Цели:
- Формирование фонематического анализа и синтеза.
- Учить подбирать и группировать слова по общности корня, относящихся к различным частям речи.
- Развитие умения распознавать в словах ударные слоги, сопоставлять ударные гласные в этих слогах, находить безударную гласную в корне.
- Закреплять правописание безударной гласной, проверяемой ударением в корне.
- Развитие орфографической зоркости.
- Расширение словарного запаса по теме "Зима".
- Повышение уровня мыслительной активности, процессов внимания, памяти.
- Привитие интереса к знаниям, к логопедическим занятиям.
Оборудование: мультимедийная установка с необходимым набором слайдов, индивидуальные карточки на отработку орфографических правил, компьютерная программа "Радуга в компьютере" конструктор урока (выборочные файлы).
Ход занятия
I. Организационный момент
Логопед: Сядет тот, у кого в имени:
- Первый и последний звук [А] (Арина);
- Первый согласный звук мягкий (Ринат);
- Буква "Я" в полном имени обозначает два звука (Татьяна);
- Звук в конце имени звонкий и всегда мягкий (Андрей).
Дети называют свои имена.
II. Повторение
Логопед: Сегодня за нашим уроком будет наблюдать добрый волшебник - Логовичок.
Слайд № 1: Логовичок.
Вот он с нами на связи. Все ваши ответы он хорошо слышит. По электронной почте он прислал нам много заданий.
Логопед: Из чего состоят слова, когда мы их произносим?
Дети: Из звуков.
Логопед: А если мы пишем?
Дети: Из букв.
Логопед: Чем отличаются буквы от звуков?
Дети: Буквы мы пишем и видим. Звуки - слышим и произносим.
III. Развитие фонематических представлений
Логопед: Посмотрите, какое задание прислал нам Логовичок.
Слайд № 2. Задание: тренировочное упражнение "Звуко-буквенный анализ".
IV. Работа по обогащению словаря
Логопед: Отгадайте загадку.
Дел у меня не мало -
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома,
Зовут меня : (зима)
Слайд № 3: "Зимний пейзаж"
Логопед: Какие явления природы происходят зимой?
Дети: Буран, метель, вьюга, снегопад.
Слайд № 4: " Зимние забавы"
Логопед: Какие зимние забавы вы можете назвать?
Дети: Катание на санках, на лыжах, коньках. Дети играют в снежки, лепят снеговиков, строят крепости.
Дыхательная гимнастика
- "Погреть ладошки" - вдох носом, выдох ртом на ладошки.
- "Согреем плечи" - руки развести в стороны - вдох, "обнять" за плечи - выдох.
- "Рубка дров" - руки, сцепленные в замок, поднять вверх - вдох, резко опустить руки вниз, наклонить туловище вперед - выдох.
- "Катание с горы" - левая рука согнута в локте, правой рукой имитировать спуск с горы. При этом на выдохе произносить "У-у-ух!"
- "Лыжники" - руки имитируют лыжные палки. Вдох носом, наклонить туловище вперед - выдох ртом.
V. Тема урока
Логопед: Послушайте рассказ о зиме.
Слайд № 5: "Зимний лес"
"Наступила зима. Все укутала белоснежным покрывалом. Красив зимний лес.
Многие дикие животные стараются как-то перезимовать это холодное время года. Вот зимующие птицы.
Слайд № 6: "Зимующие птицы"
Их подкармливают ребята нашей школы. А вот зимовье зверей.
Слайд № 7: "Зимовье зверей"
В лесу не всегда можно добыть корм. Вот люди и раскладывают для животных сено, солому".
Логопед: Какие слова с одинаковым корнем вы услышали?
Дети: Зима, зимний, перезимовать, зимующие, зимовье.
Слайд № 8: "Родственные слова"
Логопед: Как называются такие слова?
Дети: Такие слова называются родственными.
Слайд № 9: "Тема урока"
Логопед: Мы продолжаем работать над темой "Родственные слова. Правописание безударных гласных, проверяемых ударением в корне слова".
Логопед: Все ли слова с одинаковым корнем называются родственными?
Дети: нет, только слова с одинаковым лексическим значением.
Слайд № 10: "Правило "родственные слова"
VI. Тренировочные упражнения по определению родственных слов
Слайд № 11: "4 лишний"
Логопед: И вновь задание, которое нам предлагает Логовичок. Зачеркните лишнее слово, которое не является родственным, в каждой строчке. (У детей на карточках аналогичное задание)
Проверка с объяснением.
Задание: тренировочное упражнение "Подбери родственное слово".
Логопед: Ребята, Логовичок предлагает вам задание. У каждого на карточке слова, записанные в два столбика. Вам нужно подобрать правильно родственные слова и соединить их карандашной линией.
Слайд № 12. Проверка с объяснением.
VII. Физминутка
Ветерок листвой шуршит:
Шу-шу-шу, шу-шу-шу.
Дети потирают ладонь о ладонь.
В трубах громко он гудит:
У-у-у, у-у-у.
Хлопают над головой руками.
Поднимает снег столбом -
Бом-бом-бом, бом-бом-бом.
Топают ногами.
Дует он везде, кругом -
Гом-гом-гом, гом-гом-гом.
Переступают, повернувшись вокруг себя.
Может вызвать бурю он -
Страх-страх, страх-страх.
Руки в стороны, делают вращательные движения.
Не удержится и слон -
Ах-ах, ах-ах.
Покачивают головой.
VIII. Тренировочные упражнения в написании слов с безударной гласной в корне
Слайд № 13: "Неправильный диктант"
Логопед: А это что такое? Ничего не понятно! Наверное, ученик, который это писал, совсем не знает правил правописания. А вы знаете?
Дети: Да!
Логопед: Как проверить безударную гласную в корне слова?
Слайд № 14: "Правило на б/у гласную"
Дети читают правило.
Слайд № 15. Задание: тренировочное упражнение "Подбери проверочное слово"
Логопед: наш Логовичок предлагает вам подобрать проверочное слово, правильно вставить пропущенную букву и списать слова.
Слайд № 16: "Найди ошибку"
Логопед: Найдите ошибки в тексте. На своих карточках исправьте их, а Логовичок вам поможет проверить задание.
Слайд № 17: "Найди ошибку" помощь
Слайд № 18: "Проверка"
Проверка, объяснение правописания.
IX. Анализ. Итог
Логопед: Вот и подошло к концу наше занятие. У вас ко мне есть вопросы? О каких словах мы сегодня говорили?
Дети: Сегодня говорили о родственных словах.
Логопед: Какие слова мы называем родственными?
Дети: Слова с одинаковым корнем и одинаковым лексическим значением называются родственными.
Логопед: А как проверить безударную гласную? Приведите примеры.
Дети: Чтобы проверить безударную гласную надо подобрать такое проверочное родственное слово, чтобы безударная гласная стояла под ударением.
Логопед: Вы сегодня очень хорошо поработали. Логовичку тоже понравилось. Он с Вами прощается и дарит вам на память свою фотографию.