Склонение имен существительных. 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4


Цели урока:

  • Познакомить детей с шестью падежами русского языка, их вопросами.
  • Дать понятие  склонения имён существительных как изменения окончаний по вопросам или падежам.
  • Развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь.
  • Воспитательная: формировать коммуникативные навыки: выслушивать мнения других и корректно их оценивать в процессе выполнения работы. Привитие  интереса к русскому языку, расширение кругозора через ознакомление с окружающим миром.

Методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности:

  • общеклассная;
  • групповая;
  • индивидуальная.

Оборудование: мультимедийная приставка, набор слайдов или презентация урока, таблица “Правильная посадка во время занятий”.

Ход урока

I. Оргмомент.

Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

Дежурные проверяют  готовность к уроку, организацию рабочего места учащихся.

II. Сообщение темы и целей урока (слайд 1)

Сегодня мы отправляемся в удивительное путешествие в страну имен существительных. Впереди нас ждут новые открытия. В путь мы отправляемся на этом чудесном корабле.

Море знаний нас ждет.
Волны открытий зовут. (слайд 2)

III. Минутка чистописания

– Какие волны на море? Покажите в воздухе.

– Запишем в тетради такое упражнение.

– Какую букву вам напоминают волны? (На слайде 3 таблица с буквой Мм)

– Какие звуки может обозначать эта буква? ([ м ] согласн., звонкий, твёрдый [ м, ] – согласн., звонкий, мягкий.)

– В каких случаях слова пишутся с заглавной  буквы М? (в именах собственных)

– Запишем строчку соединений Мм.

(Учитель записывает буквы на доске со счетом:«И – раз – и, два – и» )

– Итак, нас ждет море. Корабль отправился в путь.

(Слово море записать на доске.)

1. Игра «Собери родню»

– Подберите однокоренные слова к слову море. (слайд 4)

(Моряк, морской, мореход, морячок, морячка, моряцкий, морячить, взморье, приморье, поморец, поморка, мореплаватель)

– Прочитайте слова.

– Все ли они являются однокоренными?

– Как вы понимаете значение слов поморец, поморка?

– Разберем эти слова по составу.

поморец                    поморка

2. Орфографическое чтение

Прочитаем все слова орфографически.

3. Самостоятельная работа

(Два ученика работают у доски)

– Выпишите имена существительные.

(Море, морячок, мореход, моряк, морячка, взморье, поморье, поморец, поморка, мореплаватель)

– Поменяйтесь тетрадями. Проверьте. Если задание выполнено верно, нарисуйте на полях рыбку.

– Встаньте те, кто «поймал рыбку».

– Почему вы выписали именно эти слова?

– Что называется именем существительным?

– На какие три группы можно разделить имена существительные? (Мужской род, женский род, средний род)

– Назовите существительное с безударной гласной в корне.

– Какими словами можно проверить ее?

– Эти имена существительные и приведут нас в их родную страну имен существительных.

Нас ждут затеи и задачи,
Игры, шутки – все для нас
Пожелаем друг другу удачи
За работу! В добрый час.

– А вот и Страна Имен Существительных.

(На доске открывается карта) (слайд 5)

– Что вы знаете об именах существительных?

– Какое новое грамматическое понятие вы встретили? (Склонение)

– Что такое склонение имен существительных.

– Можно ли назвать следующую группу слов предложением? Почему? (слайд 6)

Нам нужны такой корабль на море, чтобы мы мог с любая волна поспорить.

– Что нужно сделать, чтобы получилось предложение?

– Изменить окончания имен существительных по вопросам – просклонять. (слайды 7–13)

– Живут в реке Склонение шесть братьев падежей.

(слайд 8)

Именительный – падеж общительный. С каждым хочет познакомиться. У всех спрашивает: «Ты кто? Ты что?».

(слайд 9)

Родительный – падеж удивительный. Хочет знать, кто твои родители. Спрашивает: «Ты кого сын или дочь?» И очень бывает удивлен, если нет кого или чего.

(слайд 10)

– Падеж дательный – добрый и внимательный. Все, что есть у него, раздает. Так и спрашивает: «Кому дать? Чему дать?»

(слайд 11)

Винительный – падеж зрительный. Зрение имеет прекрасное. Кричит громко и ясно: «Вижу кого? Вижу что?». А почему винительный? Он и сам не знает. Наверное, потому что один вопрос взял у именительного падежа, а другой у родительного падежа. Вот и чувствует свою вину.

(слайд 12)

– Падеж творительный – работник исключительный. Без дела не сидит. У каждого спрашивает: «Чем работать? С кем работать?». И очень доволен он, когда находится работа.

(слайд 13)

– Падеж предложный – рассказик невозможный. Много знает и может о ком или о чем рассказать. Наши предки его называли сказительным, а М. Ломоносов назвал его предложным, так как этот падеж употребляется только с предлогами.

Вот такие падежи здесь!
А вы с ними подружитесь!

– Повторим названия падежей и их вопросы.

– Для чего нужны вопросы?

– При помощи вопросов падежей слово изменяет свое окончание.

– Каждый из нас сегодня моряк.

– Изменим окончание существительного «моряк» и «лодка» по вопросам падежей.

(Запись осуществляется на доске и в тетрадях) (слайд 14)

Именительный

кто? что?

моряк  , лодка

Родительный

кого? чего?

моряка, лодки

Дательный

кому? чему?

моряку, лодке

Винительный

кого? что?

моряка, лодку

Творительный

кем? чем?

моряком, лодкой

Предложный

о ком? о чем?

о моряке, о лодке

4. Вывод

– Изменение окончания имени существительного по падежам называется склонением.

– Прочитайте вывод в учебнике.

– Что такое склонение?

Физкультминутка (музыкальная)

Самостоятельная работа:

В гости к нам пришел один хитрый лесной зверек.

Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост – краса.
Кто это?
(Лиса)

– Лиса пришла к нам не с пустыми руками. Она принесла для вас задание.

– Вместо вопросов вставьте существительное «лиса».

(слайд 17)

Лиса – хитрый зверь.
У (кого?) пушистый хвост.
(Кому?) т..пло зимой.
Охотник высл..дил (кого?).
Заяц не любит встреч..ться с (кем?).
О (ком?) народ сложил сказки.

(Учащиеся списывают текст, изменяя по вопросам существительное «лиса», и вставляют пропущенные буквы. Учитель помогает «слабым» ученикам.)

– Прочитайте предложения. Назовите окончание существительного «лиса» и покажите падеж.

Какие буквы вы вставили в слова? Докажите.

5. Игра «Поможем  Незнайке»

– Незнайка гулял по лесу. А хотите знать, за чем он пошел в лес?

– Прочитаем его телеграмму: (слайд 18)

Долго я брожу в лису,
Не найду нигде лису.

– Найдите ошибки.

– Какие слова одинаково произносятся?

– Выделите окончания в этих словах, определите падеж.

(Работа выполняется коллективно)

– Где живет лиса? (В норе)

– Просклоняйте существительное «нора».

(Учащиеся работают по цепочке: падеж – вопрос – слово)

IV. Домашнее задание

– Прочитайте задание упражнения.

– Что вызывает затруднение?

V. Рефлексия

– Что нового вы узнали сегодня на уроке?

– Что такое склонение?

– Назовите падежи и их вопросы. (слайд 19)

– Оцените свою работу на уроке по таким критериям. (слайд 20)

– Наш корабль остаётся в Стране Имен Существительных. На следующем уроке мы продолжим изучение темы «Склонение имен существительных». (слайд 21)

– Урок окончен.