Цель: знакомство учащихся с животными леса, с их нравами, пищей, образом жизни. Развить у учащихся устную речь, логическое мышление. Воспитывать через урок бережное отношение к природе, к животным.
Ход урока
I. Организационный момент.
Слово учителя: У каждого человека есть заветное место, где он всегда может отдохнуть от шума, подумать о жизни, почувствовать красоту родной земли. У большинства людей таким заветным местом является лес.
- Как его называют? (Зелёный океан)
- Какую пользу приносит лес? (Лес очищает воздух от вредных веществ, дарит людям грибы, ягоды лекарственные растения, деревья леса выделяют кислород, леса защищают реки от высыхания, лес обогревает, кормит, лечит)
- А какую ещё роль в жизни живых существ играет лес? (В лесу живут разные животные, растут деревья. Лес - для животных родной дом)
- Какие животные живут в наших лесах?
- На какие виды делятся животные?
Сообщение темы урока.
Учитель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о животных леса, узнаем, как они живут, что едят и как ведут себя. Так как на уроке у нас сегодня много гостей - это праздник, поэтому мы решили провести этот урок необычным образом, урок в виде суда над хищниками.
При подготовке к этому уроку была проведена большая работа. Дети заранее познакомились с жизнью животных, была создана коллегия в составе судьи, прокурора, адвоката, народных заседателей, общественного защитника, а также на уроке предоставлена выставка фотографий, документы с изображением животных леса, мест проживания и мест предполагаемого преступления, также работали эксперты специалисты по животным.
На уроке присутствуют наблюдатели от общественности, которые следят за ходом судебного процесса.
II. Работа с новым материалом. Знакомство участников с ходом дела.
Судья (два народных заседателя): встать, суд идёт. Прошу всех сесть.
Слушается дело о диких животных леса. В прокуратуру нашего класса поступило несколько заявлений от животных: зайцев, мышей, мелких пташек. Они обвиняют группу хищников в преднамеренном преступлении против них.
В ходе судебного разбирательства предстоит выявить степень виновности ответчиков и избрать меру пресечения.
Так как подсудимые не могут присутствовать на судебном процессе, в зале присутствует общественный защитник, который защищает интересы хищников.
Слово предоставляется прокурору.
Прокурор: В ходе предварительного следствия нами установлено, подследственные хищники, живущие в лесу, пользуясь острыми зубами, крепкими когтями и громким рёвом обижают травоядных животных, мелких пташек безобидных рыбок.
В каждом деле подсудимого есть общая характеристика. Есть она и у нас.
Характеристика.
Всем представителям отряда хищников присущи одинаковые нравы, образ жизни и пища. Хищные животные питаются другими животными. Конечности хищников снабжены пальцами с острыми когтями. У них зоркие глаза, хорошее чутьё, крепкие острые зубы.
В лесу проживают волки, лисицы, куницы, соболи, медведи, выдры. Хочется сказать, что со всеми хищниками человек находится в открытой борьбе, и лишь немногих он мог сделать полезными себе, посредством приручения.
Прокурор: Вот видите, уважаемые граждане, никого не щадят хищники, надо всеми чинят расправу. Послушайте их устрашающий вой. И тем больше вы возмутитесь, когда познакомитесь с безобидными зверьками, которых обижают хищники.
Учитель: Вы можете воспользоваться материалами, любезно предоставленными нам авторами учебника природоведения. Прошу вас, откройте страницу 56 и ознакомьтесь с документами.
(чтение в учебнике о лосе и белке)
Заслушиваем характеристику зайца.
Прокурор: Уважаемый судья! Разрешите заслушать показания свидетелей.
Соболь и хорек жестоко нападают на мелких животных. Они хитры, жестоки и дики. Особенно кровожадный хорёк. Он забирается птичник и нападает на домашних птиц. Они очень жестоки и часть загрызают даже друг друга. Могут нападать даже на человека, особенно на маленьких детей.
В реке рыбок обижает выдра. Это одно из самых хитрых животных, которых нелегко поймать. По натуре очень кровожадны и всегда готовы напасть на новую жертву, не съев ещё и старой. Страдают от неё мелкие рыбы и домашние птицы.
Настоящий хищник и разбойник - волк. Волки объединяются в стаи, и от этого становятся ещё опасней. Особенно храбры голодные волки. Они могут напасть даже на деревню, истребив там всех.
Рассказы о медведе.
Лисицы охотятся на зайцев и мышей. Они очень хитры и осторожны. У нас даже есть картина "Лиса мышкует". Как свойство её преступления против безобидных зверей - мышей.
Свидетель: Прошу слова вне очереди. Я не согласен с тем, что мыши безобидные звери. Они таскают зерно со складов и съедают корни деревьев, разносят различные болезни, приносят человеку ущерб. А вот кроты приносят пользу, они, продвигаясь под землёй, рыхлят её.
Адвокат: Прошу, гражданин судья, учесть это заключение о вреде мышей и внести в протокол.
Судья: хорошо ваше предложение учтём. А сейчас слово предоставляется эксперту.
Эксперт: Я разбирался в звериных следах и хочу отметить, что зайцы не всегда попадают в лапы лисы. Белка же может отлично спрятаться от соболя и куницы. Здоровые рыбки могут уплыть от выдры. А здоровые лоси могут ударить даже волка и медведя.
Общественный защитник: Вот видите, дорогие друзья, хищники нападают только слабых или больных животных, а сильные и здоровые звери не могут попасть на обед к хищникам.
Так как у нас необычный суд, то я предлагаю очную ставку прямо в зале суда. Я вам буду показывать животных, а вы определять, чем они питаются.
ВОЛК, БАРСУК, МЕДВЕДЬ, ВЫДРА.
Добычей, каких зверей могут стать вот эти безобидные зверьки: ЗАЯЦ, БЕЛКА, ЛОСЬ.
Слово предоставляется адвокату.
Адвокат: Уважаемые граждане! Мы заслушали показания свидетелей, выступления специалистов, но мне хочется, чтобы кто-нибудь из свидетелей выступил в защиту хищников.
1-й свидетель: Хорьки, соболи, лисицы приносят человеку пользу. Они истребляют вредных жуков, змей, грызунов. Также это ценные промысловые животные с ценным мехом, который человек использует.
2-й свидетель: Барсук приносит больше пользы, чем вреда. Он истребляет в лесу вредных насекомых, грызунов. Его мясо используют в пищу, оно вкуснее свиного, а жир - ценное лекарство. Из длинных волос выделывают щетки.
3-й свидетель: Волки, медведи могут питаться и насекомыми, лягушками, мышами, ягодами и плодами. Нападают они чаще всего на слабых и больных животных и тем самым выполняют роль санитаров леса. Было замечено, что чем больше убивали волков, тем меньше оставалось других животных.
Адвокат: Граждане судьи! Прошу вас учесть показания свидетелей.
Учитель: Итак, прежде чем выносить окончательный приговор виновности хищников хотелось бы услышать мнение присутствующих о том, что хорошего и что плохого делают животные.
Игра "Хорошо и плохо"
У животных много сложных взаимопонимания, плохо, хорошо, вред, польза всё здесь рядом.
Учитель: Мне бы хотелось сказать ещё о том, что на жизнь животных оказывает хозяйственная деятельность человека.
В природе всё взаимосвязано, разумно. Растения поглощают солнечное тепло, органические вещества. Растениями питаются травоядные и мелкие грызуны. Хищники питаются в свою очередь мелкими животными. Это экологическая цепочка. Природа создала эту цепочку из животных, насекомых, птиц, т.е. из живых организмов и каждое звено здесь очень важно. Если в этой цепочке будет что-то нарушено, то это может грозить экологической катастрофой. Нельзя уничтожать диких животных, их надо беречь и охранять.
У меня есть доказательство того, что человек оказывает действие и на поведение животных.
Они прокладывают в лесах дороги, строят города, лишая тем самым животных их естественного проживания. Лоси, например, из-за шума становятся менее осторожны. А затем легко попадают в лапы хищников. А волки становятся более агрессивными, из-за того, что их беспокоят проезжающие машины.
Суд совещается и выносит решение:
Решение. Разве можно ставить в вину хищников, что они нападают на мелких зверьков? Ведь многие животные являются предками домашних животных, которые приносят человеку пользу.
Бесплановая вырубка леса, жестокая охота, браконьерство привели к тому, что животных становиться всё меньше и меньше.
Мы объявляем, что хищники невиновны и вносим частное определение в адрес людей. Надо беречь природу, леса, каждый вид животных, чтобы сохранить жизнь на земле.
Учитель: Наш урок подходит к концу. Я благодарна всем, кто принял активное участие в обсуждении такого больного вопроса как охрана животных.
Человек - высшее разумное существо. И поэтому он должен поступать разумно, продуманно и конечно не жестоко.
Итог урока: Чтение стихотворения о животных.