Цели урока:
1. Познакомить учащихся с сущностью морали и нравственности;
2. Развивать умения анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи.
3. Формировать отношение к моральным и нравственным ориентирам в жизни человека.
Оборудование: компьютерная поддержка
Тип урока: урок-проблема с предварительной подготовкой учащимися индивидуальных заданий
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Разберемся с предрассудками.
3. Фотолаборатория.
4. Социологически опрос.
5. Город инвалидов.
6. Рекомендации для:
7. Самооценка.
8. Подведение итогов.
Посмотрите на экран, прочитайте тему урока. На этом же слайде вы видите автора темы урока - Эммануила Канта. Он дал нам сегодня возможность подумать и поразмышлять о том, что является главным в выборе тех или иных поступков человека. Попробуем проанализировать свое отношение к нравственным категориям, сравним свои ориентиры и принятые в обществе.
Давайте сравним и категорический императив и золотое правило поведения. Мы видим эти два определения на экране. В чем же разница? Да, на самом деле золотое правило рекомендует, как надо себя вести, а императив обязывает. Найдите это главное слово - это максима и закон. Это назидание, повеление, вести себя именно так, а не иначе. Итак, давайте попробуем начать этот тренинг для души и ума. Это две главных составляющих в нравственных поступках людей.
Первый этап - разберемся с предрассудками, и я предлагаю вам следующие задачи. В них надо расставить правильно акценты, а также объяснить, почему мы делаем именно так, а не иначе.
Мария (моложе / старше) Маши и к тому (красивей/проще).
По какому критерию мы определили, что Мария и старше и красивей. Потому, как произнесено имя.
С Шуркой (веселей/скучней), чем с Сашкой, но в футбол оба играют хуже/лучше)чем Санька.
Какой вариант мы выбираем: С Шуркой веселей, чем с Сашкой и играют в футбол лучше, чем Санька. И опять мы говорим о том, как произнесено имя.
С Анной (проще/сложнее) иметь дело, чем с Аней.
Вариант: С Анной сложнее иметь дело, чем с Аней. Имя Анна более серьёзно, ответственно, чем Аня.
Димка (сильнее/ слабее) в математике, чем Митька.
Вариант: Димка сильнее в математике, чем Митька, т.к. имя Димка звучит более серьезно
Володя (лучше/хуже) покажет дорогу, чем Вова.
В этом случае более полное произношение имени Володя дает нам вариант: Володя лучше покажет дорогу, чем Вова.
Если у вас испортиться машина, то за помощью (лучше /хуже) обратиться к Василию Сергеевичу, чем к Васе.
И здесь поломка машины заставляет нас обратиться к тому человеку, который заслужил уже называться по имени-отчеству.
Душой общества (скорее/едва ли) будет Костя, а не Константин.
А здесь мы видим обратную систему, когда имя показало более близкое отношение к человеку.
Итак, подведем итог. У нас сложился стереотип мышления, как мы формулируем имя , такую характеристику мы даем человеку, его отношению к делу. Но ведь это не всегда правильно. В жизни бывает и по-другому: произношение имени не всегда раскрывает возможности человека, его деловые качества.
В следующем задании мы должны быть более внимательны. На экране фотолаборатория.
Что мы видим? Ступеньки, ведущие в общественные места: магазины, парикмахерские. Зима, снег, скользко и кто что об этом думает? Да, трудно подняться по этим ступеням здоровому человеку, есть опасность упасть. А как другому, человеку с ограниченными возможностями попасть в магазин, здесь нет специальных спусков и подъёмов для них.
А что мы делаем, когда вообще видим на улице инвалида? Мы бросаемся ему на помощь? Нет, мы отводим глаза, мы стесняемся чего-то.
Вот давайте, прямо сейчас, выразим свое отношение к этой проблеме. Проведем социологический опрос: " Как я отношусь к людям с ограниченными возможностями?"
Итак, первый вопрос:
Когда я встречаю на улице инвалида мне:
А) неудобно
Б) все равно
В) хочу помочь
Второй вопрос:
Инвалиды должны жить:
А) отдельно от остальных
Б) сидеть дома
В) быть как все
Третий вопрос:
Должны ли больные люди занимать высокие посты?
А) да
Б) нет
Сейчас программа просчитает, и мы увидим результаты на экране.
Итог нашего социологического опроса таков, в нас есть чувство сострадания, и есть желание помочь. Продолжим эту тему и посмотрим план города инвалидов. План подготовлен учениками заранее. Давайте послушаем, чем они руководствовались при составлении плана.
А теперь обсудим. Кто считает, что план хороший? План хорош, в нем все спланировано идеально. Учтено все, социальные объекты, остановки и магазины. А в чем ошибка?
Итак, мывидим, что город для инвалидов вынесен за пределы города для всех. То есть мы изолировали их, от кого? От себя, чтобы их не видеть? Или их от нас, чтобы они нас не видели?
Мне, кажется это уже унижение людей с ограниченными возможностями. Они должны жить точно такой же жизнью, как и все.
Я предлагаю разработать правила поведения, но только не знаю для кого? Для здоровых? Нормальных? Больных? Для кого? Предлагайте.
Давайте для тех, кто считает себя нормальным в помощи любому человеку.
- всегда помогать, не взирая ни на что
- быть полезными людям, нуждающимся в помощи
- быть милосердными
- быть ответственными за себя и других.
А вот еще одна картинка, как вам она нравится? Злая? Неправдивая? Что вы можете сказать про состояние нашего общества, если оно допускает такое?
А теперь проверим, какая у вас самооценка после урока. На слайде вы видите параметры: повышение или понижение самооценки. Определите сами для себя. Если у вас самооценка повысилась, то урок прошел не зря. Значит, ваша душа работала, не зачерствела. Вы и для общества не потеряны.
И еще одна загадка, читаем на экране стихотворение Василия Федорова.
Людей, не видя пред собой,
Не замечая в сквере лавочки,
По улице идет слепой,
Потрагивая землю палочкой.
Его толкнут, пройдут вперед,
И тотчас, торопясь вмешаться.
Какой - то зрячий призовет.
Быть чуткими и не толкаться,
Но слышу голос я его,
Негромкий в человечьем гуде:
- Толкайтесь: это ничего:
Я буду знать , что рядом : ЛЮДИ
Урок подходит к концу,
Домашнее задание: проблемный вопрос "Нужно ли усовершенствовать нравственные нормы?"
Спасибо.