем по интересам детей. Например, в теме "Океан" могут быть подтемы: "Жизнь в океане", "Плавающие динозавры", "Глубоководные животные", "Корабли", "Морские профессии", "Пираты", "Писатели об океане", "Кругосветные путешествия" и т.д.
Если выбор темы должен регулироваться учителем (наводками и подсказками),то совершенно иная картина с выбором подтем - здесь уже дети могут делать личный выбор того, что им интересно.
Среди всевозможных подтем бывают типовые подтемы. Например, для темы "Дом" типовые подтемы выглядят так: географический аспект - "Дом в разных странах", исторический аспект - "Дом в разные времена", культурный аспект - "Дома литературных героев", "Дома в сказках", "Дома на картинах".
Сбор сведений.
Дети, обращаясь к различным источникам информации, собирают интересующие их сведения, фиксируют их и готовят к использованию в проектах. Основные виды представления информации - это записи, рисунки, вырезки, ксерокопии текстов, изображений, аудио- и видеозаписи, дискеты, компакт-диски и т.д.
Основная задача учителя на этапе сбора сведений по теме - это направлять детей на самостоятельный поиск информации.
Завершается сбор сведений размещением всей найденной информации в одном информационном проекте.
Задача информационных проектов - формирование навыков организации приобретенной информации.
Выбор проекта.
После завершения этапа сбора информации учитель предлагает детям принять участие в реализации проектов. Выбор формы продукта проектной деятельности - важная задача участников проекта. От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита - презентабельной и убедительной, а предложенные решения - применимы к выбранной социально значимой проблеме. Желательно, чтобы предлагаемые проекты относились к разным видам по следующей классификации:
Реализация проектов.
На этом этапе дети готовят выбранные ими проекты, сочетая действия в школе) и вне школы. Взрослые помогают только в случае острой необходимости, если есть опасение, что ребёнок переоценил свои силы и может не справиться с выбранным проектом.
Презентации.
Каждый проект должен быть доведён до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Виды презентационных проектов могут быть различными, например, воплощение, защита на ученом совете, игра с залом, иллюстрированное сопоставление событий, эпох; научная конференция, научный доклад, отчет исследовательской экспедиции, пресс-конференция и т.д.
Какие бывают типовые проекты?
Существуют универсальные проекты, которые можно включать в работу практически над любой темой. Их можно подразделить на изготовление изделий и представления. Могут быть комбинированные проекты- это представления с использованием предварительно изготовленных изделий (показ моделей одежды, кукольный спектакль и т.д.)
Можно ли использовать для проектной деятельности учебное время?
На уроках по предметам, имеющим основную цель - получение знаний, целесообразны проекты, направленные на получение знаний (экспериментально-исследовательские), и проекты, направленные на передачу знаний (образовательные). Проекты, направленные на передачу знаний, позволяют школьникам выступать в роли учителей, методистов, авторов учебников, способствуя тем самым закреплению изученного материала.
В проектной деятельности детей развиваются важнейшие общеучебные умения, а именно:
1. Рефлексивные умения
2. Поисковые (исследовательские) умения
3. Оценочные умения.
4. Умения и навыки работы в сотрудничестве
5. Менеджерские умения и навыки
6. Коммуникативные умения
7. Презентационные умения и навыки
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ
1. По доминирующей деятельности учащихся. | 1.Практико-ориентированные проекты. 2. Исследовательские проекты. 3. Информационные проекты. 4. Творческие проекты. 5. Ролевые проекты. |
2. По предметному содержанию. | 1. Монопроекты 2. Межпредметные проекты. |
3. По продолжительности. | 1. Мини проекты 2. Краткосрочные проекты. 3. Недельные проекты. 4. Годичные проекты. |
Составляется паспорт проектной работы:
- название проекта;
- руководитель проекта;
- учебный предмет, в рамках которого проводится работа;
- учебные дисциплины, близкие к теме предмета;
- состав учащихся;
- тип проекта;
- цели проекта;
- задачи проекта;
- вопросы проекта;
- оборудование;
- аннотация;
- предполагаемый продукт проекта; (например, газета, сочинение), ход проекта.
В настоящее время проектную деятельность в школе можно рассматривать как перспективное средство методического развития учебного процесса именно потому, что она является эффективным инструментом формирования самых различных видов компетенций, а также полной совокупности компетенций - функциональной грамотности.
Проектная деятельность - это относительно новая педагогическая технология, но за ней большое будущее!!!!